Сергей Лазарев: Пациент в России не может рассчитывать на качественную и безопасную медицинскую помощь

8361

В апреле этого года в Москве пройдет III Национальный конгресс частных медицинских организаций по теме «Формирование благоприятного делового климата и повышение безопасности медицинских услуг». Аудитория Конгресса - руководители и собственники частных медицинских организаций, эксперты, представители исполнительной и законодательной власти. Каждый год мероприятие собирает 200 участников из 45 регионов России. Важнейшими вопросами предыдущих Конгрессов стали проблемы экономики здравоохранения, состояние государственного надзора, реальное, а не декларируемое правоприменение законодательных актов при осуществлении медицинской деятельности.

Четвертый вопрос, который будет обсуждаться на пленарном заседании III конгресса, обозначен как «Объединительные процессы в частном здравоохранении». В каких целях был создан Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения, чего он добился, как в России развиваетсяинститут саморегулирования по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг, и в чем заключаются основные проблемы, препятствующие развитию этого рынка, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал президент организации Сергей Лазарев.

С места в карьер

- Сергей Владимирович, каковы были изначальные цели создания Национального союза?

- Организация зарегистрирована в форме Некоммерческого партнерства в июле 2010 года. И сразу были определены основные цели Национального союза. Это устранение административных барьеров на пути развития предпринимательства в сфере оказания медицинских услуг, формирование цивилизованного рынка медицинских услуг, создание единого информационного поля частной системы здравоохранения, развитие института саморегулирования по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг.

- Что собой представляет структура Национального союза сегодня?

- В настоящее время в Национальный союз  входят 26 Некоммерческих партнерств и Ассоциаций из 22 регионов РФ. В частности, по две организации из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и Липецка. Также представлены Калининград, Смоленск, Ярославль, Иваново, Владимир, Кострома, Тула, Пенза, Ставрополь, Ижевск, Пермь, Тольятти, Уфа, Челябинск, Новосибирск, Томск, Кемерово, Красноярск, Якутск и Владивосток. Кроме того, в состав Национального союза входит Межрегиональная ассоциация остеопатов.

Количество юридических лиц в каждом региональном объединении варьируется от 7 до 105, как в СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» (Москва). Общее число частных медицинских организаций, состоящих в 26 региональных объединениях, составляет около тысячи.

По имеющимся в нашем распоряжении данным, в субъектах РФ существуют в зарегистрированном виде еще около 15-20 объединений предпринимателей. Порядка 1600 юридических лиц участвуют в консолидированных структурах частного здравоохранения в России. Общее число частных медорганизаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на работу (медицинские лицензии) составляет 50 300. Таким образом, лишь чуть более 3% предпринимателей, работающих в сфере оказания медицинских услуг, объединены сегодня для решения общих задач.

- Давайте более подробно пройдемся по заявленным целям и основным вехам вашей деятельности. В частности, какая работа проделана в плане устранения административных барьеров?

- Эта работа проводится по нескольким направлениям. В частности, представители региональных партнерств принимают активное участие в деятельности общественных советов, создаваемых при федеральных ведомствах (в том числе, Росздравнадзоре и Роспотребнадзоре) и министерствах здравоохранения субъектов,.

Я, к примеру, являюсь членом Общественного совета при Минздраве РФ. Это позволило не только наладить диалог с властью, но и принять непосредственное участие в формировании нормативно-правовой базы здравоохранения. Так, например, благодаря данной работе для частных медорганизаций были исключены обязательные штатные нормативы, предусмотренные в порядках оказания медицинской помощи. В последующем они стали рекомендательными и для государственных ЛПУ. Благодаря нашей деятельности был полностью переработан приказ Минздрава, регламентирующий порядок оказания медицинской помощи по косметологии, что позволило сохранить рынок этих услуг путем устранения из приказа Министерства здравоохранения РФ  возможности оказания косметологических услуг за счет средств бюджета.

Инициаторы команды «ФАС»

- А с ФАC вы контактируете?

- Обязательно, и не только контактируем, а самым прямым образом участвуем в работе экспертного совета по вопросам конкуренции в здравоохранении при Федеральной антимонопольной службе. По инициативе Национального союза и при непосредственном участии наших экспертов были разработаны методические рекомендации территориальным органам ФАС по вопросам лицензирования медицинской деятельности. Их реализация призвана способствовать исключению административных барьеров в ходе прохождения процедуры лицензирования, соблюдению прав и законных интересов лицензиатов и соискателей лицензии.

