От сертификата к свидетельству об аккредитации: можно ли обойтись малой кровью?

53228
В настоящее время одним из лицензионных требований к частным медорганизациям является наличие у врачей и медсестер сертификата специалиста. Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства от 16.04.2012 №291, невыполнение лицензиатом данного требования является грубым нарушением, которое, в свою очередь, может повлечь административное приостановление деятельности организации на срок до девяноста суток. До 1 января 2016 года право на медицинскую деятельность имеют лица, получившие сертификат специалиста - п.1 ч.1 ст. 100  N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года.

Аккредитация специалистов, Дмитрий БорисовС 1 января 2016 года вступает в силу  ст.69 закона N 323-ФЗ, согласно которой право на осуществление медицинской деятельности будут иметь только те, кто получил свидетельство об аккредитации специалиста. Что изменится в работе врачей и медсестер в частных клиниках, каковы будут правила аккредитации, ее процедура, и допустят ли к медицинской деятельности с 1 января следующего года специалистов, имеющих сертификат, срок действия которого не истек, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал член Правления СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» (Москва), к.э.н. Дмитрий Борисов.

- Дмитрий Александрович, что означает вступление в силу ст.69 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»?

- Вступление в силу данной нормы повлечет, во-первых, изменение Положения о лицензировании медицинской деятельности, во-вторых, издание приказа об аккредитации. В настоящее время проекты нормативных актов об изменении положения о лицензировании медицинской деятельности и аккредитации специалистов отсутствуют. В то же время сертификаты специалиста, выданные до 01.01.2016, действуют до истечения указанного в них срока (ч. 2 ст. 100 закона N 323-ФЗ). Данная правовая неопределенность порождает определенные риски.

- Насколько я понимаю, «частников» сегодня интересуют два главных вопроса: будут ли допущены к медицинской деятельности с 1 января 2016 года специалисты, имеющие сертификат, срок действия которого не истек, и  какова будет процедура аккредитации?

- Да. И по имеющейся информации, введение обязательной аккредитации медицинских работников Минздрав России определил в качестве одного из основных направлений развития национальной системы здравоохранения. Процедура аккредитации предполагает оценку профессионального портфолио, оценку профессиональных знаний (по результатам национального профессионального тестирования), оценку профессиональных компетенций в условиях симуляционно-аттестационного центра.

Председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, чл.-корр. РАН Петр Глыбочко и руководители Минздрава РФ в лице первого заместителя министра здравоохранения России Игоря Каграманяна и директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Татьяны Семеновой дали разъяснения: первичная аккредитация специалистов (выпускники) с 2016 г. остается за всеми 46 профильными вузами системы МЗ; вторичная аккредитация (действующие специалисты) будет проводиться уполномоченными центрами поэтапно, в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов.

- А на кого будет возложено общее руководство процессом?

- Общее руководство будет возложено на Национальный центр аккредитации, методологическое сопровождение  - на экспертно-методические центры, также в структуру системы аккредитации войдут 12 окружных центров аккредитации. В частности, Игорь Каграманян рассказал, что головная роль в системе аккредитации отводится Национальному центру, создаваемому на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Часть вузов системы Минздрава станут базовыми окружными центрами аккредитации. Задача ближайшего времени - определиться с количеством специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации.

- Кем же будет проводиться аккредитация?

- Предположительно, уполномоченными центрами - вузами системы Минздрава. Поскольку аккредитацию специалист может получить только после окончания медицинского вуза (ч.3 ст.69 закона N 323-ФЗ), а уполномоченные вузы сами проводят обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО), то у них возникнет незаконное конкурентное преимущество перед иными организациями ДПО, лишенными такого права.

В настоящее время в соответствии с п.3 приложения 1 к Приказу Минздрава России от 29.11.2012 N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста», сертификат выдается образовательными или научными организациями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. То есть все образовательные организации, независимо от формы собственности, типа или ведомственной принадлежности, находятся в равных условиях.

- Как в общем обстояла и обстоит ситуация с госаккредитацией образовательных учреждений?

- Касаясь истории преодоления административных барьеров в сфере образования врачей, необходимо отметить, что до 2011 года государственная аккредитация образовательных организаций в части программ дополнительного профессионального образования (ДПО) проводилась незаконно, поскольку отсутствовали Федеральные государственные требования к программам, в частности, в сфере медицины. Утверждение требований было возложено на Министерство образования, при этом отраслевые министерства, в т. ч. Минздравсоцразвития, не предприняли необходимых действий, что привело к отсутствию единых требований к образованию врачей.

После изменения законодательства об образовании с 1 января 2011 года органы, ответственные за аккредитацию, перестали ее осуществлять в отношении организаций ДПО, ссылаясь на отсутствие требований к программам. При этом сохранялась действующая аккредитация и продлевалась аккредитация вузов -  на том основании, что для высшего образования существуют государственные образовательные стандарты.

- Какую позицию заняли в данном вопросе Министерство образования и науки и Федеральная антимонопольная служба?

- Рособранадзор занял позицию, согласно которой вузы имеют право выдавать документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании на основании аккредитации программ высшего образования. Такая ситуация поставила образовательные организации в неравные условия, тем более, что приказом Минздравсоцразвития №705н признавались документы исключительно государственного образца.

