Будущим врачам не хватает практики и реальных перспектив
4805
Одно из решений кадрового вопроса в российской медицине – целевая подготовка специалистов в вузах. Но почему далеко не все выпускники готовы работать по профессии после окончания альма-матер? Корр. портала Vladmedicina.ru нашел в Тихоокеанском государственном медицинском университете студентов старших курсов, которые уже решили связать свою жизнь с медициной, причем готовы работать и в государственном здравоохранении. И, как выяснилось, чтобы их решение только крепло, нужно не очень много.
Мы задали будущим врачам три вопроса:
- Что повлияло на решение поступить в медицинский университет?
- Поменялось ли отношение к выбранной профессии за время обучения?
- Где в дальнейшем планируете работать: в государственной или частной медицине?
Ответы «нарисовали» некий портрет выпускника, готового следовать клятве Гиппократа всю свою жизнь.
Осознанный выбор
Наши респонденты поняли, что будут заниматься медициной не в последний год обучения в школе, а как минимум классе в восьмом-девятом, и это был полностью их выбор. Разница только в том, что подтолкнуло к нему. Все знали, куда поступают, и не питали иллюзий о предстоящей учебе и работе.
Катя (5-й курс ТГМУ):
- С детства, глядя на родителей, хотела стать врачом: папа и мама - медики. Хотя они и пытались отговорить меня. Мотивация была, как и у многих, - помогать людям!
Настя (5-й курс ТГМУ):
- Это была полностью моя инициатива. Родители не ожидали такого выбора, так как в семье никто с этой сферой не был связан. Однако среди друзей и знакомых всегда было много медицинских работников. Возможно, круг общения и натолкнул впервые на мысли о будущей профессии. Мое решение связано и с тем, что я с детства люблю больницы, всегда было интересно в них находиться. Можно сказать, какое-то шестое чувство подтолкнуло меня к медуниверситету.
Эля (6-й курс ТГМУ):
- С профессией определилась еще в восьмом классе школы, когда прочитала биографию военно-полевого хирурга Пирогова. Поэтому вопроса, куда поступать, не было – документы отдала в ТГМУ.
Лера (5-й курс ТГМУ):
- С 9-го класса не видела себя никем другим, кроме врача. Сначала хотела поступать на педиатрический факультет, но подала документы еще и на лечебный. Прошла на оба, но, в конце концов, решила, что «на лечебниках» выбор по специальности больше. Забавно, но пару лет назад нашла послание Деду Морозу, которое писала в первом классе, где моим детским почерком выведено: «Хочу быть врачом».
Побольше бы практики
Ко всему подготовится невозможно. Несмотря на то, что будущие врачи без иллюзий шли в медуниверситет, заранее узнавая про него все и вся, у большинства из них с разной «степенью тяжести» в стенах альма-матер изменилось отношение к медицине. И почти все едины в том, что практики в «универе» для закрепления полученных знаний не хватает. Поэтому многие уже работают во время учебы.
Лера (5-й курс ТГМУ):
- Честно говоря, вузовская практика дала мне значительно меньше, чем работа. Именно в медучреждении я смогла получить нужные мне навыки проведения различных манипуляций.
Катя (5-й курс ТГМУ):
- Мой взгляд на профессию за время учебы изменился: все стало более реальным, и я не разочарована в своем выборе. Появились вопросы к коллегам… Но если бы не пришлось применить свои знания в стенах больницы, скорее всего, отношение к медицине было бы немного другое.
Стас (6-й курс ТГМУ):
- За время обучения в универе я понял, что медицина - это непознаваемая интересная бездна! В то время как практика поменяла мое мировоззрение.
Катя (5-й курс ТГМУ):
- Во время учебы отношение к медицине изменилось, но не кардинально. Я повзрослела, и взгляды стали более ясными. Практика… не сказать, что ее феерически много: медицинских манипуляций было маловато: в основном приходилось ставить уколы. Однако на старших курсах она помогла находить правильный подход к людям.
Эля (6-й курс ТГМУ):
- За время учебы перестала относиться к своей профессии, как к чему-то героическому. Просто осознала, что медики просто оказывают особые виды услуг, и их деятельность строго регламентируется законами и стандартами. Именно после первой практики более ответственно относишься к теоретической подготовке. Оставаясь наедине с пациентом, у тебя нет времени листать книги или «шерстить» интернет. Все, что ты имеешь, - это голова и руки. А за здоровье человека ты несешь не только большую моральную ответственность, но и юридическую.