- Данные рекомендация как-то повлияли на процесс лицензирования?

- Очень серьезно. В соответствии с этими рекомендациями, в 2010 году ФАС провела проверку всех органов лицензирования медицинской деятельности субъектов РФ за 2008, 2009 и первую половину 2010 года. По ее результатам территориальными органами ФАС России было возбуждено 24 дела по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Многие положения методических рекомендаций нашли отражение в новом законе «О лицензировании», в частности, установлен единый бессрочный (неограниченный) срок действия лицензии, сокращен перечень полномочий лицензирующих органов, введены права и обязанности должностных лиц лицензирующих органов, чего не было в предыдущем законе.

- Какие еще совместные проекты с ФАС вы реализовали?

- По инициативе Национального союза и при непосредственном участии экспертов Национального союза ФАС России в 2012 году добилась от Минздрава изменения порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам. Результатом этой работы стало издание нового приказа Минздрава от 03.08.2012 N 66н, в котором отсутствует требование о госаккредитации образовательной организации и признании документов исключительно государственного образца.

По инициативе Национального союза в июле 2013 года было проведено заседание экспертного совета ФАС и представителей Минздрава по проблемам, возникшим в связи с выходом приказа Минздрава № 121н. Он регламентируюет лицензирование медицинской деятельности и, по мнению Росздравнадзора, предписывает переоформление лицензий на медицинскую деятельность всем медучреждениям и организациям России (около 90 000 лицензий). По итогам заседания  Минздрав при непосредственном участии наших экспертов подготовил и опубликовал письмо, разъясняющее отсутствие необходимости в переоформлении лицензий.

Также по инициативе Национального союза в 2014 году было проведено заседание экспертного совета ФАС по вопросу принятии Роспотребнадзором нового СанПиНа по радиационной безопасности в медорганизациях, что позволило внести ряд изменений в нормативный документ, устраняющий административные барьеры для работы медицинских организаций. Кроме того, по инициативе Национального союза и по поручению правительства РФ в 2014 году ФАС России проверила деятельность Росздравнадзора. Доклад по итогам проведенной работы был представлен вице-премьеру Ольге Голодец, он вызвал огромный общественный резонанс.

Проблески цивилизации

- Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, об участии в работе тарифных комиссий территориальных фондов ОМС.

- Благодаря этой работе увеличилось количество частных медицинских организаций, участвующих в системе обязательного медицинского страхования. И еще одним из достижений в деятельности Национального союза по устранению административных барьеров является отмена в 2014 году изменений в Законе о рекламе, запрещающих рекламу медицинских услуг. Эта работа была проведена совместно с Федеральной антимонопольной службой России и комитетом Государственной Думы по охране здоровья.

- Мы плавно подошли к формированию цивилизованного рынка медицинских услуг. Какие мероприятия проводятся для достижения этой глобальной цели?

- Мы активно занимаемся разработкой и внедрением цивилизованных правил на рынке медицинских услуг, предусматривающих, в первую очередь, равные права участников рынка и добросовестную конкуренцию. С этой целью Национальный союз в 2012 и 2013 годах  провел два Национальных конгресса частных медицинских организаций, на каждом из которых присутствовали до 200 руководителей частного здравоохранения из 43-45 субъектов РФ. Также в 2013 году совместно с региональными организациями были организованы и проведены пять Форумов частных медицинских организаций: Дальнего Востока - во Владивостоке, Сибири  - в Красноярске, Урала - в Челябинске, Поволжья - в Саратове, Северо-Запада России в С-Петербурге. В данных Форумах приняли участие около 500 руководителей частных медицинских организаций. В 2014 году было проведено семь конференций по актуальным медико-правовым вопросам рынка медицинских услуг - три в Москве, по одной в Тюмени, Новосибирске, Уфе и Липецке. Данные мероприятия проводились при участии представителей Минздрава, ФАС и других органов власти.

- Каков их итог?

- Резолюции, принимаемые по итогам проводимых мероприятий, были направлены в Государственную Думу, ФАС, Минздрав, Минэкономразвития, правительство РФ. В ответ мы получили письма о рассмотрении наших предложений для дальнейшего использования в работе. В результате сегодня на уровне Госдумы, правительства и отраслевого министерства обсуждаются предлагаемые предпринимателями вопросы по реформированию системы ОМС, оказанию платных услуг в государственных ЛПУ, сочетанию систем обязательного и добровольного медицинского страхования и другие.

