Светлана Варгатая: Появился единый поход к пониманию проблемы туберкулеза

6159

По словам главного врача Приморского противотуберкулезного диспансера, в России впервые за много лет выработаны федеральные клинические рекомендации по наблюдению, ведению и лечению одного из самых коварных социально значимых инфекционных заболеваний.

здравоохранение

Какие изменения ждут противотуберкулезную службу в следующем году, будет ли увеличен коечный фонд, по какому пути пойдет развитие и дальнейшее совершенствование хирургического направления, войдет ли учреждение в проект «Телемедицина», и почему выпускникам медвузов не стоит опасаться работы в диспансере, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала главный врач ГБУЗ «ППТД» Светлана Варгатая.

По единым стандартам

- Светлана Сергеевна, с чем вы подошли к концу года, расскажите об инициативах «сверху». 

- Год выдался очень непростой, потому что было много переходных моментов, касающихся непосредственно работы учреждения. Так, впервые за много лет были выработаны федеральные клинические рекомендации по наблюдению, ведению, и, самое главное,  лечению туберкулеза. Поэтому основные «перестройки», которые проходили в субъектах на местах, были связаны с внедрением данных стандартов. Причем они уже утверждены и являются обязательными для исполнения, несмотря на то, что носят рекомендательный характер. 

Появился единый поход к пониманию проблемы туберкулеза, к пониманию организации службы, принципам дальнейшего наблюдения и лечения этого социально значимого и опасного заболевания. Отмечу, что для любой инфекции существует проблема резистентности - устойчивости штамма возбудителей инфекции к действию одного или нескольких антибактериальных препаратов. Это когда микроорганизмы просто привыкают к тем лекарственным средствам, которыми их пытаются уничтожить. Для туберкулеза это очень актуально – риск заражения тем же стафилококком достаточно невелик, наши же больные, особенно не знающие о своем заболевании, ведут обычный активный образ жизни, подвергая значительную часть населения опасности.  

- Произошло ли долгожданное официальное объединение профильных учреждений по оказанию противотуберкулезной помощи в единую структуру и под одной «крышей» - де-юре, де-факто?

- В этом году пока объединения службы не произошло, на сегодняшний день мы пришли к консенсусу и с департаментом здравоохранения, и с краевой администрацией в целом -  торопиться с этим вопросом не стоит. Скоропалительное решение без правильного вдумчивого анализа ситуации может привести к слому существующей системы, при этом не совсем понятно, что появится на ее месте. В программе развития здравоохранения Приморского края объединение намечено на 2016 год, это окончательная «точка невозврата». Время выбрано неслучайно, потому что к 2016 году все ЛПУ, включая противотуберкулезную службу, должны войти в систему ОМС. Мы должны качественно оценить каждый раздел своей работы и подойти к объединению полностью готовыми – не только в плане помещений и персонала, но и оптимального распределения и перераспределения пациентов. А 2015-й год будет переходным, за этот период мы просчитаем все риски, возможности и перспективы.

Стационар койками прирастает

- Светлана Сергеевна, а после Нового года что-нибудь изменится в структуре противотуберкулезной службы, мы увидим какие-то организационные новшества?

- С 1 января следующего года отделение МЛУ наконец-то будет полностью профилировано только на лечение лекарственно устойчивых форм туберкулеза. К сегодняшнему дню там завершился предварительный этап, работало два отделения - для больных с лекарственно устойчивыми формами и для хронических больных. Таким образом, нам удалось увеличить стационарный коечный фонд на 80 мест, а сегодня это основная категория больных, и первый этап лечения они должны проходить исключительно в стационаре. Это связано, во-первых, с эпидемиологической опасностью, во-вторых, данный этап лечения – самый сложный, он связан с приемом «тяжелых» препаратов, что требует круглосуточного контроля и наблюдения.

- К вопросу об  оптимизации коечного фонда - вы поддерживаете идею повсеместного перехода на стационарзамещающие технологии?

- Однозначно, как раз с января мы увеличиваем на 30 коек отделение дневного пребывания, площади для этого уже организованы – на базе нашей поликлиники. Поясню, для чего это делается.

Существует несколько принципов лечения туберкулеза, и один из них – контролируемость лечения. Если другие пациенты могут спокойно получать лечение дома, то для нас очень важно, чтобы они находились под контролем, и именно прием препаратов должен быть очень точным и правильным. От этого зависит и переносимость препаратов, и их количество. Когда человек видит 12 таблеток, он рассуждает примерно так: утром выпью беленькие, в обед зелененькие, а вечером красненькие. А может и вообще забыть их принять. А прием каждого препарата очень строго регламентирован по времени и количеству. Во всех наших документах прописана контролируемость препаратов.

Представьте, что даже первичный больной с малой формой туберкулеза получает минимум пять препаратов. Чем тяжелее форма, тем их больше, и тем они «тяжелее». После 6-8 месяцев лечения в отделении МЛУ, пациенты проходят курс еще очень долго – общий срок лечения составляет два года. Поэтому следующий этап – дневной стационар, в том числе.

