Сердце помнить велит… (ФОТО)

4320
Мероприятие было приурочено к празднованию 70-летия Великой Победы. На вечер пригласили одного из последних учеников профессора Владимира Шапкина, к.м.н., доцента кафедры факультетской хирургии, урологии ТГМУ Олега Калинина, который очень ярко и образно живописал некоторые этапы жизни и работы любимого учителя. В мероприятии также приняли участие декан лечебного факультета Андрей Грибань, и заведующая музеем ТГМУ Ольга Лившиц, а благодарными и внимательными  слушателями выступили студенты старших курсов университета.

 

Человек, а не памятник

 

- Сегодня мы вспомним настоящего Учителя, великолепного ученого с мировым именем, замечательного хирурга и педагога, - отметила в приветственном слове ведущая вечера, заведующая библиотекой Наталья Чарыкова. – Именно во Владивостоке профессор Шапкин провел свои последние дни, он отдал приморскому здравоохранению значительную часть своей жизни, здесь выросли его дети и уже внуки. Мы вспоминаем  своего лучшего врача не в первый раз – вечер памяти Владимира Станиславовича проходил в 2008 году, тогда собрались его коллеги, ученики и родные. Шапкины – уже большая медицинская династия. После той встречи мы организовали развернутую выставку, ведь профессор за свою жизнь написал множество монографий, научных статей и учебных пособий. 

 

Кстати, сын знаменитого профессора, тоже хирург, должен был присутствовать на вечере-портрете, но не смог приехать по очень уважительной причине – он в этот день проводил две тяжелые операции.

- Мне всегда приятно и волнительно говорить о Владимире Шапкине – я был его последним учеником, мы долго и плотно с ним работали, - подчеркнул Олег Калинин. – Я впервые познакомился с ним, когда пришел на кафедру факультетской хирургии студентом IV курса. Это был человек широчайшей души, невероятного обаяния, прекрасный специалист и хирург. Поэтому каждый студент мечтал пойти в «Клинику профессора Шапкина», и я, конечно, не был исключением. Стал участником студенческого научного кружка, который возглавляла и вела его супруга  Жанна Александровна Гриненко. Как заведующий кафедрой, Владимир Станиславович уделял большое внимание работе кружка. Впоследствии я стал ординатором, он взял меня к себе в аспирантуру, и под его руководством я защитил кандидатскую диссертацию. Мы с ним работали длительное время, много общались и  в неформальной обстановке – дома, на природе, в гостях и поездках. 

 

Выступая перед аудиторией, Олег Борисович привнес в сухие цифры и факты биографии легендарного профессора настоящую жизнь со всеми ее взлетами и падениями, достижениями и сомнениями.

 

Студенты увидели во Владимире Станиславовиче не застывший, возведенный на пьедестал медицинской науки  «монумент», косный академический образ и «кладезь» абсолютных истин, а живого человека, не чуждого земным страстям и радостям, широкую творческую и увлекающуюся натуру, со своими особенностями и причудами. 


Не переносил цветов…

 

Выступление Олега Калинина достойно отдельной книги, и, чтобы читатель прочувствовал живость и образность его рассказа,  приведем лишь несколько характерных отрывков.

 

Из официальной биографии В.С. Шапкина:

 

Родился 19 мая 1918 года. 1937 г. – окончание средней школы с золотой медалью,  поступление в Новосибирский медицинский институт. 1941-1946 – служба старшим врачом авиационного полка в период ВОВ. 1946-1947 – демобилизация, восстановление на 5-й курс НГМИ, диплом с отличием. Боевые награды - военные медали: «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «Георгий Жуков».

 

Из выступления О.Б. Калинина:

 

- Родился Владимир Станиславович в День пионерии, и он всегда это подчеркивал, говорил, что тоже пионер своего дела и всегда должен быть впереди. Поступил в мединститут сразу после окончания школы. В дипломе, кстати, красном, у него написано: поступил в 1937 году, окончил – в 1947-м. А тогда на врача учились пять лет. Но на пятом курсе его призвали в армию, воевал на фронтах Великой отечественной, служил старшим врачом авиаполка. В 45-м он опять вернулся в институт, и через два года его окончил. Вот и вышло 10 лет учебы за вычетом четырех страшных лет войны…

 

Не переносил после фронта цветов. Я знаю, что был в его военной биографии эпизод, когда в полку праздновали свадьбу. Налетел фашистский истребитель и расстрелял очень много людей. С тех пор цветы ассоциировались у Владимира Станиславовича только с кровью и смертью. А цветов ему дарили много, по разным торжественным поводам. А об этом «пунктике» мало кто знал… Поэтому близкие люди цветов ему не дарили.

