Дмитрий Борисов: В России нет концепции единой системы здравоохранения на федеральном уровне

4285

По словам члена правления НП «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения», чиновники готовы рассматривать любую медицинскую организацию только в качестве подведомственной структуры, подчиненной прямым указаниям сверху

В апреле 2015 года пройдет III Национальный конгресс частных медицинских организаций по теме «Формирование благоприятного делового климата и повышение безопасности медицинских услуг». Аудиторией Конгресса выступают руководители и собственники частных медицинских организаций, эксперты, представители исполнительной и законодательной власти. Каждый год мероприятие собирает 200 участников из 45 регионов России. Важнейшими вопросами предыдущих Конгрессов стали проблемы экономики здравоохранения, состояние государственного надзора, реальное, а не декларируемое правоприменение законодательных актов при осуществлении медицинской деятельности.

Один из вопросов, который будет обсуждаться на пленарном заседании III конгресса, обозначен как «Состояние и динамика рынка медицинских услуг в РФ». Портал VladMedicina.ru продолжает публиковать актуальные мнения участников мероприятия по данной теме и приглашает к дискуссии представителей всех заинтересованных сторон.

- Условия получения лицензии на медицинскую деятельность усложнились: появилось требование о наличии сертификата по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», также сейчас необходимо иметь оборудование, указанное в табеле оснащения в «Порядках оказания медицинской помощи по профилям», независимо от того, планируется ли его использование, - отмечает правления НП «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения», к.э.н. Дмитрий Борисов. - С 2016 года вместо сертификата врача, что является существенным лицензионным условием, будет введена аккредитация, механизм которой не известен. В любом случае, в настоящее время темпы роста рынка медицинских услуг в Москве замедлились, хотя отдельные проекты и шаги властей навстречу частной медицине все же появляются. Так, в столице развивается программа «Доктор рядом», повышаются тарифы ОМС.

Что касается тарифов ОМС, то это шаг не непосредственно в сторону частной медицины, а закономерная вынужденная мера в связи с переходом на одноканальное финансирование, обращает внимание Дмитрий Александрович.

В целом не решается фундаментальная проблема: отсутствует концепция единой системы здравоохранения на федеральном уровне. Чиновники готовы рассматривать любую медицинскую организацию только в качестве подведомственной, подчиненной прямым указаниям. Отраслевое регулирование они осуществляют, разрабатывая постановления и приказы, по сути, для подведомственных ЛПУ, делая их обязательными для частных центров. В этом им видится единство системы здравоохранения, в единых обязанностях, забывая при этом о правах.

Эксперт подчеркивает, что, как и прежде, сегодня существуют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Причем у первых двух свои сверхзадачи, бюджеты и органы управления, включая Минздрав, который, по идее, должен быть «над схваткой». А частная медицина воспринимается в лучшем случае как «недоразумение», в худшем же как «конкурент» за деньги граждан и средства ОМС. Причем воспринимается таким образом не только со стороны ЛПУ, а собственно органами управления здравоохранением, включая Минздрав, поскольку они несут ответственность за функционирование подведомственных учреждений. В результате возникает неизбежный конфликт между интересами общества, отрасли и задачами выживания подведомственных учреждений.

- Сегодня активному развитию рынка медицинских услуг мешает отсутствие концепции развития именно рынка медицинских услуг, который, по сути развивается стихийно, - убежден Дмитрий Борисов. - Минздрав разрабатывает концепцию развития здравоохранения, фактически - подведомственных ЛПУ. Это уже сейчас привело к явным перекосам, например, в России очень высок уровень прямых платежей со стороны населения («кэш»), доля же индивидуального (добровольного) страхования минимальна (9,9%). Причем эти способы оплаты дублируют, а не дополняют гарантированную государством страховую защиту. К сожалению, чиновники под словом «развивать» понимают «командовать», а не создавать условия. Поскольку командовать частными центрами по закону они не вправе, то им кажется, что развитие рынка медицинских услуг не входит в круг их обязанностей.

И действительно, если посмотреть их полномочия, да и закон «Об основах охраны здоровья граждан», то там такое понятие, как рынок медицинских услуг, отсутствует. Остается только ФАС, но на замечание ведомства по одному нормативному акту появляется три новых. ФАС пытается защищать конкуренцию, подразумевая наличие рынка услуг, а все законодательство и Минздрав нацелены на развитие медицинской помощи (заметьте, не услуг) некоммерческими учреждениями.

- У нас государственная система ОМС не является страховой не только по сути - нет риска для страховщика (для медцентра риск есть, да еще какой), но и по форме, - продолжает Дмитрий Александрович. - Контроль над расходованием средств осуществляется по нормам бюджетного кодекса в особо извращенной форме, поскольку передан на откуп частным страховым компаниям, для которых штрафы являются источником дохода.

По словам члена правления некоммерческого партнерства, в условиях дефицита квалифицированных медицинских кадров частная медицина не может не только  развиваться, но не сможет и выжить, поскольку зависит от удовлетворения пациента. А государственная медицина в качестве «кредитора последней инстанции» может существовать даже без врачей и без медсестер.

- Ведь работают же ФАПы, в которых нет не только врачей, но и медсестер, - приводит пример Дмитрий Борисов. - Сталину приписывают фразу «хорошему врачу платить не надо, его прокормит народ». В 90-е годы ни у народа, ни у государства денег не было, в результате «вы делаете вид, что платите, мы делаем вид, что работаем». Вид делали, а работать разучились. Сегодня между врачом и медицинской практикой непреодолимая стена - Минздрав, который указывает что и как лечить, невзирая на условия и обстоятельства. Для врача вопрос «вам ехать или шашечки» не стоит. В квалификационных характеристиках должностей врачей в разделе «Должен знать» на первом месте стоят законы и иные нормативные правовые акты, а уже потом методы лечения.

Ранее по теме:

18.12.2015 г. Евгений Рабцун: Динамику развития рынка медицинских услуг оцениваю как сдержанно-позитивную!

04.12.2014 г. В апреле 2015 г. пройдет III Национальный конгресс частных медицинских организаций

Поделиться
4285
Личный кабинет