Лучше учет - выше показатели

7041

Статистика и медицина – понятия, на взгляд рядового обывателя, не пересекающиеся. Тем не менее, в любом государственном лечебном учреждении есть служба, отвечающая за сбор и анализ информации. Нередко сами врачи, в том числе и главные, не до конца понимают ее роли и недооценивают. Однако от того, как организована работа статистического отдела, зависит очень многое – при правильном подходе ЛПУ не только может улучшить ситуацию с заболеваемостью и смертностью среди приписного населения, но и свое финансовое положение. Важность этого отдела в полной мере осознает администрация КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 4» - несколько лет назад службу реорганизовали, что значительно прибавило успехов учреждению.

Откровенное сопротивление

Главный врач поликлиники Галина Горшунова заявляет, что всегда отлично понимала, насколько важна работа статистиков. Именно поэтому одним из первых ее решений с приходом на должность руководителя ЛПУ стала реорганизация их деятельности. Однако чтобы это осуществить, ей пришлось столкнуться с откровенным сопротивлением сотрудников.

Владивостокская поликлиника №4, Галина Горшунова, Светлана Литус

- Я прекрасно знаю, как должна работать статистическая служба, - делится Галина Петровна. – Именно она первой обращает внимание на качество работы докторов – правильность заполнения статталонов, амбулаторных карт. Без статистики сегодня не сдашь правильно отчет и, следовательно, не заработаешь денег. Сегодня мы все, как отчитались, как правильно зашифровали – так и получили. Когда я начала здесь работать, то увидела, что сотрудники отдела делают не то, что должны. К сожалению, они восприняли «в штыки» мои требования и написали заявления на увольнения. Мне самой пришлось тогда делать годовой отчет, но я справилась. После подобрала новый коллектив, и ни разу об этом не пожалела – специалисты грамотные, трудолюбивые, и хорошо справляются с возложенными на них задачами.

Точнее цифры – лучше лечение

Статистическая служба поликлиники занимается сбором информации, ее сохранением, обработкой, систематизацией, анализом и прогнозированием. В отделе трудятся 10 человек – два врача и операторы.

Специалисты отслеживают причины обращения пациентов, диагнозы, методы обследования, правильность заполнения докторами статистических талонов, амбулаторных карт. Вся информация по каждому пациенту ежедневно заносится в компьютерную базу операторами. Таким образом, можно отследить как лечение конкретного больного, так и ситуацию с заболеваемостью и смертностью в целом. Также через отдел статистики решаются финансовые дела учреждения.

Сотрудники отдела ведут ежедневные, еженедельные, ежемесячные, полугодовые и годовые мониторинги, готовят отчеты, выполняют требования вышестоящих организаций. Также ими проводятся более 98 различных мониторингов, в которых отражается свод экономических, финансовых и статистических медицинских данных. Эта работа позволяет обнажить намечающиеся проблемы с заболеваемостью, в том числе с отдельными видами заболеваний. На основе полученных данных планируются и осуществляются конкретные мероприятия, направленные на борьбу с ними.

Проводимый статистической службой глубокий анализ видов заболеваемости по нозологическим формам, полу, возрасту, профессии пациентов позволяет выявлять ее причины и принимать эффективные меры в борьбе за здоровье населения.

Нельзя не упомянуть и о ведущихся специалистами регистрах пациентов с такими заболеваниями, как сахарный диабет, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты, онкология. Полная персонализация данных в регистрах дает возможность, как можно раньше выявить таких больных и вести за ними динамическое наблюдение, получать достоверную информацию о применяемых методах диагностики, эффективности стандартных и вновь разработанных методов лечения. Кроме того, ведение регистров по таким позициям позволяет безошибочно определять потребность в медицинских препаратах перед их заказом.

Одной из главных целей службы является помощь врачам в организации лечебно-диагностической работы. Систематизируя и структурируя ежедневную информацию о пациентах, статистик видит перед собой полную картину.

Владивостокская поликлиника №4, Галина Горшунова, Светлана Литус

К примеру, если определенный больной был у доктора несколько раз с одним и тем же заболеванием, то это сигнализирует о необходимости изменения схемы лечения.

- Мы обращаем внимание врача на этого пациента, и он предпринимает нужные меры, - рассказывает заведующая кабинетом медицинской статистики ЛПУ Оксана Остякова. - Сами врачи на приеме из-за нехватки времени не всегда могут отследить такую динамику. Мы помогаем доктору предпринять более эффективные действия, и результат – выздоровление больного, достигается быстрее и проще. Также, проанализировав, сколько раз пациент был у врача, сколько проведено с ним школ по его заболеванию, мы можем спрогнозировать, сколько раз он обратится в следующем году с этой же проблемой.

Мы помогаем врачам выявить слабые места в их работе, усилить ее определенные аспекты, и направляем их внимание на проблему, которая обрисовывается. Наши доктора всегда могут зайти к нам и получить любую информацию по своему участку, по прививкам, по каждому конкретному пациенту – его посещаемость, заболеваемость, увидеть, кто давно не был и многие другие моменты.

