Победившие страх
Врачи Приморского краевого противотуберкулезного диспансера не только спасают жизни и возвращают здоровье своим пациентам, но и учат их правильному отношению к болезни и позитивному психологическому настрою перед операцией
К сожалению, в современном российском обществе до сих пор сильны мифы и предрассудки в отношении туберкулеза. Многие плохо представляют себе, что это за болезнь, хотя слышали или читали о ней, наверное, все. Но в регионах страны, особенно отдаленных, слово «туберкулез» по-прежнему вызывает у обывателей отторжение, а диагноз звучит, как смертный приговор. При этом в народе считается, что им болеют только пьяницы и бомжи. Недостаточная информированность вкупе с предрассудками часто приводят к тому, что встреча с туберкулезом становится трагедией для заболевшего и его семьи, а профильный диспансер воспринимается чем-то вроде лепрозория. Между тем при своевременном выявлении и лечении, а также при соблюдении режима в подавляющем большинстве случаев наблюдается полное и безоговорочное излечение.
В поисках «слабого звена»
Формирование толерантного отношения к людям, страдающих туберкулезом, - не прихоть врачей, а, скорее, закономерное следствие всех принимаемых мер. На фоне беспрецедентного внимания к проблеме государства, 100-процентной обеспеченности необходимыми препаратами, открытия специальных отделений для лечения, особенно опасных форм устойчивого к лекарствам туберкулеза, это заболевание должно восприниматься в качестве изученного и побежденного недуга.
Но до сих пор не воспринимается. Значит, нужно что-то еще, необходимо искать какие-то новые подходы, недостающие звенья. Возможно, в Приморском краевом противотуберкулезном диспансере их уже нашли… Мы предлагаем вниманию читателя рядовые истории из ежедневных будней учреждения, которые говорят сами за себя.
Слухам вопреки
Ольга Шибнёва из Лучегорска о своей болезни узнала случайно – пошла к врачу совершенно по другому поводу, требовались стандартные анализы, в том числе, флюорография.
- Прошло уже достаточно много времени, я спокойно работала, когда мне позвонили из лучегорской больницы и сообщили, что я должна пройти дополнительное рентгенологическое обследование, - рассказывает Ольга Федоровна. – Я его сделала, пришла на прием 28 апреля прошлого года, и тут меня как обухом по голове – инфильтративный туберкулез! Страх, жуткая депрессия, слезы. 7 мая госпитализировали в Лесозаводскую ЦРБ, где я полгода находилась на лечении. Потом к нам приехала Марина Геннадьевна Бобырева, заведующая отделением торакальной хирургии краевого диспансера. Она мне и сообщила, что необходимо лечь к ним на операцию, та как шестой прикорневой сегмент заживает очень тяжело и медленно.
24 октября Ольгу Федоровну выписали из Лесозаводска, и 27-го она уже готовилась к операции в хирургическом отделении на ул. Пятнадцатая, 2 Приморского краевого противотуберкулезного диспансера.
- Вопреки распространенному заблуждению, с меня здесь ни за что не взяли ни копейки, - подчеркивает женщина. – А слухи о диспансере разные ходили – пугали меня страшно, говорили, что люди здесь пачками мрут, каждый день ногами вперед выносят. Что к больным относятся, как к человеческому мусору. Поэтому для меня еще большим потрясением стали не все эти сплетни, а истинное положение дел. Персонал встретил очень доброжелательно, с искренним радушием, заботой и участием, неподдельным желанием помочь. Сотрудники диспансера подробно, интересно и доходчиво рассказывали о болезни, о том, как с ней бороться, как победить страх перед операцией и жить дальше – ярко, насыщенно, интересно.
Перед операцией подошла Марина Геннадьевна, спокойно объяснила, зачем нужна резекция части легкого, что и как именно будут делать врачи. Она сказала: «Самое главное – не бояться, и все будет хорошо». Это был самый настоящий грамотный психологический тренинг, врач буквально зарядила меня положительными эмоциями, настроила на позитив и благополучный исход.
Операцию сделали 13 ноября, она прошла успешно, и все действительно стало хорошо. Теперь уже бывшая пациентка диспансера смеется, что лишнего ничего не отрезали, никаких осложнений не возникло, вердикт врачей однозначен: здорова. Правда, еще предстоит пройти курс лекарственной терапии, регулярно наблюдаться в своей больнице. Но уже без отрыва от семьи и работы.
Терапия семейного очага
У Ольги Федоровны двое детей и две внучки, много братьев и сестер. Мать и бабушка особо подчеркивает роль семьи в сражении с недугом.