- В этом году на совещаниях разных уровней неоднократно поднимались вопросы сочетанной инфекции ВИЧ/туберкулез. Какие-то шаги в данном направлении сделаны?

- Да, и это я считаю одним из самых больших достижений, которое позволит улучшить ситуацию и по туберкулезу, и по ВИЧ-инфекции. 1 января следующего года мы открываем отделение для лечения ВИЧ-инфицированных в сочетании с туберкулезной инфекцией. Это полноценное отделение будет работать в режиме круглосуточного стационара. Помещение стационара уже полностью готово к работе по назначению, пока окончательно не решен только вопрос с количеством коек – их будет либо 40, либо 60.

Вообще, это очень сложная группа пациентов, и при ВИЧ-инфекции, и при туберкулезе применяется химиопрофилактика с использованием «тяжелых» препаратов. Ведь эти люди являются носителями двух социально-значимых инфекционных заболеваний, которые действуют на одни и те же клетки иммунитета. Но все же самые большие трудности – психологического характера, люди боятся идти лечиться в стационар. Кто-то стесняется своего заболевания, кто-то не хочет, чтобы о нем стало известно окружающим, кто-то не верит, что им могут оказать качественную помощь в виду отсутствия квалифицированных специалистов. На это отвечу, что на сегодняшний день у нас прошли специальную подготовку три доверенных доктора с допуском для работы с такими больными.

Работники ножа и пистолета

- Какие инновационные технологии, нестандартные решения применяет сегодня диспансер, насколько вы проявляете хирургическую активность?

- Скажу, что наша хирургическая активность очень востребована. Буквально на днях сделали очень сложную пневмонэктомию легкого, она проходила в несколько этапов. Это крайне травмирующая операция, и, слава богу, их пока немного. В этом году я привезла на апробацию в отделение торакальной хирургии электронож FORCE TRIAD с системой лазерной сварки «Лига-шу» и ультразвуковой диссектор. Благодаря этой технике бригада торакальных хирургов  провела первую в истории Приморья операцию по одномоментному удалению части правого и левого легкого. Данное оборудование специальными щипцами «заваривает» сосуды длиной до 5-7 мм, таким образом, обширная и травматичная операция проходит практически бескровно.  Также мы закупили биопсийный пистолет, который незаменим для диагностики внелегочных форм туберкулеза, в частности, туберкулеза почек. Вообще у нас проводится 400-600 операций в год, порядка 12-16 в неделю. И это один из самых высоких показателей в Дальневосточном федеральном округе.

- А по какому направлению будет развиваться хирургия в дальнейшем?

- Мы задали следующий вектор – развивать собственную хирургию, учить своих специалистов. Так, на следующий год запланировано обучение «внелегочного» специалиста в Санкт-Петербургском НИИ туберкулеза, чтобы развернуть на базе диспансера отделение оперативной хирургии по внелегочным формам болезни.  И второе большое направление заключается в создании системы, при которой не пациенты будут направляться в федеральные центры, а специалисты федеральных центров – к нам, для проведения сложных операций здесь. Дело в том, что мы не можем идти на риск, отправляя больного, представляющего опасность для окружающих, за пределы края.

Телемедицина в помощь

- Буквально на днях руководство ПК МИАЦ заявляло о том, что проект «Телемедицина» в Приморье будет развиваться отдельно по фтизиатрическому направлению, где ПКПД будет головным центром. Вы к этому готовы в техническом и профессиональном аспектах?

здравоохранение- Да, мы уже более двух месяцев занимаемся данным вопросом. В первую очередь, это касается районов. В случае если после проведенного флюорографического обследования доктор или фельдшер хотя бы на 10% заподозрили туберкулез, они отправят пациента к нам. Не буду повторять, чем чревато свободное перемещение больного по улицам для окружающих. А так мы создаем в диспансере консультационный центр, куда районные врачи присылают снимки в режиме on-line. И только когда уже мы заподозрим заболевание хотя бы на 50 и более процентов, тогда пациент будет направляться в диспансер. Мы уже проконсультировали трех пациентов из Тернея, пока только по мобильной связи. Реализация проекта «Телемедицина», это, с одной стороны, большая польза для пациента, с другой – возможность учиться для врачей из районов.

Поэтому в следующем году у нас будет выделен отдельный канал связи с принимающим устройством, благодаря чему мы сможем смотреть снимки «удаленных» пациентов. И я очень надеюсь, что для ЦРБ будут закуплены флюорографы с цифровой базой. Качественное  рентгенологическое оборудование с возможностью электронного документооборота сегодня – насущная необходимость. Чтобы, к примеру, врач из Чугуевской ЦРБ спокойно мог пересылать снимки в режиме on-line в онкологический центр, в наш диспансер и терапевту для получения грамотных и  всесторонних консультаций от краевых специалистов. Тогда в кратчайшие сроки будет понято, чей это пациент, как действовать дальше, и в какое учреждение его направлять.