 

«Во глубине сибирских руд…»

 

Из официальной биографии В.С. Шапкина:

 

1947-1953  – клиническая ординатура и заведование онкологическим отделением онкодиспансера и отделением городской больницы г. Новосибирска.

 

Из выступления О.Б. Калинина:

 

- Будучи заведующим онкологическим отделением Новосибирской городской больницы, Владимир Станиславович усвоил все основные принципы лечения онкологических больных. Всю хирургию, выполнение операций при раке легкого, молочной железы, гастроэктомию, резекции толстой кишки. А потом туда приехал Сергей Юдин, и это была знаковая встреча. Он являлся настоящим медицинским светилом, кремлевским врачом, великим хирургом и живым классиком желудочных резекций. Из Москвы в Сибирь попал по навету, мол, пропагандирует «неправильную» политику.  А по 58-й статье тогда давали серьезные сроки, но так как в столице Сергей Сергеевич лечил выдающихся людей, ограничились ссылкой в Сибирь.

 

Он выполнял крайне сложные  резекции желудка, укладываясь в полтора часа, причем тогда не было сшивающих аппаратов, все вручную.  Владимир Шапкин всегда подчеркивал, как ему повезло, что два года он работал с Юдиным. Научился у него быстроте, точности и безупречному качеству операций с прекрасным результатом и минимумом осложнений. В 1953 году после смерти Сталина Юдина реабилитировали, он вернулся в Москву и стал руководителем Института Склифосовского. Хотел забрать Владимира Шапкина к себе, но Сергей Сергеевич ушел из жизни, и осесть в Москве профессору была не судьба. 

 

Из официальной биографии В.С. Шапкина:

 

1954-1961 – заведование хирургическим отделением городской больницы г. Красноярска.

 

Из выступления О.Б. Калинина:

 

- В Красноярске Владимир Станиславович возглавил крупное хирургическое отделение. К этому времени он уже прекрасно делал пульмонэктомию, перекардиоэктомию, операции на органах брюшной полости, гастроэктомию, резекции желудка, толстой кишки.  И даже позволял себе дискутировать с ведущим хирургом страны Николаем Амосовым по поводу органосохраняющих операций при гнойных эмпиемах плевры. Это было очень смело и вызывающе, хотя время признало правоту именно профессора Шапкина. Он был выдающимся ученым и хирургом, но из-за своего непростого характера, за прямолинейность, упрямство и упорство, отстаивание своей позиции, конечно, страдал.

 

Пионер трансплантации печени

 

Из официальной биографии В.С. Шапкина

 

Для защиты докторской диссертации «Анатомические резекции печени (клинико-экспериментальное исследование)» (1964) была проведена большая работа по изучению хирургической анатомии и технике анатомических резекций. К моменту защиты докторской диссертации В.С. Шапкин в центральной печати опубликовал 17 работ, посвященных хирургической анатомии, технике анатомических резекций при очаговых заболеваниях и травме печени, а также послеоперационным осложнениям. Клинико-экспериментальное исследование В.С. Шапкина стало основой учения о сегментарном строении печени, а В.С. Шапкин — родоначальником анатомических резекций печени в СССР.

 

1964-1991 – заведование кафедрой факультетской хирургии ВГМИ (ныне ТГМУ).

 

Из выступления О.Б. Калинина:

 

- В 1964 году был объявлен конкурс на заведование кафедрой факультетской хирургии нашего института. Владимир Станиславович как раз защитил докторскую диссертацию по теме «Резекции печени». И молодой д.м.н. без особого труда победил в этом конкурсе. Предыдущий завкафедрой, заслуженный хирург, Герой Советского Союза Семен Иванович Борисенко был прекрасным специалистом. Но приехал хирург, который оперирует все! Операции на легких, молочной железе, при раке желудка и толстой кишки. И кардиохирургия, и, конечно, резекции печени. Именно во Владивостоке он максимально погрузился в эту область. Эти операции были мало изучены. Профессор еще в своей докторской диссертации доказал, что печень имеет две основные доли, которые не совпадают по анатомическим долям, и сама она делится на восемь сегментов.

