Патологоанатомы по «доброй воле»
13904
Патологоанатомическая служба КГБУЗ «ВКБ №2» начала свою работу с открытием больницы – в 1978 году. Без этих специалистов, правильная постановка диагноза, а следовательно и лечение в нужном объеме, при многих заболеваниях просто невозможны, поскольку именно патологоанатомы помогают клиницистам разобраться в каждом сложном случае и поставить точный диагноз. Цель патологоанатомов, абсолютна, как и у большинства врачей - улучшить прижизненную диагностику заболеваний с помощью исследования биопсийного и операционного материала и получить достоверные данным о причинах смерти по результатам вскрытия.
Большую часть работы специалистов (практически 80%) занимает постановка диагноза пациентам, которые находятся на лечении в стационаре. Помимо нужд «тысячекоечной», патологоанатомы исследуют биологический материал пациентам ряда взрослых поликлиник – первой, шестой и восьмой.
Анна Миронова, врач-патологоанатом немного приоткрывает рабочие будни службы. Например, врачи оперируют желудок – надо понять, что у пациента язва или рак. Визуально хирург определить не может. Только под микроскопом врач патологоанатом может поставить точный диагноз, от которого зависит практически все лечение и дальнейшая судьба больного.
В специальном блоке врач-патологоанатом проводит вырезку операционного материала. Далее лаборант маркирует его, а затем материал макроскопически описывает врач патологоанатом. Наиболее подозрительный участок фиксируется в формалине, потом данный участок «проходит» по специальным растворам или заливается парафином.
«Мы делаем срезы на специальных аппаратах - микротомах. Следующий шаг – окраска материала гематоксилином или эозином, а срезы наклеиваются на стекла. Дальше идет работа врача, который внимательно исследует скопления ядер и по окраске может поставить первичный диагноз. Как правило, исследование операционного материала занимает четыре дня. По необходимости мы делаем дополнительные окрашивания, когда врач не может поставить заключительный диагноз по первичной окраске»,- рассказывает Анна Миронова.
С технической стороны этот процесс выглядит следующим образом, гематоксилин (природный краситель) окрашивает ядра, а эозин (синтетический) все остальное. Также специалисты широко пользуются методом Ван Гизона – окрашивание по соединительным волокнам, что позволяет диагностировать инфаркт миокарда и постинфарктный кардиосклероз. Отметим, что за месяц служба проводит от 3,5 до 4 тысяч биопсийных исследований. Увы, но самые распространенные диагнозы пациентов – это онкология и сердечно-сосудистая недостаточность, и они увеличиваются чуть ли не в геометрической прогрессии.
Важно отметить и единство владивостокских патологоанатомов – при самых сложных случаях, специалисты «тысячекоечной» всегда советуются с коллегами из бюро судмедэкспертизы и краевого патологоанатомического бюро по постановке и конструкции диагноза.
Несмотря на то, что патологическая анатомия - творческая работа, охватывающая все области медицины, патологоанатомическая служба больницы испытывает достаточно серьезный кадровый голод. Сейчас здесь трудится три врача и четыре лаборанта, которые справляются с большим потоком материала. Однако для дальнейшей успешной работы им нужны «человеческие вливания».
«Проблема кадров в гистологии стоит давно. Медицинское училище конкретно лаборантов-гистологов не готовит. В этом учебном заведении есть только фельдшерско-лаборантское отделение, но после его окончания будущему специалисту требуется первичная подготовка. Нам нужны грамотные и опытные профессионалы, уже успевшие поработать патологоанатомами»,- отмечает Анна Миронова.
По ее словам, со временем служба хотела иметь дополнительное оборудование для иммуногистохимических исследований. Это необходимо, поскольку высокий рост онкологических заболеваний требует от отделения новых возможностей. Отметим, что в Москве, Новосибирске, Камчатке и Хабаровске патологоанатомические отделения оборудованы по последнему слову техники.
Впрочем, определенные положительные перемены в обновлении материально-технической базы уже есть сейчас. Недавно отделение по программе модернизации здравоохранения получило новые немецкие микроскопы, аппарат для заливки в жидкие среды участков рыхлых тканей – для бронхобиопсии, соскобов матки, биопсии слизистой желудка, из прямой кишки, неплотных опухолей. В него в отличие от предыдущего аппарата можно поместить большое количество материала. Для плотных опухолей предусмотрен новый замораживающий аппарат «Микротом» на водяном охлаждении.
Врачи увлеченно рассказывают о своей службе, перспективах развития гистологических исследований и ждут молодых специалистов, чтобы передать им свои знания и опыт.
Ранее по теме:
Ранее по теме:
Вячеслав Глушко: У нас работают эксклюзивные золотые руки и головы
Операционная сестра: взгляд на профессию
Герои настоящего в уголке прошлого
Урологи «тысячекойки» успешно работают в условиях цейтнота государственной медицины
На доктора надейся, но и сам не плошай
Нефрологи «ВКБ №2»: Целебные травки могут довести до гемодиализа
Экстренная диагностика Владивостока нуждается в экстренной разгрузке
Столпы "тысячекоечной"
Приморская ревматология вынуждена лечить со «снайперской точностью»
Детские инфекционные болезни стали злее и опаснее