Медицина Приморья – 2014: «Постройка» вертикали власти и работа в информационной тишине
29438
2014 год запомнится медицинской общественности Приморья как период относительного спокойствия. Да, власть, несмотря на заверения о недопустимости кадровой революции, в очередной раз серьезно перетряхнула главврачебный кадровый состав, жестко крутила винты федеральных программ и даже назначила себе любимчиков, которые в один момент могут превратиться в изгоев. Однако представители администрации избавили здравоохранение от бесконечного шлейфа скандалов и продолжили совместно с подчиненными работать над улучшением имиджа приморской медицины. Цель благая – развернуть потоки пациентов на край, обогнав по клиентоориентированности Сингапур и Корею.
Вертикаль готова, очередь - за горизонталью
Фундамент отрасли на сегодня заложен. По уверениям власти, за последний год каждый «винтик» системы четко уяснил себе, в каком порядке ему крутиться, а механики должны четко контролировать, в какой момент механизм нужно смазывать, чтобы не буксовал. Маршрутизация, разработанная еще несколько лет назад, со скрипом, но начала исполняться не только на бумаге, но и на деле. Понятно, что в некоторых местах система еще ощутимо сбоит, но на них обращается пристальное внимание, чтобы сразу заменить плохо работающие винтики.
Следующий шаг – развитие концепции, программы на несколько лет вперед, по которой будет жить и развиваться приморская медицина. Как раз этим в 2015 году и займется департамент здравоохранения. Главное, чтобы в это время ему никто активно не подставлял подножки.
Отдать все за нужные цифры
В течение года складывалось четкое впечатление, что департамент здравоохранения волновало только одно – нужные показатели младенческой смертности, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований, ДТП и т.д. Тенденция вполне понятна – эти данные напрямую интересуют правительство страны, поэтому давать плохие показатели с территории – смерти подобно. В 2015 году будет то же самое, все перечисленные заболевания необходимо выявлять на ранних этапах, максимально продляя человеку жизнь. Остается всего два, но важных вопроса. Первый – бесконечно продлевать человеку жизнь невозможно, все на этом свете имеет свое начало и конец, и если пациент не умрет от новообразования, то может погибнуть от ССЗ (а это все равно испортит статистику). Второй – в условиях жесточайшего дефицита кадров в первичное звено нужно заманивать буквально золотыми горами (а их у власти нет).
Родина или смерть
Фишка власти – выпестовать руководителей новой формации. Они должны не только держать все показатели смертности, но и отлично разбираться в финансовых вопросах. В идеале больницей должны руководить сразу два человека – один занимается только финансами, другой – лечебными делами (ориентир - медицинский центр ДВФУ). По факту, это и так давно произошло, в провинции крайне сложно найти главврача, который детально вникал бы в лечебный процесс, на этот случай у него есть начмед.
Тем не менее, все руководители пройдут дополнительную аттестацию с последующим экзаменом. Кто не справится, может собираться с вещами на выход. Поэтому власть готовит резерв главврачей. Система в идеале будет работать следующим образом – уволил плохого управленца, а на его место поставил нового, только со «школьной» скамьи.
Отставки. Теперь и за двойки
Несмотря на твердые заверения власти не сильно шерстить управленческое звено приморской медицины, кое-какие отставки все же произошли. В начале года потеряли свои места главврачи «бубновского призыва», потом начали искать новую работу и неэффективные менеджеры. Последних уволили за так называемые двойки, власть была крайне недовольна низкими показателями исполнения федеральных программ, например, диспансеризации. Но стоит добавить, что некоторых неэффективных управленцев начальство предупреждало очень долго, но так и не дождалось от них конкретных действий. А ссылки на дефицит кадров властью больше не принимаются как существенные.
С корабля в деревню
Новый вице-губернатор Павел Серебряков поставил себе задачу - увидеть все приморское здравоохранение своими глазами. За год он проехал практически весь край, внимательно осмотрев чуть ли не каждый кабинет и пообщавшись не только с врачами, но и с санитарками, и с пациентами. Как любит подчеркивать Павел Юрьевич, ему важно вникнуть во все самому, а от главврачей он ждет не докладов, а полноценного диалога. Но руководители по старинке продолжают докладывать, не разговаривать. Скорее всего, соблюдают субординацию, нарушение которой в прошлом было крайне неутешительным.