 

Он пропагандировал именно анатомическую резекцию, так как печень, где не заденешь, всегда «кровит». И хирурги в то время боялись делать широкие резекции, ведь удаление одного сегмента вело к некрозу другого. Владимир Станиславович досконально знал анатомическое строение печени, четко и в нужном месте пересекал сегментные структуры, и печень после этого нормально функционировала. Он сделал более двухсот операций на печени, в том числе временно выключенной из кровообращения. Он был первым в Советском Союзе хирургом, который стал проводить такие операции. И впоследствии именно этот уникальный хирургический опыт позволил начать делать пересадки печени.

 

Мы сегодня вспоминаем и ушедшего из жизни Павла Александровича Мотавкина, между ними  в вузе всегда была здоровая  конкуренция. В ВГМИ существовало две научных школы – Шапкина и Мотавкина. Они были визитными карточками института в медицинском мире. Это два заслуженных деятеля РФ, они очень уважали друг друга. Но при этом профессор Шапкин подчеркивал: у нас жизнь, практическая хирургия, мы оперируем, а у Павла Александровича – теория, наука в чистом виде.

 

Работая в ВГМИ, он был человеком в высшей степени  требовательным к студентам, к сдаче экзаменов. Получить «отлично» было очень тяжело, практически нереально. И никакого «блата» у него не было. Конечно, бывало, что высшие руководители Владивостока и Приморья просили за кого-то. Владимир Станиславович говорил: пожалуйста, пусть приходит и сдает на общих основаниях, ни к кому у меня особого отношения не будет, никакой протекции. Среди студентов ходила такая поговорка: сдал экзамен по факультетской хирургии – можешь жениться.

 

Заслуженная, но поздняя награда

 

Из официальной биографии В.С. Шапкина:

 

Накопленный клинический опыт в хирургии травм печени и очаговых заболеваний позволил В.С. Шапкину в 1970-1971 гг.  провести две всесоюзные научные конференции, посвященные актуальным вопросам печеночной хирургии.

 

Их выступления О.Б. Калинина:

 

- Вы только представьте – во Владивостоке, на «краю земли» проводится две всесоюзные конференции! Сюда приехали ведущие хирурги страны, ученые, академики, выдающиеся специалисты по печеночным операциям. И Владимир Станиславович был среди них главным, «боссом». Его авторитет в этой области был непререкаем, не подвергался никаким сомнениям.

 

При этом сам никому не отказывал в операциях. Как-то привезли с Чукотки 30 больных с альвеококком печени, и всех он прооперировал лично.  Тогда еще не наступил «век коммерции», и конечно, за эти операции он не взял ни рубля.

Из официальной биографии В.С. Шапкина:

 

В 1978 г. В.С. Шапкину было присуждено звание заслуженного деятеля науки, а в 1993 г. за достижения в развитии отечественной хирургической гепатологии он стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники.

 

Из выступления О.Б. Калинина:

 

- Когда он получил Госпремию, сидим за столом, отмечаем, и я спрашиваю: Владимир Станиславович, что вы такой грустный? Профессор отвечает: Олег Борисович, раньше мне надо было давать, когда я был на пике, в фаворе. А сейчас уже таких смелых операций не делаю, постепенно отхожу от практической хирургии. Поздновато…

 

А профессор был всю жизнь деятельным, активным человеком. И спутницу жизни выбрал на 24 года моложе себя! И ничего в этом такого нет – любящая и любимая молодая жена, которая очень много для него сделала. И мне все говорил: подожди с женитьбой, не спеши, успеешь еще.

 

Маленькие «слабости» и большая эрудиция

 

Из официальной биографии В.С. Шапкина:

 

Умер В.С. Шапкин 30 декабря 1998 г.. Владимир Станиславович создал школу хирургов и воспитал плеяду учеников, которые работают как в ТГМУ,  так и за пределами Приморья.

