Резолюция как революция
Оргкомитет III Национального конгресса частных медицинских организаций опубликовал проект объемной резолюции, который включает в себя несколько групп принципиально важных задач и проблемных аспектов для всей системы здравоохранения. В частности, это привлечение негосударственных медицинских организаций в систему ОМС, процедура аккредитации врачей и медсестер, меры финансового и фискального стимулирования, а также совершенствование системы надзора в сфере здравоохранения.
Право на выбор
Так, для привлечения частных медицинских организаций в систему ОМС предлагается на федеральном уровне установитьисчерпывающий перечень бесплатных для граждан услуг, тарифы на услуги, обеспечивающие инвестиционную привлекательность, право выбора частной организацией перечня оказываемых услуг ОМС и объем резервирования средств территориальными фондами для покрытия превышения их плановых объемов.
При этом комиссии по разработке территориальных программ должны быть наделены полномочиями устанавливать повышающие коэффициенты в рамках территориальной программы ОМС, единые для всех медицинских организаций.
Они также вправе:
– исключить пункт 10 статьи 36 закона об ОМС № 326-ФЗ (о распределении объемов между медицинскими организациями), запретив тем самым снижение оплаты за превышение объемов;
– исключить из системы ОМС страховые медицинские организации, не имеющие лицензий на меддеятельность в части работ (услуг) «экспертиза качества медицинской помощи»;
– исключить из источников формирования собственных средств страховой медицинской организации деньги, поступающие от штрафов с медицинских организаций;
–исключить пункт закона об использовании средств ОМС части 2 статьи 20 закона № 326-ФЗ.
При этом комиссии должны дополнить часть 9 (о целевом использовании средств) статьи 39 закона № 326-ФЗ фразой «Использование медицинской организацией средств по целевому назначению подразумевает бесплатное оказание медпомощи гражданам, застрахованным по программе обязательного медицинского страхования».
Еще планируется изменить пункт 9 (о комиссии по разработке территориальной программы) статьи 36 закона - вместо слов «и медицинских организаций» вставить фразу «и некоммерческих организаций, в состав которых входят медицинские организации». А пункт 2 (о тарифном соглашении) статьи 30 дополнить фразой «и некоммерческими организациями, в состав которых входят медицинские организации».
ОМС без СМО
Среди среднесрочных и долгосрочных предложений, озвученных в резолюции, – полностью исключить страховые медицинские организации из системы ОМС, внедрить индивидуальные счета застрахованных для контроля выплат, использовать в качестве полиса банковские карты, привязанные к индивидуальному страховому счету, сделать обязательный платеж со стороны застрахованного в размере 1% от стоимости услуг, возвращаемый в конце года пациенту для контроля объема помощи с его стороны.
Кроме того, предлагается дополнить гарантированный перечень взаимозаменяемыми услугами более высокого качества или эффективности, требующими дополнительных расходов, сформировать стоимость базового пакета добровольного медицинского страхования (включающего возможность выбора взаимозаменяемых услуг и / или увеличение страхового покрытия, в зависимости от состояния здоровья застрахованного), предусмотреть возможность доплаты со стороны застрахованного за услуги более высокого качества в случае отсутствия полиса ДМС, а также запретить государственным и муниципальным ЛПУ оказывать услуги, не входящие в программу госгарантий или перечень взаимозаменяемых услуг.
К равным условиям
Согласно принятой резолюции, процедура аккредитации врачей и медсестер, которую вводят с 2016 года, также должна быть пересмотрена. Так, представители частной медицины настаивают на необходимостивнести изменения в Положение о лицензировании в части лицензионных требований – наличие врачей и медсестер, имеющих сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации. Оба документа должны в равной степени предоставлять допуск к медицинской деятельности.
Также необходимо сохранить преемственность процедуры допуска врачей к работе за счет наделения правом аккредитации всех образовательных организаций, имеющих соответствующую лицензию и аккредитации специалистов в соответствии с Номенклатурой специальностей без дальнейшего дробления допуска по отдельным услугам.
Еще одно ключевое требование – обеспечить единообразие процесса оценки знаний не за счет ограничения проводящих ее субъектов, а с помощью разработки стандарта оценки, включающего общедоступную систему детализированных тестов, прошедших публичное обсуждение в профессиональном сообществе, по всей номенклатуре медицинских специальностей специалистов с высшим и средним образованием.
Разработчики проекта напоминают, что предположительно аккредитация будет проводиться уполномоченными центрами – вузами системы Минздрава, у которых возникнет незаконное конкурентное преимущество. В настоящее время в РФ около 650 000 врачей и 1 500 000 среднего медицинского персонала. Даже при проведении аттестации поэтапно в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов, в среднем за год данную процедуру необходимо будет пройти 130 000 врачам и 300 000 медсестрам. Ограничение количества субъектов, проводящих аккредитацию, станет узким местом и приведет к неоправданным расходам работодателей в условиях экономического кризиса. При существующей нехватке врачей аккредитация специалистов по отдельным услугам сократит доступность медицинской помощи.