Новый год – новый директор
Смену директоров департамента здравоохранения уже можно назвать эксклюзивной приморской традицией. В 2014 году в этом кресле успело посидеть три человека. Началось все с Виктории Вавиловой (пусть и временной фигуры), продолжилось Евгением Махиней (как оказалось, тоже временной), а закончилось Андреем Кузьминым (надеемся, что не такой временной, как две первых).
ФАПы есть, диспансеризация есть, информатизации нет
Задачи приморской медицины, плавно перекочевавшие из прошлого года, так или иначе, влияли на жизнь отрасли. И если с фельдшерско-акушерскими пунктами главным врачам откровенно повезло (новая партия удобных ФАПов монтировалась крайне быстро и качественно), то диспансеризацию спасали всем миром. И если бы не отдельные стахановцы в лице некоторых медучреждений, то миссию можно было и провалить.
Все это время в Приморье серьезно хромало исполнение второго этапа диспансеризации. Условно говоря, многие пациенты просто пропадали в никуда, оставаясь без серьезных обследований узких специалистов. В какой-то момент в речах чиновников четко прозвучало слово «профанация». В конце года его уже не было слышно, но до нужного процента по второму этапу Приморье так и не дотянуло.
С информатизацией все гораздо сложнее. Точно понять, в какой стадии исполнения программы сейчас находятся все медучреждения края, трудно – данные с территорий крайне разнообразны. Кто-то уже отрапортовал о полном введении электронной карты пациента, кто-то пользуется еще своими программами, а кто-то уже внес серьезные правки в «ДОКА+».
Пациенту, который явно не в курсе всех перипетий информатизации, крайне сложно разобраться в «электронных хитросплетениях». Ему важнее, чтобы работала электронная очередь и запись к врачу по Интернету. А эти услуги сейчас доступны далеко не во всех приморских медучреждениях. Причина – слишком разные технические мощности и обеспечение в рамках программы модернизации здравоохранения (кому-то оборудовали более ста рабочих мест, а кому-то не более десяти).
В борьбе за пациента новые игроки
Два крупных игрока на рынке медицинских услуг - Медцентр ДВФУ и «Фальк», хоть и открылись в 2013 году, начали работать на полную катушку именно в нынешнем. Первый только с середины апреля стал быстро осваивать квоты на высокотехнологичную помощь, второй запустил в работу стационар. Отметим также, что медцентр ДВФУ продолжил свою политику по привлечению лучших кадров приморской медицины, в 2014 году на Русский остров перебрались нейрохирург Руслан Тоторкулов и маммолог Евгения Птух.
В конце декабря во Владивостоке открылась лабораторная франшиза ИНВИТРО, которая также намерена оттянуть на себя часть пациентопотока. В копилку необходимо добавить и запуск первого криобанка на территории Сибири и Дальнего Востока. Однако чтобы люди начали пользоваться им, требуется кардинальное изменение массового сознания. Многие отказываются приобретать обыкновенную медицинскую страховку, не то чтобы купить дорогостоящую страховку на будущее, которая может пригодиться только через много лет и только твоему потомству.
Также стоит упомянуть и два важных долгостроя Приморья – перинатальный центр и танатологический корпус. И если первый в уходящем году достроить и ввести в эксплуатацию успели, то второй пока недостроен.
Скандал все-таки был
Несмотря на то, что «медицинский» год прошел в ауре тишины, совсем без скандалов не обошлось. Грянул он оттуда, откуда его можно было ожидать в первую очередь. Буйный пациент напал и избил травматолога «тысячекоечной» больницы Александра Гриценко.
