Игра по правилам

7728
Приморские медучреждения сигнализируют о крайне опасных тенденциях в медицине. Среди пациентов практически отсутствует правовая грамотность, многие лишь поверхностно знают о своих правах и обязанностях. Но при этом, большинство желает получить все и сразу, упирая в общении с врачами на то, что им обязаны оказать быструю, качественную и бесплатную помощь.

На почве таких заявлений нередко и рождаются конфликты, а также обвинения медработников в несоблюдении профессиональной этики. О том, как важно знать основы действующего законодательства в области охраны здоровья корр. портала VladMedicina.ru поговорил с Константином Шведом, заместителем главного врача КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница №2» по хирургической помощи.

Через «тысячекоечную» или приморский «мини-Склиф» хоть раз в жизни, но прошел чуть ли не каждый житель края. Больница оказывает экстренную помощь 24 часа в сутки, 365 дней в году. Пациентов, а сответственно и потенциальных конфликтных ситуаций, там немало. И избежать некоторых было бы вполне возможно при соблюдении этики и деонтологии. Причем не только со стороны медперсонала, но и пациента.

Владивостокская клиническая больница №2, Константин Швед, ТысячекоечнаяПравила одни — игры разные

- Константин Евгеньевич, какие сегодня правила игры в приморском здравоохранении?

- Работа больницы регламентирована следующей документацией — Конституцией (41-я статья) и 323-м федеральным законом «Об охране здоровья граждан», в котором прописаны права и обязанности пациентов. К сожалению, многие пациенты знают только первую часть 41-й статьи Конституции, где говорится о том, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь на бесплатной основе, но не принимают во внимание, что она обеспечивается за счет соответствующих средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. Весь объем помощи оказывается за счет граждан, которые платят налоги. Остальные статьи посвящены необходимости развития здравоохранения, ведению здорового образа жизни и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

- Об обязанностях сегодня в обществе как-то не принято вспоминать.

- Совершенно верно, хотя в федеральном законе красной нитью идет статья 27, которая касается обязанностей граждан в системе здравоохранения. Они, прежде всего, обязаны заботиться о своем здоровье. Все понимают, что чрезмерное употребление алкоголя, курение табака вряд ли способствуют достижению этой цели, а вот физическая активность наоборот помогает. Необходимо выполнять элементарные санитарные правила. Государство, в свою очередь, обеспечивает гражданину проведение профилактических осмотров. Тех, кто представляет угрозу для окружающих (болеет туберкулезом, ЗППП и т.д.) обязывает пройти обследование и лечение, а затем и дальнейшую профилактику.

И если гражданина лечат, он обязан соблюдать лечебный режим. То, что назначил врач, пациент должен выполнить, будь то кратность приема лекарственных средств или прием лечебного питания. Нередко бывает, что пациенту с заболеваниями ЖКТ родственники приносят в стационар сало, мясо, блюда корейской или китайской кухни, что вообще исключает понятие качества дальнейшего лечения человека.

- Не все пациенты желают вникать в правовую основу. Подскажите им, на что также следует обратить внимание?

- Например, на недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. Если даже пациент отказывается от экстренной помощи, особенно если речь идет о детях, то лечебное учреждение может обратиться в суд для защиты его прав, либо созвать консилиум, для того чтобы все же оказать помощь человеку.

Еще один важный аспект – право на врачебную тайну – неразглашение информации о состоянии здоровья. Родственники иногда ведут себя не совсем корректно и требуют данную информацию, хотя сам пациент не всегда хочет ее разглашать, из-за чего могут возникнуть конфликтные ситуации. Причем запрет распространяется даже на самых близких родственников. Исключение составляют только те случаи, когда пациент в добровольном информированном согласии указывает фамилии близких, имеющих право знать о состоянии его здоровья. На такие данные могут рассчитывать органы суда, следствия, прокуратуры. Также мы их предоставляем для расследования несчастных случаев на производстве и в учебных заведениях.

Больница — не поликлиника!

- Как часто сегодня больница выполняет непрофильную для себя работу?

– Ежедневно в приемное отделение обращается не менее 150 человек. Из них не менее 25% – амбулаторные. Пациенты приходят в больницу как в поликлинику, где им проведут бесплатные обследования, осмотрят высококлассные специалисты, дадут на руки копии анализов, после чего они спокойно пойдут на работу. Складывается некое потребительское отношение. Напомню, что согласно программе госгарантий, являющейся законом, как для лечебных учреждений, так и для пациентов, таких обращений в больницу быть не должно.

При этом некоторые люди, до этого не обращавшиеся в поликлинику в течение месяца, в одну из ночей вдруг решают поехать на осмотр в больницу, например, болью в животе. В его ходе выясняется, что пациенту нужно ехать в инфекционную больницу, однако он отказывается, предпочитая нагрубить врачам и отправиться восвояси. Часто пациенты и вовсе считают, что оказали честь врачам, приехав в больницу не на «скорой», а на собственном транспорте. Такое отношение в принципе не может быть понятным.

- До угроз доходит?

- Некоторые наши соотечественники и иностранцы, приходя в больницу в заранее агрессивном настроении, требуют, чтобы им оказали бесплатную экстренную помощь, которая им не показана. Мы можем им отказать в ней, но не без осмотра. Как правило, речь идет о неотложной помощи, которая оказывается в амбулаторно-поликлиническом звене.