Информирован – значит, вооружен

- Как происходит обмен знаниями, опытом, разъяснительная работа, или, иными словами, создание единого информационного поля частной системы здравоохранения?

- Совместно с Центром стратегических инициатив «Частное здравоохранение» Национальный союз провел 28 семинаров для руководителей частного здравоохранения в 19 городах России.  Их цель сводилась к разъяснению требований законодательства в сфере медицинской деятельности и способам преодоления административных барьеров.

Кроме того, в рамках Национального союза между предпринимателями происходит постоянный обмен практикой судебных разбирательств, что позволяет грамотно отстаивать свои права и препятствовать принятию неправомерных судебных решений.

Одним из направлений нашей работы является распространение среди членов Национального союза новостей нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения, в результате чего они в курсе всех изменений законодательства и нормативно-правовых актов. А, значит, вооружены.

Отмечу, что в настоящее время во многих регионах страны постоянно нарушается законодательство при проведении государственного надзора и контроля. К сожалению,  превышение полномочий надзорными органами в регионах РФ является нормой жизни. Даже при наличии нормальных государственных правовых актов мы повсеместно сталкивается с их неправильным применением.

- Сергей Владимирович, пришло время ответить, наверно, на ключевой вопрос интервью – о развитии института саморегулирования по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг.

- К концу 2011 года Национальный союз создал концепцию саморегулирования по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг и начал практическую работу по её реализации. 24 января 2012 года произошло знаменательное событие: НП «Объединение частных медицинских клиник и центров»  получил статус саморегулируемой организации. За два года количество членов в ней увеличилось с 26 до 107, что свидетельствует о положительной динамике развития организации. В устав Национального союза было включено в качестве приоритетного направления деятельности положение о приобретении его членами статуса саморегулируемых организаций.

В течение двух лет количество объединений, получивших статус СРО по предпринимательскому типу в сфере медицинских услуг, достигло 13-ти. Это объединения предпринимателей Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Тольятти, Уфы, Челябинска, Красноярска, Саратова, а также межрегиональные объединения. Уже в этом году получило статус СРО объединение частных медицинских организаций Ставрополя. По плану, в первом квартале 2015 года сдадут документы для получения статуса СРО объединения Смоленска и Вологды.

Национальным союзом разработаны и опубликованы в виде брошюры методические материалы по созданию и практике саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг, которые активно распространяются на всех мероприятиях с участием представителей медицинского бизнеса с целью дальнейшего развития процесса саморегулирования в здравоохранении. Также в настоящее время идет активная работа по формированию стандартов предпринимательской деятельности в сфере оказания медицинских услуг.

Врач: от объекта права  к субъекту

- Какие, на ваш взгляд, основные проблемы, препятствующие развитию рынка медицинских услуг?

- Это очень объемный вопрос, но я с удовольствием их перечислю. Главное - отсутствие адекватного условиям рынка медицинских услуг нормативно-правового регулирования в здравоохранении, отсутствие налоговых и иных льгот для малых и микро-предприятий частной системы здравоохранения. Тарифы ОМС установлены ниже себестоимости услуг, оказываемых в частных медицинских организациях, что затрудняет интеграцию бизнеса в систему ОМС. Добровольное медицинское страхование так и не получило широкого распространения и в значительной степени дублирует ОМС. Граждане вместо добровольного страхования, которое должно дополнять обязательное, оплачивают медицинские услуги, зачастую входящие в программу государственных гарантий.

Кроме того, в России нет единой национальной врачебной организации, способной взять на себя имущественную ответственность за результаты профессиональной деятельности врачей.

Одной из важнейших проблем является состояние врачебного сообщества в России, где врач, являясь объектом, а не субъектом права, не несет ответственности перед пациентом, следовательно, пациент не может рассчитывать на качественную и безопасную помощь. Неумение и нежелание чиновников от здравоохранения изменить положение врача не позволит преодолеть кризис здравоохранения в стране. Еще два-три года, и страна может дополнительно потерять до 15-20% врачей, бесправное положение которых  угнетает их больше, чем низкая зарплата.

Наличие квазирынка в виде платных медицинских услуг в государственных ЛПУ создает условия для демпинга цен, тем самым препятствует созданию цивилизованного рынка медицинских услуг. Также мы наблюдаем экономическую дискриминацию (низкие тарифы) в допуске частных медицинских организаций к участию в Программе государственных гарантий и оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Присутствует и законодательная дискриминация организаций частной системы здравоохранения в допуске к оказанию отдельных видов медицинских услуг (запрет на заготовку и хранение донорской крови и ее компонентов, лечение наркоманов, забор, заготовку и трансплантацию органов и тканей человека, медико-социальную экспертизу).