- Меня все родные поддерживали – и морально, и материально, огромное им спасибо, потому что после того, как я узнала о диагнозе, чувствовала себя просто ужасно, - признается Ольга Шибнева. – Накатила жуткая депрессия, я целую неделю проплакала. Разные были мысли, диагноз прозвучал подобно смертному приговору. Тем более у нас в обществе отношение к туберкулезным больным, как к прокаженным. Хотя в моем случае жаловаться грех. Никто не отвернулся. Отдельная благодарность мужу, который позаботился, чтобы я ни в чем не нуждалась, по возможности старался быть всегда рядом. Сразу начали звонить сестры и племянники – утешали, ободряли, настраивали на выздоровление. Слава богу, и на работе отнеслись с пониманием, сохранили за мной рабочее место, недавно звонили из отдела кадров, интересовались, какого числа выхожу. Сколько лечилась, постоянно держала связь с коллегами.
Прощаясь, Ольга Федоровна просила обязательно обратиться от ее имени ко всем, кому еще предстоит пройти нелегкий и неблизкий путь к полному выздоровлению – ни в коем случае не верить «страшилкам» о диспансере, россказням о высокой смертности от туберкулеза и не бояться операции. Ведь все ее «братья и сестры по несчастью» после плановой операции вскоре благополучно выписывались.
Кстати, история ее соседки по палате, Оксаны Верешко, очень похожая. Женщина работает в одной из пекарен Дальнереченска, о диагнозе узнала после ежегодного планового медосмотра.
- На снимке обнаружили затемнение в легких, в Дальнереченской больнице точно распознать его природу не смогли, отправили во Владивосток для прохождения компьютерной томографии, - вспоминает Оксана Ивановна. – В апреле прошла КТ, потом направили к специалистам – пульмонологу, онкологу. Последний онкологию исключил сразу, через два месяца сделала КТ повторно, вот, пожалуйста – туберкулез. Сразу определили сюда, в Приморский тубдиспансер. Первая реакция – шок, слезы ручьем. Я же из нормальной благополучной семьи, все сыты, обуты, при деле.
Оксана Ивановна также не знает, что бы она делала, если бы не любимая дочь.
- Она живет здесь, во Владивостоке, и стала буквально для меня палочкой-выручалочкой, - с теплотой и любовью продолжает счастливая мама. – Надеждой, опорой и «жилеткой». Но дочь сразу сказала: «Мама, не смей отчаиваться, опускать руки, слушайся врачей и скоро выздоровеешь». Была всегда рядом, поддерживала, развлекала. Она и помогла осознать, что ничего страшного не произошло, нужно просто успокоиться, избавиться от страха, вылечиться и жить дальше. Самое тяжелое в такой ситуации – остаться один на один с болезнью, поэтому поддержка родных и близких очень важна. Хотя персонал в диспансере такой, что и утешит, и успокоит, и поддержит. Очень внимательно и дружелюбно к каждому больному относятся.
Непростая дилемма
Три месяца женщина пролежала в терапевтическом отделении, после чего Марина Бобырева сообщила, что лечение прошло успешно, туберкулома в хорошем состоянии, не в распаде, поэтому можно оперироваться, а можно обойтись и без радикального вмешательства.
- Острой необходимости в операции не было, мне предстояло самой решить, делать ее или нет, - говорит пациентка. – Выбор был нелегким. Но в случае отказа пришлось бы менять профессию – меня бы не допустили к пищевым продуктам. И я решилась, хотя было по-настоящему страшно – всю трясло и колотило. Когда 18 декабря положили на операционный стол, думала: все, прощай, белый свет! (смеется). Вынесут отсюда меня в «покойницкую», и поминай как звали. Даже сбежать порывалась. Конечно, сейчас со смехом вспоминаю, а тогда совсем не до шуток было. Но, слава богу, все обошлось, и как нельзя лучше. Сейчас чувствую себя превосходно, на днях выписываюсь.
Хотя, как признается Оксана Ивановна, за время лечения всякого навидалась – и бросали люди лечение, и сбегали из палат, и пьянствовали безбожно.
- Не понимаю я таких, как же можно? - искренне недоумевает женщина. – Конечно, лечение длительное, непростое, но нужно собрать свою волю в кулак, набраться терпения. Никто и не говорил, что будет легко: организм не у всех хорошо принимает лекарства. Кстати, врачи здесь не стригут больных под одну «гребенку», к каждому – индивидуальный подход и курс лечения.
И склад характера имеет большое значение, одни даже в болезни живут в душевном равновесии, другие сразу руки опускают, «хоронят» себя, третьи срываются в истерики и обвиняют всех вокруг. Поэтому отчаиваться ни в коем случае нельзя, а встречать подобные удары судьбы лучше с оптимизмом.
На работе диагноз своей сотрудницы начальство восприняло спокойно, без истерик. В октябре Оксана Ивановна приезжала домой за зимними вещами, наведалась и в родную пекарню.
- Директор Юлия Геннадьевна Юхневич сказала: «Делай операцию и возвращайся, мы тебя ждем!», я даже не ожидала такой лояльной реакции, - до сих пор немного удивляется Оксана Верешко. – Низкий ей поклон. В случае моего отказа от операции мне были даже готовы предоставить другую работу, не связанную с продуктами. Но после оперативного вмешательства я здорова, год еще попью таблеточки, и возвращусь к любимому занятию – печь хлеб и другие вкусности на радость людям.