ФАС вынесла предписание Рособрнадзору внести изменения во все действующие свидетельства о государственной аккредитации вузов, исключив из них дополнительное профессиональное образование. В результате ряда судебных разбирательств в 2011-2012 годах между Рособрнадзором и ФАСом с участием экспертов Национального союза в новом законе об образовании, принятом в 2013 году, норма о государственной аккредитации программ ДПО была исключена. Кроме того, в связи с приказом №705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава России, установив наличие нарушения Закона о защите конкуренции. Минздрав согласился с позицией ФАС и отменил приказ №705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ от 3 августа 2012 г. N 66н.

- На этом конфликт был исчерпан?

- Нет, история с медицинским образованием имела продолжение в 2013 году. Минздрав издал приказ №982н «О выдаче сертификата специалиста медработникам», который вступил в силу 29 марта 2013 года. Согласно документу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходима аккредитация.

- Представители частной медицины как-то отреагировали, предприняли меры для защиты своих интересов?

- Обязательно. В апреле 2013 года эксперты Национального союза подготовили заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа. В августе 2013 года Минздрав внес  в него изменения, согласно которым, негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, документы государственного образца более не требуются.

Еще раз подчеркну, что в первоначальной редакции приказа №982н право выдачи сертификата предоставлялось только государственным образовательным или научным организациям. Данная дискриминационная норма была исключена после проведения антикоррупционной экспертизы экспертами Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения и возбуждения ФАСом дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Минздрава. Подобная ситуация может повториться, приведя к более пагубными последствиями.

- Дмитрий Александрович, сколько специалистов должны пройти аккредитацию?

- Давайте посчитаем. В настоящее время в РФ около 650 тыс. врачей и 1 500 тыс. среднего медицинского персонала. Даже при проведении аттестации поэтапно в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов, в среднем за год данную процедуру необходимо будет пройти 130 000 врачам и 300 000 медсестрам — не многовато ли для уполномоченных центров? С другой стороны, такой подход в условиях экономического кризиса приведет к дополнительным значительным расходам для работодателей.

- Работодатель обязан содействовать работнику в прохождении аккредитации?

- В соответствие с абз.4 ст.196 Трудового кодекса, работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством. В соответствии со ст.187 ТК, при направлении работника на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

- Поясните, так аккредитация относится к дополнительному образованию или нет?

- Действительно, компенсации предусмотрены в случае прохождения дополнительного образования, к которому собственно аккредитация не относится. Следовательно, работодатель будет вынужден выбрать для своих сотрудников прохождение ДПО в уполномоченном вузе, возможно, расположенном в другом городе, с последующей аккредитацией для отнесения расходов на себестоимость. При этом сами расходы значительно вырастут из-за отрыва сотрудника от работы, сохранения места работы (должности) и средней заработной платы, оплаты проезда и проживания.

Вызывает настороженность высказывание первого заместителя министра здравоохранения Игоря Каграманяна о том, что задачей ближайшего времени является определение количества специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации.

- Какой все-таки будет процедура, механизм аккредитации?

- Пунктом 2 приказа №982н предусмотрено, что сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2009 г. N 210н. Аккредитация в рамках одного свидетельства нескольких специальностей вряд ли возможна, поэтому, скорее всего, речь идет о дальнейшем дроблении допуска к выполнению отдельных работ врачами. Например, аккредитация по акушерству и  - отдельно - по гинекологии. Пагубность таких барьеров очевидна — врачам связывают, если не сказать выкручивают, руки при оказании помощи пациентам, поскольку допуск тесно связан с лицензированием. Непонимание последствий во всей их взаимосвязи, неумение их прогнозировать, а подчас просто близорукость, является фирменным стилем Минздрава.

- Что нужно сделать для успешного разрешения спорных и сомнительных моментов?

- Во-первых, внести изменения в Положение о лицензировании в части лицензионных требований - наличие врачей и медсестер, имеющих сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации. Оба документа должны в равной степени предоставлять допуск к медицинской деятельности. Во-вторых, сохранить преемственность процедуры допуска врачей к деятельности в части наделения правом аккредитации всех образовательных организаций, имеющих соответствующую лицензию, а также аккредитации специалистов в соответствии с Номенклатурой специальностей без дальнейшего дробления допуска по отдельным услугам. И, в-третьих, обеспечить единообразие процесса оценки знаний не за счет ограничения субъектов, проводящих оценку, а с помощью разработки стандарта оценки, включающего общедоступную систему детализированных тестов, прошедших публичное обсуждение в профессиональном сообществе, по всей номенклатуре медицинских специальностей специалистов с высшим и средним образованием.

 Ранее по теме:

02.02.2015и г. Елена Латышева: Консолидация «частников» нужна для борьбы с избыточностью проверок и потребительским экстремизмом пациентов

02.02.2015 г. Михаил Бала: Чем выше давление на «частников», тем быстрее и масштабнее происходит их консолидация

23.01.2015 г. Юрий Комаров: Будущих лидеров необходимо выявлять и учить их мыслить системно

22.01.2015 г. Елена Бобяк: Равноправие частной и государственной медицины существует только на бумаге 

16.01.2015 г. Андрей Коробов: Обществу требуется время для осознания фиктивности понятия «бесплатная медицина»

22.12.2014 г. Сергей Морозов: Диалога власти и представителей частной медицины до сих пор так и не состоялось

18.12.2014 г. Дмитрий Борисов: В России нет концепции единой системы здравоохранения на федеральном уровне

18.12.2014 г. Евгений Рабцун: Динамику развития рынка медицинских услуг оцениваю как сдержанно-позитивную!

04.12.2014 г. В апреле 2015 г. пройдет III Национальный конгресс частных медицинских организаций



  Рейтинг: 5, Голосов: 13



Поделиться
53228
Личный кабинет