Добавьте к этому избыточность администрирования при лицензировании и проведении проверок частных медицинских организаций, а также необоснованное и нецелесообразное усиление превентивного государственного надзора при отсутствии внятных нормативных требований в сфере медицинской деятельности, особенно со стороны Росздравнадзора.

Далее - отсутствие в Минздраве специалистов по рыночной экономике, способных понять пагубность равных требований к государственным лечебно-профилактических учреждениям и частным медицинским организациям, где требование о закупке лишнего оборудования лишь увеличивают стоимость медицинской услуги и не приводит к улучшению их качества и безопасности.

Страна парадоксов

- Каковы ваши прогнозы на ближайшее будущее?

- Большие проблемы возникнут в здравоохранении с 1 января 2016 года, когда Закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан» введет обязательную аккредитацию врачей и отменит существующие у них сегодня сертификаты. Двенадцати вузам России будет просто невозможно провести аттестацию 600 тыс. врачей и полутора млн медицинских сестер. За оставшееся до введения данного положения закона время у Минздрава нет никакой концепции по реализации этого положения. Более того, утверждение положения, по которому лишь 12 государственных вузов (а не все учебные центры, имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности) будут проводить аккредитацию, приведет к усилению коррупции, негативным судебным решениям в отношении врачей, еще большим возможностям для притеснения частных медицинских организаций, которые будут лишены  выбора места для прохождения врачами аккредитации.

Еще один тревожный аспект – при получении свидетельства об аккредитации молодые и неопытные выпускники медицинских вузов будут поставлены в равные условия со специалистами высочайшей квалификации и с большим стажем профессиональной деятельности. А это явная и опасная дискриминация.

Особенно трудно будет тем регионам РФ, где нет медицинских учебных заведений. Отсутствие добросовестной конкуренции при аккредитации приведет к сокращению инвестиций собственников в медицинский бизнес. Существующее отношение к частному здравоохранению в регионах уже привело к закрытию многих медицинских учреждений. С учетом резкого сокращения государственных медорганизаций, проводимого в рамках реформы здравоохранения, это приведет к резкому сокращению доступности любой медицинской помощи и услуг.

- Безрадостную картину вы нарисовали… Сергей Владимирович, если можно, краткое резюме всему вышесказанному.

- За прошедшие 10 лет государство не выделило реальных средств на формирование гражданского общества в такой важной сфере как здравоохранение, где работает более 3,5 млн человек, обладающих правом голоса на выборах. Не получило поддержки и предпринимательское сообщество, которое вот уже 8-10 лет пытается самостоятельно решать вопросы, необходимые для укрепления экономики нашего государства. Парадокс в нашей стране состоит в том, что именно тот незначительный слой медицинских организаций, который готов создавать условия, мотивирующие к развитию рынка, работе по закону, подвергается карательному государственному надзору, непомерным и чаще незаконным штрафным санкциям со стороны тех, кто не способен создавать реальные национальные богатства.

Ранее по теме:

19.02.2015 г. «Частники» на пути консолидации

13.02.2015 г. От сертификата к свидетельству об аккредитации: можно ли обойтись малой кровью?

02.02.2015и г. Елена Латышева: Консолидация «частников» нужна для борьбы с избыточностью проверок и потребительским экстремизмом пациентов

02.02.2015 г. Михаил Бала: Чем выше давление на «частников», тем быстрее и масштабнее происходит их консолидация

23.01.2015 г. Юрий Комаров: Будущих лидеров необходимо выявлять и учить их мыслить системно

22.01.2015 г. Елена Бобяк: Равноправие частной и государственной медицины существует только на бумаге 

16.01.2015 г. Андрей Коробов: Обществу требуется время для осознания фиктивности понятия «бесплатная медицина»

22.12.2014 г. Сергей Морозов: Диалога власти и представителей частной медицины до сих пор так и не состоялось

18.12.2014 г. Дмитрий Борисов: В России нет концепции единой системы здравоохранения на федеральном уровне

18.12.2014 г. Евгений Рабцун: Динамику развития рынка медицинских услуг оцениваю как сдержанно-позитивную!

04.12.2014 г. В апреле 2015 г. пройдет III Национальный конгресс частных медицинских организаций

 



  Рейтинг: 5, Голосов: 7



Поделиться
8361
Личный кабинет