Шесть лет учебы должны принести «дивиденды»
С полной ответственностью и реальной оценкой своих сил наши респонденты уже совсем скоро выйдут из стен университета. Они умны и прагматичны, считают, что потратили для получения своих знаний и умений больше, чем их ровесники в других вузах. Пока большинство твердо убеждено, что в государственной медицине смогут получить только опыт. Поэтому поработав какое-то время в больницах и поликлиниках, планируют частично, либо полностью уходить в частный сектор медуслуг.
Лера (5-й курс ТГМУ):
- По профессии, конечно, буду работать: не для того получала образование столько лет, чтобы потом забросить диплом куда подальше. Я не ради вышки учусь, а ради того, чтобы помогать людям! После выпуска пойду в государственную клинику, скорее всего, в стационар, набираться опыта. Через пару лет, возможно, открою какую-нибудь частную практику - на дому что-нибудь буду делать или кабинет открою. На государственные деньги сыт не будешь, как ни старайся.
Стас (6-й курс ТГМУ):
- Энтузиазм это, конечно, хорошо, но если будут платить копейки в медучреждении, то когда опыта наберусь, пойду, наверное, в частную клинику.
Катя (5-й курс ТГМУ):
- В обязательном порядке пойду в государственную медицину, так как нужно нарабатывать пенсию и тому подобное. Но если будет возможность хотя бы на полставки подработать в частной клинике (или даже на целую ставку, если сил хватит), использую этот шанс. Но это только ради денег, так как на 15-20 тысяч в обычной больнице далеко не уедешь.
Анастасия (5-й курс ТГМУ):
- Да, буду работать по профессии, так как, во-первых, мне нравится находиться в этой сфере - получать столько эмоций, помогать людям. Ведь всегда приятно видеть улыбку, доброжелательное отношение и благодарность в глазах пациента. Во-вторых, на процесс обучения уходит бесценное время, и было бы глупо дальше не пойти по этой дороге.
Скорее всего, буду работать в государственной медицине, так как там можно получить хороший клинический опыт и стать грамотным специалистом. В частный медцентр можно идти только тогда, когда у тебя за плечами серьезный багаж, и ты уверен в своих силах. Негосударственный сектор хорош тем, что является основным и значимым источником дохода для высококвалифицированного врача.
Итак, что мы получили.
Во-первых, наш будущий среднестатистический врач как минимум в восьмом-девятом классе уже точно знает, кем будет работать, поэтому больших сложностей с поступлением в медвуз у него нет. Во-вторых, он жаждет знаний и практики во время учебы в университете, но на его взгляд, их ему не дают в запрашиваемом объеме. В результате сам ищет работу, трудясь параллельно с учебой. В-третьих, он ценит свои знания и время, которое потратил на учебу, поэтому получать минимум за свою работу не хочет, поэтому после двух-трех лет труда в государственном ЛПУ собирается уходить в частную медицину.
То есть молодые люди, готовые работать врачами, есть. Они имеют четкое (по крайней мере, со своей стороны) представление о том, что их может ждать в будущем. Вероятно, проблема не только в недостатке практики во время учебы, но и в том, что среди молодежи культивируется мнение о том, что «нормально зарабатывать» в стенах государственных учреждений невозможно. То есть, существует реальный шанс, что опытные коллеги и управленцы, уделив внимание всего двум проблемам, помогут больницам и поликлиникам уже в скором времени решить кадровую проблему, а выпускники перестанут задумываться о том, где получить достойную плату за свой труд.
Ранее по теме:
Земские врачи Приморья: Уверенные в завтрашнем дне
Кадры в сельской медицине — государство + больница = молодежь
Приморье знает рецепты против кадрового голода в медицине
Молодежь в медицину необходимо привлекать правильной мотивацией
Магадан и Сахалин пообещали молодым врачам большие подъемные и служебное жилье
К привлечению молодых кадров в медицину Приморья подключилась «тяжелая артиллерия»
Молодых приморских врачей заманивают в провинцию деньгами и жильем