Елена Бобяк: Равноправие частной и государственной медицины существует только на бумаге

7831

По мнению исполнительного директора Ассоциации руководителей медицинских организаций Сибири, на деле для коммерческих клиник созданы «специальные» условия с мизерными тарифами и минимальными объемами, что делает их работу в системе ОМС фактически невозможной.

В апреле этого года в Москве пройдет III Национальный конгресс частных медицинских организаций по теме «Формирование благоприятного делового климата и повышение безопасности медицинских услуг». Аудитория Конгресса - руководители и собственники частных медицинских организаций, эксперты, представители исполнительной и законодательной власти. Каждый год мероприятие собирает 200 участников из 45 регионов России. Важнейшими вопросами предыдущих Конгрессов стали проблемы экономики здравоохранения, состояние государственного надзора, реальное, а не декларируемое правоприменение законодательных актов при осуществлении медицинской деятельности.

Один из вопросов, который будет обсуждаться на пленарном заседании III конгресса, обозначен как «Формирование конкурентной среды на рынке медицинских услуг». Портал VladMedicina.ru продолжает публиковать актуальные мнения будущих участников мероприятия по данной теме и приглашает к дискуссии представителей всех заинтересованных сторон. Наш сегодняшний спикер – исполнительный директор Ассоциации руководителей медицинских организаций Сибири Елена Бобяк (Новосибирск).

- Елена Анатольевна, можно ли сегодня говорить о равных конкурентных условиях для государственных ЛПУ и частных медицинских учреждений?

- Однозначно нет. Давайте сначала вспомним, что мы подразумеваем под конкурентной средой. Это рынок, на котором независимые продавцы свободно соперничают за право продать свой товар свободному покупателю.Исходя из этого определения, все продавцы услуг должны находиться в равных условиях и конкурировать только за пациента. Так это принято на свободном рынке. Собственно это и происходит – но только среди частных медицинских организаций, которые качеством, сервисом, своими эксклюзивными услугами конкурируют за деньги пациента и страховых компаний в части ДМС.

Но если мы посмотрим на структуру источников финансирования (за 2012 год), мы поймем, что только личными средствами пациента и оплатами по ДМС рынок медицинских услуг не ограничен. Существует главный «плательщик» - это внебюджетный фонд ОМС и бюджетные средства. Так, финансирование программы государственных гарантий на 2012 год в Новосибирской области составило20,2 млрд рублей (ОМС и бюджет). Страховые выплаты по ДМС – 0,8 млрд рублей. Объем платных медицинских услуг по итогам прошлого года в регионе составил 6,8 млрд рублей. Таким образом,частные медицинские организации конкурируют только в сегменте платных услуг, и, отчасти – в оказании услуг по ДМС. Ни о какой конкуренции в части ОМС речи не идет, хотя де-юро участие частных медицинских организаций в ОМС вполне реально. В своё время наша Ассоциация добилась уравнения в правах – с точки зрения федерального закона существует равноправие частной и государственной медицины. Но по факту только в некоторых регионах частники интегрированы в общую систему. На деле - для них созданы «специальные» условия с мизерными тарифами и минимальными объемами, что делает их работу в системе ОМС фактически невозможной.

- И как на данную ситуацию реагируют представители частной медицины?

- Сами «частники» убеждены - власть окажется только в выигрыше, если уйдёт от стереотипного отношения к ним, как к конкурентам. Основной месседж руководителей частных клиник: в интересах власти переложить на нас значительную часть амбулаторно-поликлинического обслуживания населения – как это происходит в большинстве стран, и постепенно такая практика появляется в Санкт-Петербурге, Томске. Громоздкие, мало управляемые поликлиники могут выполнять социальную функцию, но мобильность, сервис и результат лечения – что крайне важно для активного, трудоспособного населения – в большей степени способна выдавать частная медицина.

