Вячеслав Глушко: «У нас работают эксклюзивные золотые руки и головы»
11660
Главный врач ВКБ №2, больше известной как «тысячекоечная» Вячеслав Глушко в интервью «Владмедицине» рассказал о модернизации больницы, ее сотрудниках, имена которых гремят на всю страну, и развеял слухи об эксклюзивности зарубежной медицины.
- Вячеслав Викторович, каким образом в вашей больнице проходит модернизация?
- На 2011 год нам вышестоящими органами было запланировано только выполнение федеральных стандартов. В этом году ремонтные работы и приобретение оборудования.
- Каким отделениям было уделено внимание? И что стало с пациентами?
- Необходимо было закрыть на ремонт сразу пять отделений – гинекологии, первой урологии, 3 травматологии, гемодиализа (круглосуточный стационар), токсикологии, так как предыдущий главный врач Даниил Яровенко не допускал в течении полутора месяцев, выигравшую аукцион строительную фирму к производству ремонтных работ. Поскольку «тысячекоечная» - это больница экстренной помощи (кроме нас никто в городе не оказывает такую помощь по урологии и травматологии), мы были вынуждены потесниться. Отделения, которые близки по своим функциональным возможностям, на время объединили. Как, например, женскую и мужскую урологии, хирургию и гинекологию. Из-за этого часть пациентов была вынуждена провести некоторое время в коридоре. Напомню, что даже в программе госгарантий указано, что при экстренной госпитализации допускается коридорная госпитализация. Но повторюсь, что это произошло не от чьего-то злого умысла, а в связи с тем, что появилась возможность привести отделения в надлежащий вид – поменять системы водоснабжения, канализации, электричества. Все это делается для удобства пациентов. При этом качество медицинской помощи не ухудшилось. Чаще всего негатив выплескивается не со стороны самих пациентов, а их родственников.
- Программа модернизации рассчитана на два года, а что потом?
- В прошлом году на одной из встреч с Игорем Шуваловым, которая проходила в нашей больнице, поднимался вопрос, что будет после окончания модернизации. Игорь Иванович сказал, что программа изначально задумывалась для того, что повысить уровень зарплат, техническое оснащение больниц. Он добавил, что дальше будут разрабатываться новые программы.
Хочется сказать, что несмотря на то, что для удержания кадров в здравоохранении, материальная стабильность медицинских работников самое главное, не надо сбрасывать со счетов отношение общества к медицинским работникам. Мы проводим анкетирование специалистов и видим, что, несмотря на то, что первым пунктом среди приоритетов у многих идет материальное вознаграждение, немаловажным фактором является уровень престижа профессии. Специалисты хотят, чтобы общество более уважительно относилось к медикам. Такой мощный фактор мотивации не требует огромных затрат и к нему стоило бы прислушаться. В медицине стало не комфортно работать, психологически сложно, пациенты словно встали в оппозицию к врачу.
- Недавно в СМИ прошла информация, что сотрудники больницы берут деньги за транспортировку больных по этажам.
- Это неправда. Наши сотрудники за транспортировку пациентов между этажами денег не берут. Как только поступил сигнал, мы в течение двух дней выяснили, что это сотрудники коммерческих фирм по транспортировке в сопровождении пациентов из больницы домой. Кроме того, выяснилось, что родственники нанимают сотрудников агентств по уходу за своими больными, если нет возможности самим осуществлять такой уход. При этом они не согласовывали с нами нахождение и деятельность этих работников на территории больницы. Главы данных фирм поступали незаконным образом, не уведомив руководство о нахождении на территории больницы своих сотрудников. В свою очередь, мы не можем контролировать перемещения работников этих фирм, поскольку, во-первых, мы не уведомлены о сотрудничестве, во-вторых, родственникам разрешено посещение пациентов до 20-00. Врач не может контролировать всех посещающих и ухаживающих за больным. В настоящий момент удалось связаться руководителями этих фирм для урегулирования их деятельности на территории больницы.
- Как вам удается решать вопрос с кадровым дефицитом?
- У нас сложился стабильный, постоянный коллектив. И текучесть кадров была крайне малой. Но к сожалению, за 2011 в период руководства больницей прежнего главного врача, от нас ушло много сотрудников. Разумеется, это большая потеря для больницы. В настоящее время дефицит кадров особенно остро ощущается среди среднего и младшего персонала. А из тех, кто выпускается, очень много молодых специалистов уезжает обратно по своим городам и селам. Они бы и рады остаться во Владивостоке, но не всем удается решить вопрос с жильем, каких-то компенсаций нам выделить им тоже не удается. Количества местных выпускников из города Владивостока не хватает, чтобы закрыть имеющиеся потребности ЛПУ. Мы активно работаем с выпускниками колледжей и медицинского университета, но не можем забрать весь выпуск молодых специалистов.
Мы стараемся донести до выпускников тот факт, что у нас многопрофильная больница, два операционных блока, поэтому профессионально расти у нас очень интересно и гораздо быстрее, чем в других лечебно-профилактических учреждениях. Плюс это экстренная больница, где постоянно лечится много больных и пострадавших, выполняется большой спектр оперативных вмешательств. Здесь можно стать настоящим профессионалом и работать после этого в любой больнице по избранной специальности
- Чем сегодня можно мотивировать сотрудников?