Помимо помощи в повышении качества лечения, статистики облегчают врачам и бумажную работу. Почти под каждого доктора они разрабатывают удобные для него бланки, соблюдая при этом официальный стандарт.

Инициатива окупится в рублях

Еще одна важная роль службы статистики – влияние на доход учреждения.

Поликлиники, как и прочие учреждения Министерства здравоохранения, финансируются Фондом обязательного медицинского страхования. Он устанавливает тарифы, в которых четко определено, сколько стоит обращение пациента. Но оно подразумевает законченный случай - как минимум два визита больного, в последнем из которых врач убеждается в его выздоровлении.

По тарифу стоимость такого обращения оценивается фондом выше, чем стоимость посещения пациентом ЛПУ с профилактической целью. При оценке отправленной поликлиникой информации о посещениях специалисты фонда обращают особое внимание на законченность обращения. И, если видят, что не было визита пациента, на котором врач убедился в его выздоровлении, то оценивают такое обращение как профилактическое. Соответственно, начисляют меньше денег на счет медучреждения. А эти деньги идут не только на зарплаты сотрудников, но и на развитие поликлиники, а, значит, и на качество оказываемой в ней медицинской помощи.

Казалось бы, разве может врач повлиять на решение больного прийти к нему на прием? Может – если проявит инициативу - позвонит или даже придет к пациенту домой, то человек, скорее всего, все же нанесет визит в медучреждение.

Именно такой подход практикуется в четвертой поликлинике Владивостока, благодаря чему ее доходы за несколько лет увеличились.

- У нас в поликлинике средние зарплаты одни из самых высоких, - утверждает Оксана Сергеевна. – И это - результат нашей совместной с докторами работы.

Удовлетворение, а не рутина

Врачи, занимающиеся непосредственно лечением, оптимистично воспринимают необходимость проявления дополнительной инициативы. Когда ЛПУ закрыло первый год, отработанный в таком режиме, положительные результаты увидели и ощутили все, и вопросов к деятельности отдела не осталось.

Владивостокская поликлиника №4, Галина Горшунова, Светлана Литус

- Эти результаты – не только плюсы к нашей репутации, но и совершенно материальный и осязаемый доход ЛПУ, - отмечает врач - медицинский статистик Светлана Литус. - Это ежедневная работа, и сказать, что мы достигли с врачами полного консенсуса и согласия – нельзя. Все мы люди, бывает и плохое настроение, и плохое самочувствие, но в целом наше взаимодействие довольно оптимистично и конструктивно.

Если говорить о восприятии статистиков медиками в более глобальном смысле, то можно заметить непонимание последними значения статистической службы и недооценку ее возможностей. Врачам зачастую кажется, что бумажная работа, которую им приходится выполнять, не важна. Но помимо непосредственно качества лечения, правильность заполнения документации также влияет на  показатели медучреждения. Ведь, не записав информацию, нельзя потом оценить состояние пациента в динамике, состояние здоровья приписного населения и нельзя сделать достоверные прогнозы.

- Это может показаться рутинной и неинтересной работой, но на самом деле это не так, - заявляет Светлана Валерьевна, - поскольку за этими цифрами можно увидеть, насколько благополучно мы живем, и как будем жить дальше. Особенно интересно смотреть на анализ заболеваемости, смертности в динамике по годам. Когда наглядно видишь, что показатели, а вместе с ними и здоровье пациентов, улучшаются, испытываешь удовлетворение от своей работы.

Оба специалиста сходятся во мнении, что к работе со статистикой нужно прийти.

- Уверена, что молодой врач-статистик не сможет оценить плюсы своей работы, - утверждает Оксана Остякова. - Я ловлю себя на мысли, что в нашем отделе подобрались сотрудники примерно одной возрастной группы. У нас за плечами не маленький опыт. Мы такие же врачи, и прекрасно знаем эту работу. Но и то, что мы делаем сейчас – очень интересно. Когда ты видишь, что какие-то твои плановые действия на самом деле меняют качество лечения, продолжительность жизни, уровень заболеваемости людей, то понимаешь, что делаешь это не зря!


Ранее по теме:

13.01.2016г. В Новый год - самая работа

29.12.2015 г. Векторы развития четвертой поликлиники

04.12.2015 г. Работа травматолога сродни ювелирной

05.11.2015 г. Профосмотры помогли избежать тяжелых болезней шестерым сотрудникам четвертой поликлиники

21.11.2015 г. Таблетка таблетке рознь

16.11.2015 г. Четвертая поликлиника во Владивостоке готовит целевиков

16.10.2015 г. Владивостокская поликлиника №4 почти отработала диспансеризацию

05.08.2015 г. Наталья Ветлугина: Не пускайте стресс в свою жизнь!

24.07.2015 г. Первичный фильтр для болезней крови

21.06.2015 г. Галина Горшунова: Без любви к людям в нашей профессии делать нечего!



  Рейтинг: 4.8, Голосов: 20



Поделиться
7041
Личный кабинет