И пусть пациента строго осудила практически вся медицинская общественность края, а департамент здравоохранения оперативно собрал все предложения от ЛПУ по поводу изменения текущего законодательства в сторону большей защиты врача, ситуация за полгода изменилась мало. Краевое УВД продолжает хранить молчание насчет буяна, а депутаты к этому вопросу на своей последней в этом году сессии не обращались. Будет ли у врача дополнительная правовая защита или все обязанности по его охране лягут на обычные ЧОПы, помогут ли в решении этого вопроса депутаты – ответы на все эти вопросы может дать 2015 год.
Урологи показали ФОМСу
То, что территориальный фонд ОМС порой занижает тарифы на тот или иной вид медицинской помощи, а правила игры с ним больше напоминают игру с краплеными картами, в кулуарах отрасли говорилось уже давно. Вскрылся нарыв довольно неожиданно. Главный внештатный уролог Игорь Вольных на очередном заседании общественного экспертного совета по вопросам здоровья обрушился с критикой в сторону ТФОМС Приморского края, обвинив его в развале профильной службы. По словам господина Вольных, сегодня специалистам и больницам просто невыгодно работать по тем тарифам, которые предлагает фонд, отчего количество врачей стремительно сокращается, а количество пациентов с нерешенными проблемами так же стремительно растет.
В 2015 году на согласительной комиссии тариф обещали пересмотреть, однако другие участники процесса пока не могут набраться смелости, чтобы сказать в открытую о том же самом. Плюс, не стоит забывать, что в следующем году фонд будет финансировать около 80% всей приморской медицины, и кое-кому денег может не хватить. Вполне вероятно, что как раз самым смелым.
Больницы продолжают объединять
Реорганизация различных медицинских служб продолжается в Приморье. В планах департамента здравоохранения объединить всю туберкулезную службу края (ее руководитель уже назначен). Объединяют и больницы. Так, например, из шести ЛПУ в этом году сделали всего три. Скоропостижно «скончались» такие больницы, как Новосысоевская участковая больница, Дальнереченская ЦРБ и Пластунская ЦРБ.
Медицина, за которую не стыдно
В уходящем году подводили итоги сразу несколько новичков приморской медицины. Так, региональный сосудистый центр за год работы спас более четырехсот жизней и останавливаться на достигнутых показателях явно не намерен. В лидерах и первая владивостокская больница – ее специалисты вовсю занимаются эндоваскулярной хирургией. Транслюминальная баллонная ангиопластика со стентированием при остром коронарном синдроме – для непосвященных всего лишь набор медицинских терминов, а для врачей – возможность спасать жизнь людям на новом уровне.
В этом году благополучно закончилась и история с туберкулиновым ЧП. Все 45 детей из села Новосысоевка абсолютно здоровы, опасения московских врачей за страшные последствия введения повышенной дозы туберкулина не подтвердились.
Отдельные слова благодарности заслуживают врачи, для которых чувство долга по-прежнему что-то значит. За жизнь шестилетней Насти Богатырь, которой был поставлен страшный диагноз – атипичный гемолитико-уремический синдром (первый такой диагноз в Приморье) весь год боролись врачи первой краевой детской больницы. И спасли маленькую пациентку от, казалось бы, неминуемой гибели. Маленькое чудо совершили в этом году и их коллеги из Партизанской городской больницы. Они спасли жизнь пациенту, получившему сквозное ранение сердца, а также проникающие ранения брюшной полости, диафрагмы и печени, экстренно выполнив операцию, за которую взялись бы не многие их коллеги. На этом фоне необходимо упомянуть и медцентр ДВФУ, однако ему по статусу положено творить врачебные чудеса.
Узнали о достижениях приморских медиков и в Москве. Правда, пока широко в народ пошли представители профилактической медицины. Тем не менее, специалисты Владивостокского клинико-диагностического центра продолжают с удовольствием прогуливаться каждую субботу по набережной Цесаревича. Они единственные в России, кто серьезно отнесся к предложению Лео Бокерии самим заняться сохранением своего здоровья. Теперь об этом знают и москвичи, посетившие в середине июня VIII Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России».
Признание пришло сверху
В этом году Приморье получило лучшего хирурга России. Его зовут Виктор Глухов, он заведующий межрайонным хирургическим центром Октябрьской больницы.