Лекарство против страха
… Ольге Орловой операция только предстоит, но глядя на своих соседок по 4-му хирургическому отделению – покидающих больничные стены счастливыми и здоровыми – уже нисколько ее не боится.
- Хотя поначалу страх был нешуточный, - не скрывает Ольга Александровна. – Я тоже работаю в торговле, проходила плановую медкомиссию. Попала сюда, вот теперь жду, когда под нож лягу. И сейчас хочу сказать всем, кто прочитает эти строки: от болезни никто не застрахован, и если судьба так распорядилась, не бойтесь лечения, пройдите этот путь до конца. Мы живем в очень тесном мире, постоянно друг с другом контактируем – на улице, на работе, в транспорте. Подумайте об окружающих, которых вы можете заразить, о родных и близких, о детях, которые точно ни в чем не виноваты. Не дайте страху и стрессу взять над собой верх!
Кстати, как подчеркивает Марина Бобырева, отсутствие стресса является важным условием благополучной и полноценной жизни после операции в период реабилитации.
- Туберкулез – очень коварное и опасное заболевание, - напоминает Елена Геннадьевна. – И единственным надежным критерием его стойкого заживления является отсутствие обострений и рецидивов на протяжении нескольких последующих лет наблюдения. А их может вызвать серьезная стрессовая ситуация, длительное нервное напряжение, негативная эмоциональная встряска. Советую обратить внимание на этот факт близких и родных вышедших из стен диспансера людей, берегите их, не провоцируйте стрессовые ситуации. Также следует увеличить время ночного отдыха до 8 – 9 часов, включить в суточный режим дневной сон, ограничить физическую нагрузку, много гулять на свежем воздухе, есть больше легко усвояемой белковой пищи, бросить курить, употреблять спиртное и начинать постепенно закалять организм.
Врачи диспансера не устают повторять и о необходимости своевременного прохождения профосмотров в целях ранней диагностики заболевания.
- Профосмотры проходить нужно обязательно, благо сегодня диспансеризацию возвели в ранг государственной политики по охране здоровья населения, - подчеркивает врач-хирург Василий Навродский. - И мне непонятна позиция некоторых сограждан, которые отказываются обследоваться. Мы же взрослые люди и должны понимать, что подвергаем риску не только себя, но и родных, близких, коллег по работе. Туберкулез в этом плане – более чем коварное заболевание, особенно его открытые формы. Тем более, сегодня по районам края регулярно колесит передвижной флюорограф, подолгу стоит в населенных пунктах. Сделать снимок может каждый, причем абсолютно бесплатно, там же на месте, он «читается», и во Владивосток для обследования ехать совсем необязательно.
Градус доверия
- Конечно, в деревнях и селах ситуацию с туберкулезом благополучной назвать нельзя – мы нередко выявляем запущенные формы, многие жители отказываются от лечения, - сетует Василий Михайлович. - Здесь сказываются социальные факторы – безработица, пьянство, отсутствие жизненных перспектив. Поэтому наши специалисты ежемесячно выезжают в районы, проводят обследование на местах, много беседуют с людьми, рассказывают о болезни, ее последствиях, объясняют, зачем нужна операция. А оперативное вмешательство показано далеко не при всех формах туберкулеза, все-таки основной метод – консервативное лечение. И вы знаете, нас слушают, не торопятся выставить за дверь. Одно дело, когда что-то говорят односельчане, и совсем другое – когда приехали доктора из Владивостока. Тут уже уважение и градус доверия совершенно другой. Высокий.
В любом случае, Приморский краевой противотуберкулезный диспансер давно вышел за рамки сугубо лечебного учреждения. Сегодня это полноценная многофункциональная здравница, где помимо лекарственной терапии и сложных торакальных операций больных и добрым словом поддержат, и в подробной консультации никому не откажут. А женщины, готовясь сегодня к выписке, говорят, что получили главный урок в своей жизни – научились побеждать страх.
Ранее по теме:
14.01.2015 г. Отделение дневного стационара Приморского тубдиспансера увеличено на 30 коек
26.12.2014 г. Более десяти приморских больниц сменили руководителей в 2014 году
23.12.2014 г. Светлана Варгатая: Появился единый поход к пониманию проблемы туберкулеза
19.12.2014 г. Во Владивостоке откроется новое отделение для лечения пациентов с ВИЧ и туберкулезом
19.11.2014 г. Приморский противотуберкулезный диспансер в следующем году получит федеральный транш на 114 млн рублей
11.11.2014 г. Светлана Варгатая: 70% ВИЧ-инфицированных Приморья умирают от туберкулеза
30.10.2014 г. Светлана Варгатая: Заставить людей лечиться нельзя!
26.09.2014 г. В Приморье выполняются уникальные операции больным туберкулезом
25.09.2014 г. Фтизиатры Приморья обсудили ситуацию с туберкулезом
27.08.2014 г. Светлана Варгатая возглавила Приморский краевой противотуберкулезный диспансер
06.08.2014 г. Приморский тубдиспансер временно остался без рулевого