В любой поликлинике должны быть созданы отделения неотложной помощи. Но пациенты не хотят этого знать – им проще бесплатно и быстро, без предварительной записи пройти осмотр у врача. Специалисты «тысячекоечной» не отказали ни одному такому пациенту. Настоящий пациент никогда не будет материться, будет вежлив с врачом. А от первой категории (той, что приходит справиться о своем здоровье за счет лечебного учреждения) зачастую слышны одни претензии. Некоторые и вовсе отвлекают от работы, угрожая врачебному персоналу. Напомню, что экстренная помощь оказывается только при жизнеугрожающих состояниях – коме, потере сознания, острой боли в животе, нарушении функции дыхания, разных видах кровотечений, травмах, ранениях сердца, грудной клетки, черепно-мозговой травме.

Нужна неотложная помощь — жди очереди

- Сколько времени по программе госгарантий пациент должен дожидаться оказания медицинской помощи, и с чем приходится сталкиваться врачам?

- Длительность ожидания осмотра врачом приемного отделения не должна превышать тридцати минут, за исключением случаев, когда нужно провести осмотр немедленно. В этот временной промежуток врачи всегда укладываются. Нахождение в приемном отделении может достигать шести часов, если необходимы дополнительные обследования и наблюдение в динамике. В основном, полтора-два часа. Качество экстренной помощи пациентам, которые действительно в ней нуждаются, иногда может страдать и от того, что приемному отделению приходится выполнять функции поликлиники.

Нередко возникают ситуации, когда люди, которые вели асоциальный образ жизни, начинают возмущаться, грубить персоналу и пациентам, если нужно изменить порядок очередности осмотра. К примеру, поступает ребенок, на его осмотр всегда уходит больше времени, но некоторые пациенты с явным запахом алкоголя могут начать угрожать врачу, требуя к себе мгновенного и повышенного внимания. В таких случаях мы привлекаем службу охраны, в экстренных случаях – службу быстрого реагирования.

- Еще один немаловажный вопрос — порядок госпитализации.

- В последнее время появились пациенты, требующие немедленной госпитализации. В некоторых случаях, для решения собственных жилищных проблем. Отмечу, что показание к госпитализации – состояние, требующее активного лечения, в том числе и оказания реанимационных мероприятий, интенсивной терапии, консервативного и оперативного лечения, динамического наблюдения, проведения специальных видов обследования и для изоляции.

Госпитализация больных проводится в палаты (у нас они от двух до десяти койко-мест). Дети до четырех лет госпитализируются с одним из родителей или с одним из законных представителей, которому предоставляется питание по установленным нормативам. Допускается размещение экстренных больных вне палаты – коридорная госпитализация на срок не более одних-двух суток.

Когда пациент направляется на госпитализацию в плановом порядке, учреждение не имеет права госпитализировать его в коридоре. Пациенту необходимо в течение часа обеспечить койко-место. Поэтому, больные, поступившие к нам в плановом порядке, всегда лежат в палате.

- Что при этом требуется от больного?

- Сначала необходимо предоставить паспорт, полис. Ценные вещи после описи передаются на хранение. Вносить вещи с собой в палату нельзя. Их необходимо либо упаковать, либо отдать родственникам, либо сдать в гардероб. Больница несет полную ответственность за это имущество.

Парадоксально, но факт: многие не соблюдают элементарных правил гигиены – не имеют зубных щеток, ходячие пациенты предпочитают есть в кровати, прекращают умываться. Старинное правило – пациент должен приходить к врачу и помогать ему справиться с болезнью. На сегодняшний день больной не всегда хочет, чтобы ему помогли, а врач рассматривается как прислуга.

- Давайте поговорим о еще одном краеугольном камне современного здравоохранения — платных медицинских услугах.

- Медучреждения имеют право оказывать платную помощь, но это не означает, что она должна подменять бесплатную. Врач всегда проинформирует больного о бесплатной и платной услуге, а уже за последним право — какую выбрать. Экстренная помощь оказывается в больнице бесплатно, неотложная в большинстве случаев – тоже. Но есть люди, предпочитающие получить анонимную помощь или поставить металлоконструкцию импортного производства, и это их право.

Фото Константина Шведа - PrimaMedia.ru

Ранее по теме:

Большой брат реанимационного отделения «тысячекоечной»

«Тысячекоечная» защитит права своих врачей и пациентов

Сам себе режиссер: «Тысячекоечная» обратится в суд по поводу несанкционированной видеосъемки несовершеннолетнего пациента

Хрустальное отношение: В «тысячекоечной» спасают детей с тяжелейшими травмами

В «тысячекоечной» раскрыли секреты вкусной и здоровой пищи

В Приморье продолжается дооснащение «тысячекоечной» больницы

Стопроцентной профилактики от рака нет, но здоровый образ жизни никто не отменял

В «тысячекоечной» Владивостока открылась галерея известных приморских фотохудожников


Приемное отделение «тысячекоечной» больницы превращается в галерею

Главврач «тысячекоечной» вызвал «Женский интерес» (ВИДЕО)



  Рейтинг: 5, Голосов: 21



Поделиться
7728
Личный кабинет