Также в 2014 году в Приморье стало на трех отличников здравоохранения больше. Минздрав отметил руководителя департамента здравоохранения Андрея Кузьмина, главного врача Пожарской больницы Ольгу Филатову и врача городской поликлиники Спасска Светлану Войтенко.
Улице Шапкина - красный свет
Трехлетнее обещание администрации Владивостока подарить городу улицу им. профессора Владимира Шапкина – отца приморской хирургии - так и не было выполнено. Хотя об этом чиновников просила хирургическая общественность не только региона, но и России. Часть улицы Русской, объединившая медицинский городок, идеально подходила под переименование, поскольку сам Владимир Станиславович практически всю жизнь отдал «тысячекоечной» больнице. В итоге чиновники отмахнулись от медиков, заявив о несовершенстве правовой базы, которая не позволяет обессмертить имя великого хирурга в его родном городе.
«Будулаи» года: изгнанники возвращаются на Родину
В нынешнем году медицинская общественность с интересом следила за приключениями двух крайне неординарных личностей – бывшего главврача ККЦ СВМП Сергея Юдина-мл. и экс-директора Приморской краевой аптеки Василия Сысойкина. И если Сергей Сергеевич только подумывает о своем возвращении в Приморье (сейчас он возглавляет больницу в ЕАО и уже наведывался во Владивосток), то Василия Николаевича к родным пенатам вернут против его желания. Дело в том, что экс-главный аптекарь Приморья на протяжении года отсиживался в Черногории, хотя во Владивостоке ему были предъявлены серьезные обвинения в крупной растрате. Россия все же добилась своего – господин Сысойкин возвращается домой, где его будут судить.
Из КМУ в КСГ
Аббревиатуры в этом году правили балом. Однако именно КМУ (комплексные медицинские услуги) и КСГ (клинико-статистические группы) станут в итоге заглавными буквами приморского здравоохранения. Все дело в том, что переход на КСГ коренным образом изменит представление о медицине. Клинико-статистические группы ориентированы на быстрое лечение пациента и его не менее быстрое восстановление. В итоге койка будет оборачиваться быстрее, чем гроб Панночки из гоголевского «Вия», а ЛПУ придется заниматься лечением пациента, а не просчетом его длительного лежания на больничной койке.
Переход на новую систему, скорее всего, займет все первое полугодие 2015 года, поскольку от КСГ будет напрямую зависеть уровень заработка больниц, а в одночасье уронить все здравоохранение никто не хочет.
PS: что также было важным, но необходимого резонанса так и не получило
Первое: Санавиации и хосписа в Приморье по-прежнему нет. А ведь обещали на самых высоких уровнях.
Второе: На рынке страховых компаний в этом году осталось все две СМО – «Восточно-Страховой Альянс» и «Спасские ворота-М». Налицо грядущая монополизация рынка.
Третье: ТФОМС будет драться за наследие «Госмедстраха» до конца. Все больницы, которым был должен нынешний банкрот, также намерены идти до конца, просто их победа пока откладывается на неопределенный срок.
Четвертое: Врачи из Украины массово в Приморье не поехали, на работу в местные больницы устроились считанные единицы.
Пятое: Трансплантологии в Приморье быть. Но пока родственной. Скорее всего, с 2015 года.
Шестое: Развитие государственно-частного партнерства в госмедицине пока буксует. Отдельные примеры Шкотовской больницы и ВКДЦ не в счет – крупный капитал еще не верит в приморскую медицину.
В заключение хочется отметить, что наступивший 2015 год должен усилить многие вышеописанные тенденции. Ответственность с главврачами за результат начнут нести и их подчиненные (первичное звено), приморская медицина будет вынуждена биться за каждого пациента с удвоенной силой, а престиж профессии будет неуклонно повышаться (наряду с трудозатратами самих врачей). Самое главное, чтобы эра стабильности в региональном здравоохранении не закончилась также быстро, как и началась.
Ранее по теме:
Медицина Приморья – 2013: Новые пути развития при старых проблемах
Медицина Приморья 2012: итоги