Тут происходит совпадение интересов частников и власти, из этого просто обязано родиться что-то продуктивное. Только реально уравняв в правах частную и государственную системы здравоохранения, создав единую целостную систему обеспечения населения медицинскими услугами, мы можем говорить о той конкуренции, которая послужит улучшению качества услуг, снижению их стоимости и прочим благам цивилизации.

- По каким профильным направлениям частная медицина представлена в вашем регионе в полной мере?

- Нужно учитывать, что Новосибирск – третий по величине город России. И совершенно пропорционально этому показателю у нас развита частная медицина. Как и по стране в целом, конкуренция в разных сегментах медицинских услуг разная. Наиболее сформированы такие направления как стоматология, косметология, лабораторная диагностика, все виды лучевой диагностики, в том числе УЗИ, консультации узких специалистов - гинекологов, урологов, лоров, окулистов, хирургов, гастроэнтерологов, неврологов и пр.. По одним направлениям рынок давно «перегрет» - например, по лабораторной диагностике. По другим есть реальный дефицит предложений.

Так,  по-прежнему нет платного детского стационара, мало предложений в области геронтологии, не так, как хотелось бы, развит институт семейных врачей, не достаточно высококвалифицированных терапевтов и педиатров. Безусловно, эти направления получат свое развитие, когда частные медицинские организации активно войдут в систему ОМС, и будет легализован «соплатеж», т.е. у пациента появится возможность платить не полностью за всю услугу, а оплачивать только ее часть – разницу между стоимостью услуг и тарифом ОМС.

- Какие меры и шаги необходимо предпринять для полноценного и успешного формирования благоприятной конкурентной среды – со стороны государства, самих «частников»? Чего для этого не хватает – законодательных инициатив, успешных бизнес-стратегий, изменения отношения со стороны пациентов?

- С моей точки зрения,  формированию благоприятной конкурентной среды не могут существенно способствовать ни новые законодательные инициативы (потому что имеющиеся неплохие федеральные законы не выполняются, а подзаконные акты зачастую им противоречат), ни успешные бизнес-стратегии (не может быть бизнес-стратегия успешна, когда тариф на оказание услуги меньше, чем ее себестоимость), ни изменение отношения со стороны пациента (его сейчас ограничивает в потреблении услуги только низкая платежеспособность).

Единственное, что может реально повлиять на ситуацию – это политическое волевое решение первых лиц государства. Когда первые лица решатся-таки сказать: «Мол, дорогие граждане, нет у нас средств на 100% бесплатную медицинскую помощь, не хватает у нас на все денег, но мы можем вам гарантировать, что вот такие конкретные услуги будут бесплатны для всех граждан и во всех клиниках, независимо от формы собственности». Конечно, для этого придется детализировать программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, пересмотреть стандарты и технологии, внести изменения в некоторые законодательные акты. Это все нужно будет сделать, безусловно. Но лишь после того, как власть перестанет декларировать несбыточные обязательства по поводу доступной и бесплатной медицинской помощи.

- Елена Анатольевна, а есть ли продуктивные решения в «здесь и сейчас»?

- На мой взгляд, есть. Можно и нужно активно привлекать частные медицинские организации к работе в ОМС по амбулаторно-поликлинической помощи. Как показывает опыт других городов, «частники» наиболее эффективно управляют именно ресурсами. Также их необходимо вовлекать в  работу по стандартам и квотам на ВМП. Обязательно развивать государственно-частное партнерство, в том числе договоры концессии. Особенно это касается дефицитных направлений - реабилитации, паллиативной помощи, ухода и лечения пожилых людей. А еще включить частные медицинские организации в систему ОМС по отдельным видам услуг (лучевая диагностика, некоторые виды лабораторных обследований и прочие востребованные направления).

- А что непосредственно мешает сегодня активному развитию конкурентного рынка медицинских услуг?

