Обуздать ревизора
Проблема увеличения числа проверок и вольной трактовки законодательства была поднята еще в конце 2012 года. Выступавший в октябре на первой конференции частных медицинских организаций Приморского края, исполнительный директор первой СРО по предпринимательскому типу в сфере оказания медуслуг Сергей Лазарев отметил, что по новому закону об охране здоровья граждан количество функций контроля над частными организациями увеличилось более чем в три раза.
«Это фактически появление девяти дополнительных новых видов проверок со стороны Росздравнадзора и трудовой инспекции. Введение новых порядков оказания медицинской помощи с нового года тоже играет свою роль, поскольку применение государственных порядков к частной медицине достаточно спорно. И здесь работа будет вестись больше не по нормативам, а по понятиям»,- отмечал тогда Сергей Лазарев.
По его мнению, сегодня необходимо вести речь не только о расплывчатых формулировках в новом законе, которые дают надзорным органам повод «придраться по мелочам», но и неадекватности самой нормативной базы. «Поскольку она разрабатывалась для государственных учреждений, то просто не подходит для частной медицины.
Госмедицина работает в условиях бюджетного кодекса, а частная – гражданского, поэтому данные нормативы не могут сочетаться»,- добавлял эксперт.
Приморские руководители медицинского бизнеса уже успели почувствовать на себе негативные последствия работы надзорных органов.
По словам директора медицинского центра «Авиценна+» Натальи Тарасовой, одним из неприятных моментов в работе проверяющих, который может отрицательно повлиять на развитие бизнеса, является некая бесцеремонность ревизоров.
«Например, представители Роспотребнадзора могут просто войти в кабинет и начать свою работу, невзирая на врача, который может вести прием. Это в первую очередь, негативно влияет на пациентов, которые вряд ли придут в это лечебное учреждение снова. Представителям надзорных органов стоит научиться спрашивать у людей разрешение на свою работу. У нас действует закон о защите прав потребителей и, получая услугу, пациент вправе знать о вторжении в его личную жизнь посторонних людей. Однако в данном случае пациент может писать жалобу на медучреждение, которое оказало ему недолжным образом медицинскую услугу»,- рассказывает Наталья Викторовна.
Кроме того, плановые проверки не всегда могут проходить в удобное время для руководителя клиники и его подчиненных. Делая свою работу, они тормозят деятельность медучреждения, а поскольку речь идет о коммерческой структуре, то это оборачивается финансовыми потерями.
«Проверка длится не один день, а продолжается в течение месяца. О своем визите ревизоры предупреждают максимум за неделю до прихода, что не позволяет перестроить месячный план работы»,- добавляет директор МЦ «Авиценна».
По ее словам, в Приморье существует предвзятое отношение проверяющих к частному медицинскому бизнесу. Если у бизнесмена есть знакомые в надзорных органах, то при проверке никто не обратит внимания на мелкие шероховатости, вроде неправильно замоченной тряпки. Если подобных знакомств нет, то такие случаи внесут в протокол. Наталья Тарасова напоминает, что о нарушениях можно говорить лишь в том случае, когда здоровью пациентов нанесен серьезный ущерб.
«Простой пример из практики - проверяющие посчитали нарушением тот факт, что одна из маленьких баночек для сбора биологической жидкости после проведенного лабораторного исследования не до конца была погружена в дезраствор. Для ревизоров при этом важно сослаться на соответствующий нормативный акт, иногда позабыв, что документ говорит совсем об ином. К примеру, если учреждение имеет лицензию на оказание амбулаторной медпомощи, то его нельзя уличать в том, что оно не оказывает стационарную. Многое из документации напрямую противоречит друг другу, а чиновники предпочитают трактовать их в сторону ужесточения»,- подчеркивает Наталья Тарасова.
О непременном желании проверяющих структур найти любое нарушение в работе частного медицинского учреждения говорит и руководитель стоматологической клиники «Колот» Владимир Потоцкий.
«У меня складывается такое ощущение, что перед приходом в то или иное учреждение ревизоры специально определяют для себя то количество нарушений, которое они должны обнаружить в проверяемом месте. При этом президент РФ Владимир Путин постоянно говорит о том, что частному бизнесу нужно всячески помогать, однако чиновники трактуют его слова по-своему, иногда только мешая работать, и находя несущественные мелочи. Временами доходит для того, что нас заставляют покупать ненужное нам оборудование, ссылаясь на нормативные документы, которые через некоторое время вновь изменятся»,- рассказывает Владимир Александрович.