- Приходилось ли вам сокращать штат медработников? Есть ли проблема нехватки специалистов, и как вы решаете кадровый вопрос?

- Что касается сокращения штатов – однозначно нет. И на сегодняшний день совместно с отделом кадров прорабатываем вопрос дополнительного привлечения специалистов. Как раз закончили работу над Положением о наставничестве. Это наш внутренний документ, в создании которого принимали участие юристы, экономисты, бухгалтерия, психолог, средний и врачебный персонал. Одним словом, все.

Мы рассчитываем привлекать молодых специалистов и не отпускать их на «вольные хлеба», а отдавать «под крыло» опытных сотрудников – наставников. Таким образом, новый работник не будут предоставлен сам себе, он обретет надежную опору и защиту. Также мы хотим создать собственную клининговую структуру из младшего персонала. Дело в том, что за каждым отделением сегодня закреплена санитарка, а их всегда не хватает, нужно составлять сложные графики. Сейчас мой заместитель по сестринскому персоналу улетает в Якутию для обмена опытом, там эта система уже работает. И мы хотим создать мобильную клининговую бригаду, которая будет работать с 8 до 10 утра в одном отделении, с 9 до 10 в другом и т.д.

Гонка вооружений

- Светлана Сергеевна, признайтесь, выпускники медвузов боятся идти работать в противотуберкулезный диспансер? Насколько эти опасения обоснованны?

- Если честно – да, боятся, но эти страхи необоснованны совершенно. Первое, с чем мы сталкиваемся на ярмарке вакансий – отторжение. Выпускники сразу заявляют, что в «туберкулез» они не пойдут, потому что «здесь можно заразиться». Однако правильная организованная система инфекционного контроля просто не дает такой возможности. На улице, в общественном транспорте риск заразиться намного выше. Вообще, любое уважающее себя предприятие должно иметь сегодня психолога для работы с персоналом. Человек должен понимать, куда он идет работать  и на что он готов на этой работе.

здравоохранение- Расскажите, пожалуйста, о планах технического перевооружения диспансера в следующем году.

- Они масштабные, и это еще одна огромная радость для нас. Я недавно вернулась из Москвы с совещания, откуда привезла очень хорошую новость нам выделяют 114 млн рублей федерального трансферта для закупки новых компьютерных томографов и дорогостоящего лабораторного оборудования. Причем это минимальный гарантированный порог, вполне возможно, что цифра будет увеличена. Это серьезная сумма, для сравнения: в 2007 году противотуберкулезной службе было выделено 57 млн рублей. Причем новое оборудование  будет предназначено не только для краевой противотуберкулезной службы, но и для центральных районных больниц отдаленных уголков Приморья. Основное предназначение новой медицинской техники - ранняя диагностика лекарственно устойчивых форм туберкулеза.

- Светлана Сергеевна, у вас есть новогодние поздравления для  коллектива, жителей Приморья и пациентов диспансера?

- В первую очередь, хочу поздравить своих сотрудников – люди работают на самом сложном рубеже медицины, не боясь инфекции, не разделяя пациентов на «заключенных» и «обычных», богатых и бедных. Это очень важно и требует определенного гражданского мужества.

Врачи диспансера лечат всех одинаково – одинаково хорошо, огромное им за это спасибо. Здоровья вам, душевного равновесия, исполнения желаний, счастья и благополучия вашим семьям! Пациентам, конечно, - скорейшего выздоровления, и чтобы вспоминали нас только добрым словом и хотели вернуться к нам только в качестве благодарных бывших больных. А жителям – не забывать о своем здоровье, и помнить, что существуют такие элементарные способы выявления туберкулеза как флюорография и анализ крови. И не упускайте случая сходить к врачу – всегда лучше перестраховаться, чем жалеть потом. Задумайтесь о своем образе жизни, занимайтесь спортом и будьте счастливы!

Ранее по теме:

19.12.2014 г. Во Владивостоке откроется новое отделение для лечения пациентов с ВИЧ и туберкулезом

19.11.2014 г. Приморский противотуберкулезный диспансер в следующем году получит федеральный транш на 114 млн рублей

11.11.2014 г. Светлана Варгатая: 70% ВИЧ-инфицированных Приморья умирают от туберкулеза

30.10.2014 г. Светлана Варгатая: Заставить людей лечиться нельзя!

26.09.2014 г. В Приморье выполняются уникальные операции больным туберкулезом

25.09.2014 г. Фтизиатры Приморья обсудили ситуацию с туберкулезом

27.08.2014 г. Светлана Варгатая возглавила Приморский краевой противотуберкулезный диспансер

06.08.2014 г. Приморский тубдиспансер временно остался без рулевого



  Рейтинг: 4.43, Голосов: 7



Поделиться
6159
Личный кабинет