- Мешают системные проблемы. Во-первых, изолированность частной системы здравоохранения от системы здравоохранения страны в целом. Основную роль в этом играет то, что органы исполнительной власти видят свою первоочередную задачу в сохранении коллективов государственных ЛПУ,  а также имеющихся зданий и строительстве новых. И в покупке нового дорогостоящего оборудования, конечно, для этих государственных ЛПУ. Главная задача – сохранить и преумножить «своих» и не пустить «чужих» - то есть частников. Ни в коем случае не дать им «народных» денег, ибо «своим» не хватает. Где здесь забота о здоровье населения? Ее, к сожалению, нет. Есть забота о распределении средств среди подведомственных ЛПУ. Именно в этом кроется суть проблем участия, точнее неучастия частных медицинских организаций  в системе ОМС.

Во-вторых, избыточные требования к помещениям и к оборудованию для частных медицинских организаций. Особенно это касается малого бизнеса, когда к небольшим организациям и частнопрактикующим врачам предъявляются требования, которым способна соответствовать  только крупная многопрофильная клиника. Это мешает уже на этапе открытия клиник, получения лицензий, а также увеличивает стоимость медицинских услуг.

В-третьих, низкий уровень образования среди медицинских работников. Основной проблемой для руководителей клиник становится поиск квалифицированных кадров, и по многим специальностям найти хорошего сотрудника крайне трудно даже в таком большом городе, как Новосибирск.

В-четвертых, отсутствие детализации Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Это, в свою очередь, ведет к всеобщему непониманию – ни врачи, ни пациенты не знают толком, какая услуга бесплатная, а какая – платная. В итоге вся ответственность по «детализации» переложена на плечи врачей, которым просто запрещают давать направления на определенного вида услуги и выписывать некоторые лекарства. Это ведет к существенному снижению качества услуг и вызывает недовольство населения. И мешает развитию рынка ДМС, так как страховым компаниям приходится полностью оплачивать медицинскую услугу, а не только разницу между стоимостью услуги и тарифом ОМС.

Отсутствие возможности «соплатежа» также ведет к ограничению покупательского спроса, т.к. многим пациентам непросто полностью оплатить услугу. Особенно это касается стационарной помощи и дорогостоящих видов помощи. Вот и приходится выбирать – полностью получить услугу платно или  же бесплатно, но не всегда нужного качества.

- Насколько вообще лояльно относятся жители вашего региона к частным медицинским клиникам?

- На этот вопрос дают ответ сами пациенты. До 60% населения крупных городов получают  амбулаторно-поликлиническую помощь в частных медицинских организациях. На самом деле, основным ограничителем здесь является именно низкая платежеспособность населения. И я бы не стала рассматривать лояльность пациентов в ракурсе – частная или государственная эта клиника. Форма собственности не имеет такого большого значения. Мы видим много федеральных клиник с высочайшим уровнем оказания услуг и даже (больше как исключение) муниципальные больницы, которые пользуются уважением и у пациентов, и у врачей. Но если говорить об амбулаторно-поликлинической помощи, то, конечно, лояльность к частным клиникам у пациентов гораздо выше, чем к муниципальным поликлиникам. И это объяснимо – частные медицинские центры предлагают лучших врачей, лучший сервис, более внимательны к пациентам, меньше совершают ошибок, больше уделяют времени больному. Преимуществ много, и пациенты это прекрасно понимают.

Я, кстати, за последние 20 лет ни разу не была в своей поликлинике. Даже не представляю - где она находится?!


Ранее по теме:

16.01.2014 г. Андрей Коробов: Обществу требуется время для осознания фиктивности понятия «бесплатная медицина»

22.12.2014 г. Сергей Морозов: Диалога власти и представителей частной медицины до сих пор так и не состоялось

18.12.2014 г. Дмитрий Борисов: В России нет концепции единой системы здравоохранения на федеральном уровне

18.12.2014 г. Евгений Рабцун: Динамику развития рынка медицинских услуг оцениваю как сдержанно-позитивную!

04.12.2014 г. В апреле 2015 г. пройдет III Национальный конгресс частных медицинских организаций

 



  Рейтинг: 5, Голосов: 8



Поделиться
7831
Личный кабинет