- Для меня как руководителя крайне важно обеспечить материальную заинтересованность сотрудника. Мы внедрили бригадный подряд, одними из первых начали работать с ТФОМС ПК. Бригадный подряд позволяет специалисту брать на себя дополнительные функциональные обязанности, которые ему позволены и за счет интенсивности труда повышать свое материальное благосостояние. По уровню зарплат среди других ЛПУ мы были в первых рядах.
Это и новые технологии, которые не входят в программу ОМС. Хотя они достаточно затратны, но гораздо дешевле аналогичных услуг в зарубежных клиниках. Не так уж и редко нашим специалистам приходится исправлять ошибки своих зарубежных коллег. По уровню оказания медицинской помощи мы не уступаем, а иногда и даже превосходим их. Но по уровню сервиса мы очень сильно отстаем от своих зарубежных коллег.
- В чем сегодня удается на равных конкурировать с зарубежными коллегами?
- Естественно, уровень сервиса у них гораздо лучше. Но если сравнивать с ценовой политикой, то наша помощь гораздо дешевле. Немаловажно помнить, что выкладывая огромные суммы на лечение, пациенты не особо задумываются о курсе реабилитации. К примеру, получая те же услуги у нас, пациенты могли бы часть денег тратить на реабилитационные меры, существенно экономя на всем процессе лечения.
Мы достаточно далеко продвинулись по урологии, у нас очень хорошие специалисты по нейрохирургии и травматологии-ортопедии. Это эксклюзивные золотые руки и головы, которые делают операции седьмой категории сложности и выше. Например у травматологов - это уровень ЦИТО. Нашим пациентам не надо для этого лететь в Москву или Санкт-Петербург. Можем привлечь ревматологией, нефрологией, сосудистой хирургией, токсикологией и детской инфекцией. К примеру, если говорить о ценах, то если сравнить операцию на сухожилиях, то в Сингапуре средняя стоимость лечения составляет 25 тысяч долларов, а здесь за те же услуги мы берем 18 тысяч рублей. Плюс оплата за койко-день.
- Вячеслав Викторович, расскажите о ваших сотрудниках.
- Их можно просто перечислять очень долго, в каждом в каждом отделении есть профессионалы с большой буквы. Многие сотрудники работают у нас по 20-30 лет, есть даже династии. Например, к травматологу — ортопеду Александру Сергеевичу Золотову, чтобы прооперироваться, приезжают пациенты со всей России. Это урологи Александр Геннадьевич Филиппов и Борис Витальевич Мазалов, ревматолог Александр Иванович Дубиков, хирург Олег Николаевич Дмитриев, онколог Игорь Павлович Истомин, нейрохирурги Владимир Иванович Моисеенко и Руслан Ибрагимович Тоторкулов и этот список можно продолжать дальше. Врачи-бренды. Больница трижды участвовала в конкурсе «Лучший врач РФ» и каждый раз наши специалисты занимали самые высокие места. Больнице есть кем гордиться. Увы, чаще СМИ предпочитают писать о негативной стороне работы медиков, нежели о позитивной.
- А каков сегодня образ пациента?
- В последнее время очень выросла медицинская грамотность населения. Но порой это перерастает лишь в то, что каждый может учить врача лечить. Люди черпают информацию из медицинских источников, которая в первую очередь предназначена только для специалистов.
Есть и случаи, когда люди жалуются на лечение, но при этом они в своей жизни ни разу не обращались к врачам, чем-то злоупотребляли. Однако попадая в больницу, такие пациенты требуют, чтобы их за короткое время поставили на ноги. Важно понимать, что мы не боги, мы можем направить человека в правильное русло, но не избавить от всех проблем.
- С 2015 года в отечественном здравоохранении вводится понятие личной ответственности врача. На ваш взгляд, это позитивная мера?
- Это было бы приемлемо для системы здравоохранения, если бы сразу предусмотрели и страхование ответственности врача. Если специалист будет застрахован от каких-либо неблагоприятных исходов, то он продолжит трудиться. Но если скажут А, но забудут про Б, то есть только наделят только ответственностью и не дадут ни каких прав и защиты медицинскому работнику, то специалисты просто уйдут из медицины. Ведь они окажутся беззащитными, и ничто их не удержит в профессии, поскольку заработок гораздо ниже, чем в производственной сфере, отношение населения крайне негативное, имидж СМИ создан отрицательный, притока кадров нет. Необходимо, чтобы страхование и ответственность пришли одномоментно, и не было большого разрыва. Ведь в медицине бывает много непредвиденных ситуаций, в которых не виноват ни врач, ни пациент. Если семья потеряла кормильца, кто-то должен поддержать их.
- Появление приморского отделения Нацмедпалаты что-то изменит для вас?
- Появится реальная помощь, и самое главное, нас смогут услышать наверху.
- На ваш взгляд, каким должен быть хороший топ-менеджер?
- Я считаю, что для постоянного роста ему необходимо пройти все ступени развития, не перепрыгивая ни через одну из них.
- Напоследок, ваши пожелания коллегам ко дню медицинского работника.
- Мне очень хочется, чтобы пациент постепенно начал выходить из оппозиции к врачу, стал ему доверять и помогать в своем лечении. А потом вернется и престиж профессии. Желаю, чтобы от моих коллег уходило гораздо больше довольных и здоровых пациентов. А уж я, как руководитель делаю все возможное, чтобы труд медиков оценивался адекватно.