Что касается меры финансового и фискального стимулирования, то здесь, по мнению «частников», необходимо обеспечить ставку по кредитам на уровне 12 % годовых. А налоговая ставка в размере 0 % должна быть установлена организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения на доход от медицинских услуг, входящих в программу госгарантий, а также организациям, применяющим общую систему налогообложения на имущество, используемое в процессе оказания медицинских услуг. Нулевая ставка должна применяться и на добавленную стоимость при закупке медицинского оборудования в лизинг.
За разумный надзор
Для устранения избыточности государственного контроля и надзора над медицинскими организациями представители частной медицины намерены добиться внесения изменений в постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».
По их мнению, необходимо установить периодичность проведения плановой проверки медицинских организаций «не чаще одного раза в три года». Стоит также исключить плановые проверки для организаций, входящих в саморегулируемые организации, при отсутствии жалоб пациентов в течение трех лет.
Для устранения двойного контроля при проведении проверок медицинских организаций предлагается внести изменения в Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медорганизациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», исключив требования о соблюдении порядков оказания медицинской помощи, соблюдении установленного порядка внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, соблюдении установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.
По мнению авторов резолюции, нужно привести процесс лицензирования медицинской деятельности в соответствие требованиям законодательства и нормативно-правовых документов в части оформления перечня работ и услуг в приложении к лицензии.
Более того, необходимо отменить лицензирование медицинской деятельности при оказании высокотехнологичной помощи, исключить для малых и микропредприятий лицензионное требование о наличии у их руководителей сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», установленное Положением о лицензировании медицинской деятельности.
В резолюции также содержится требование исключить из порядков оказания медицинской помощи обязательность соблюдения стандарта оснащения кабинетов для медицинских организаций, внести изменение в законодательство, предусматривающее для медицинских организаций – членов СРО – уведомительный порядок начала осуществления медицинской деятельности при обязательном страховании гражданской ответственности.
«Частники» предлагают рассмотреть и возможность отмены государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в отношении членов саморегулируемых организаций, согласовавших свой стандарт контроля качества с надзорным органом. Еще одно требование – предоставить право на льготную пенсию медицинским работникам, независимо от формы собственности их организаций, а также индивидуальным предпринимателям, заменив слово «учреждений» на «медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей» в пункте 20 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
И последний штрих – разрешить частным медицинским организациям заготовку и хранение донорской крови и ее компонентов, лечение наркоманов, забор, заготовку и трансплантацию органов и тканей человека, медико-социальную экспертизу.
Текст документа не окончательный, поэтому оргкомитет III Национального конгресса приглашает представителей предпринимательского сообщества к работе по формированию резолюции III-го Национального конгресса частных медицинских организаций. Свои предложения можно направлять на privatmed@mail.ru. В теме письма необходимо указать «Предложения в текст резолюции».
Напомним, 2 и 3 апреля этого года в Москве пройдет III Национальный конгресс частных медицинских организаций по теме «Формирование благоприятного делового климата и повышение безопасности медицинских услуг». Аудитория Конгресса - руководители и собственники частных медицинских организаций, эксперты, представители исполнительной и законодательной власти. Каждый год мероприятие собирает 200 участников из 45 регионов России. Важнейшими вопросами предыдущих Конгрессов стали проблемы экономики здравоохранения, состояние государственного надзора, реальное, а не декларируемое правоприменение законодательных актов при осуществлении медицинской деятельности.
Ранее по теме:
10.03.2015 г. Сергей Лазарев: Пациент в России не может рассчитывать на качественную и безопасную медицинскую помощь
02.03.2015 г. Доктор Мосолов вошел в Оргкомитет III Конгресса Национального конгресса частных медицинских организаций
19.02.2015 г. «Частники» на пути консолидации
13.02.2015 г. От сертификата к свидетельству об аккредитации: можно ли обойтись малой кровью?
02.02.2015и г. Елена Латышева: Консолидация «частников» нужна для борьбы с избыточностью проверок и потребительским экстремизмом пациентов
02.02.2015 г. Михаил Бала: Чем выше давление на «частников», тем быстрее и масштабнее происходит их консолидация
23.01.2015 г. Юрий Комаров: Будущих лидеров необходимо выявлять и учить их мыслить системно
22.01.2015 г. Елена Бобяк: Равноправие частной и государственной медицины существует только на бумаге
16.01.2015 г. Андрей Коробов: Обществу требуется время для осознания фиктивности понятия «бесплатная медицина»
22.12.2014 г. Сергей Морозов: Диалога власти и представителей частной медицины до сих пор так и не состоялось
18.12.2014 г. Дмитрий Борисов: В России нет концепции единой системы здравоохранения на федеральном уровне
18.12.2014 г. Евгений Рабцун: Динамику развития рынка медицинских услуг оцениваю как сдержанно-позитивную!
04.12.2014 г. В апреле 2015 г. пройдет III Национальный конгресс частных медицинских организаций