 

Из выступления О.Б. Калинина:

 

- Мы, его ученики, обычно собираемся не в день смерти, а в день рождения любимого учителя - 19 мая. Вспоминаем, обязательно поднимаем бокалы. Я, когда приходил к нему в гости, всегда старался захватить с собой коньячок. Но шеф больше уважал вина, особенно сухие - был большим знатоком и ценителем. Я с коньяком, а супруга мне: Олег Борисович, чтобы приходил только с сухим вином! Мы нередко играли в шахматы, он был прекрасным и эрудированным собеседником. Отлично знал историю государства российского, беседовали часами. Я даже специально покупал и читал исторические книги, чтобы стараться соответствовать уровню наставника. Он собрал изумительную коллекцию старинных монет. Конечно, какая-то дистанция между учеником и учителем была, для меня он был несомненным и большим авторитетом. Все с ним на Вы, с искренним пиететом. А как-то поехали на охоту, забрались в таежную глушь. Там жили охотники, которые помогли нам убить какого-то зверя. Сидим за столом, шеф в не настроении, и охотники ему: Дед, а ты чего не пьешь? Давай, у нас так не принято!

 

Владимир Станиславович воспитал и выпестовал 24 кандидатов и шестерых докторов наук. Он глубоко вникал в каждую диссертационную работу, делал кучу замечаний и пометок, но в итоге это был законченный научный труд. Все знали, что если защищается диссертант профессора Шапкина, то вопросов и претензий не будет. Это был знак качества, халтуры никогда не случалось, и все его диссертанты защищались. Он всегда говорил: «За свою работу привык отвечать». И работе он отдавал всего себя, того же требуя от других.

 

Официально Владимир Шапкин был заведующим кафедрой до 1991 года, но фактически работал до дня своей смерти, до 1998 года. Читал лекции студентам, консультировал.

Он никогда не мог просить, что-то требовать для себя. Будь у него другой характер, он бы добился еще большего…

 

Вечер-портрет памяти Владимира Шапкина давно вышел за временной регламент, а воспоминания о профессоре и его семье не иссякали. Несколько замечательных и живых историй  рассказал декан лечебного факультета Андрей Грибань, а заведующая музеем Ольга Лившиц отметила, что собственно музей ТГМУ и начался с Владимира Станиславовича, благодаря которому в нем появились первые экспонаты.

 

Олег Калинин напомнил, что инициативная группа коллег и учеников Владимира Шапкина при непосредственном участии и информационной поддержке портала VladMedicina.ru продолжает добиваться у мэрии Владивостока переименования части улицы Русская или названия нового микрорайона в районе «тысячекоечной» больницы в честь знаменитого хирурга и профессора.

Ранее по теме:

15.03.2015 г. Именем профессора Шапкина

19.09.2014 г. Профессор Шапкин останется "без улицы"

10.09.2014 г. Георгий Манихас: Владимир Шапкин оставил глубокий след в душе каждого своего ученика

01.09.2014 г. Евгений Фефелов: Научные труды профессора Шапкина достойны Нобелевской премии

28.08.2014 г. Владимир Шумейко: Владимир Шапкин был основателем приморской хирургической школы

19.08.2014 г. Олег Калинин: Владимир Шапкин работал в "тысячекоечной" больнице до последнего дня

15.08.2014 г. Владимир Коноваленко: Профессионалов уровня Владимира Шапкина сегодня в хирургии нет

11.08.2014 г. Виктор Раповка: Вопрос о переименовании части ул. Русской в ул. Шапкина необходимо решить в самое ближайшее время

04.08.2014 г. Зураб Сичинава: В честь Владимира Шапкина следует переименовать ул. Светланскую

17.02.2014 г. Точная дата появления улицы хирурга Шапкина во Владивостоке определится в марте

14.03.2013 г. Улица знаменитого приморского хирурга появится во Владивостоке только в 2014 году

29.06.2012 г. Отец владивостокской хирургии Владимир Шапкин в воспоминаниях коллег

18.03.2012 г. Владимир Шапкин: "Я мог стать судоводителем"


Поделиться
4320
Личный кабинет