Его доводы поддерживает и генеральный директор медицинской клиники «Возрождение XXI» Виктор Ширковец, считающий, что законодательная база, дающая столько вариантов трактовки для проверяющих, должна приобрести более стабильный вид, а не постоянно видоизменяться.
«Еще то, что вчера не считалось нарушением, сегодня уже им является. Разумеется, для руководителей бизнеса это крайне неудобно – постоянно следить за изменениями в законодательстве не удается практически никому, соответственно, ревизоры всегда будут находить поводы для штрафов»,- уверен Виктор Иванович.
Исполнительный директор НП «Объединение негосударственных медицинских организаций Приморского края» Кирилл Мосолов отмечает, что сегодня каждый предприниматель, руководитель медицинского бизнеса оказывается один на один с проверяющими. «Вольная трактовка некоторыми чиновниками действующего законодательства известна всем. К тому же, ежегодно в российском здравоохранении появляется масса новых нормативно-правовых документов регламентирующих медицинскую деятельность.
Зачастую собственнику или управляющему частной клиники крайне сложно не только отследить, но даже осмыслить и тем более понять новые «правила игры». При такой модели контроля и надзора виноваты будут все, причем всегда»,- рассказывает Кирилл Владимирович.
С другой стороны, по его словам, ФЗ № 323 предусматривает не только управление деятельность в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования (контроля и надзора.), но еще и саморегулирования. Согласно ФЗ № 315 «О саморегулиремых организациях» в частной медицине возможно уже сегодня создание таких объединений. В западных регионах Российской Федерации есть 4 такие СРО, объединяющие частных клиники.
Доктор Мосолов также объясняет нюансы нового законодательства. «Претендовать на статус СРО могут лишь некоммерческие партнерства, состоящие из юридических лиц. Ведь именно субъекты предпринимательской деятельности (например, ООО) имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности. И таких клиник-партнеров должно быть не менее 25. Самое главное, частные клиники, участники такого партнерства, уже сейчас могут создать механизм ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам в форме создания компенсационного фонда и/или страхования ответственности. Как того требует Закон»,- подчеркивает Кирилл Владимирович.
По его словам, также необходимо наличие стандартов и правил предпринимательской деятельности, обязательных для исполнения всем членами СРО. Некоммерческое партнерство «Объединение негосударственных медицинских организации Приморского края» в настоящий момент как раз и занимается разработкой таких документов.
Кирилл Мосолов также добавил, что стандарты и правила в СРО приобретают юридическую силу, в отличии от простых объединений предпринимателей.
СРО при проведении внутреннего контроля позволяет не только проводить его более качественно, но и значительно экономить бюджетные средства. Поэтому, с развитием саморегулирования по предпринимательскому типу в здравоохранении, законодательно установленный государственный контроль за качеством и безопасностью медицинской деятельности, может быть отменен в отношении членов саморегулируемых организаций.
Так как установленные стандарты предпринимательской деятельности и организованный самоконтроль в СРО в полной мере могут обеспечивать оказание медицинских услуг надлежащего качества.
«На сегодняшний день Некоммерческое партнерство «Объединение негосударственных медицинских организаций Приморского края» наиболее близко подошло к выполнению требований законодательства для регистрации в качестве СРО. Все больше участников рынка медицинских услуг задумываются о будущем и проявляют интерес к работе нашей некоммерческой организации. Мы открыты и готовы сотрудничать со всеми заинтересованными частными клиниками Приморского края»,- заключил Кирилл Владимирович.
Ранее по теме:
Государство продолжает ужесточать правила лицензирования медицинского бизнеса
В Челябинске зарегистрирована очередная медицинская СРО
Медицинская СРО в ЦФО увеличила число участников до 35 членов
Приморское сообщество частной медицины оказалось более активным, чем сибирское
Представитель Приморья принимает участие в форуме частного медбизнеса Сибири
Частная медицина может оказывать первичную медицинскую помощь
Частная медицина Приморья: Самосохранение ради недопущения уничтожения
Чего ждут от первой конференции частных медицинских организаций Приморья игроки рынка?
Саморегулирование как способ самосохранения частной медицины
Алексей Панов: «Развитие частной медицины выгодно государству!»
Частная медицина добивается равноправия
С вступлением в ВТО приватизация здравоохранения неизбежна
Частные клиники Приморья объединяются!
Механизм привлечения частной медицины пока не создан
Приморскому здравоохранению не доверяют, но частная медицина видится выходом из положения
Как частная медицина в России пострадает от нового порядка оказания платных услуг
Кому мешают платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения?
Медицинский бизнес требует отмены дополнительного лицензирования