Молодежь в медицину необходимо привлекать правильной мотивацией

8615
Приморское здравоохранение оказалось в непростой ситуации, начав решать злободневные вопросы, копившиеся годами. О кадровом вопросе и возможностях одного из самых крупных стационаров в Приморье корр. портала VladMedicina.ru поговорил с главным врачом ГБУЗ «Приморская краевая клиническая больницы №1» Андреем Кузьминым.

кадрыУникальные специалисты и уникальные возможности

- Андрей Валерьевич, ваша больница находится на высшей – третьей ступени – в системе оказания медицинской помощи в Приморском крае. Скольким пациентам готово оказать помощь учреждение и по каким профилям?

- Прежде всего, отмечу наиболее важные направления с точки зрения государственной политики. Речь идет о региональных сосудистых центрах для больных с острым коронарным синдромом и с острыми нарушениями мозгового кровообращения, отделении реанимации и интенсивной терапии для оказания помощи новорожденным с экстремально низкой массой тела. Всего за год к нам на лечение поступает порядка 17 тысяч пациентов.

Также у нас уже долгое время функционируют центры, уникальные для здравоохранения Приморского края. Это ревматологический, гастро-гепатологический, пульмонологический, клещевого энцефалита, анестезиологии и реаниматологии. Каждый из них не утратил своей актуальности, уникальных специалистов и методик. Касательно последних, хочется отметить траслюминальную баллонную ангиопластику для больных с острым инфарктом миокарда, эндоваскулярную и эндоскопическую хирургию, установку стент-графта при острых и хронических заболеваниях грудной аорты, гемодиализ, диафильтацию, работу лаборатории сомнологии и аппарата искусственной печени.

- Переходя к видам высокотехнологичной помощи в ПККБ №1, то на какие из них могут рассчитывать ваши пациенты? Все ли квоты востребованы?

- Мы получили лицензию на оказание ВТМП по более чем 10 профилям. Это абдоминальная и сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, нейрохирургия, колопроктология, урология, гинекология и акушерство, гастроэнтерология, ревматология, кардиология и пульмонология. В прошлом году мы получили от государства 207 квот, которые полностью выполнили. В этом году госзадание насчитывает 115 квот, но могу сказать по опыту прошлых лет, что больница с успехом отрабатывала и 400-500.

- Если больница готова с успехом выполнять такую колоссальную и уникальную работу, наверняка, это связано с теми высококвалифицированными специалистами, которые трудятся в медучреждении.

- (Улыбается) Безусловно, концентрация внештатных специалистов департамента Приморского края в нашем учреждении гораздо выше, чем в остальных медицинских учреждениях. Многие из этих врачей известны далеко за пределами региона.

На память сразу приходит прошлогодняя операция по эндопротезированию с помощью стент-графта самого опасного проявления атеросклероза — аневризмы брюшного отдела аорты, выполненная моими коллегами Владимиром Вериным и Евгенией Фефеловым. Сама операция по лечению аневризмы относится к вмешательству с высокой летальностью. С 2007 до 2010 годы в Краевой клинической больнице №1 было выполнено десять операций на подобных аневризмах, и из десяти пациентов четверо погибли. С 2010 года имело место 39 оперативных вмешательств (при пяти летальных случаях). Подобных примеров по другим профилям оказания помощи тоже можно вспомнить немало, пластические и эндоскопические операции на ЖКТ, операции при эндокринной патологии, имплантации постоянного электрокардиостимулятора… Перечислять можно долго.

- Андрей Валерьевич, а много ли пациентов поступает в больницу из края?

- Жители села – это 30-35%, жители городов и районов края – 30%. Такие пациенты нуждаются в специализированной помощи, в уточнении того или иного диагноза, подборе терапии, проведении специальных видов обследования. Все пациенты с тяжелыми заболеваниями, которые необходим перевод в наше учреждение, консультируются специалистами ЛПУ (в том числе и при помощи телемедицины) и переводятся силами территориального центра медицины катастроф в профильные отделения.

Кадровую проблему за год не решить

- Андрей Валерьевич, вы, как опытный руководитель, стоявший во главе департамента здравоохранения, как видите кадровую проблему, льдом сковавшую развитие приморского здравоохранения?

- Увы, но сегодня стоит говорить не только о дефиците врачебного состава, но среднего и младшего медицинского персонала, которые являются такой же важной составляющей лечебного процесса, что и врач. Существует явственная диспропорция – село-город. Зачастую сельские больницы – это градообразующие предприятия, и в них нет таких свойственных для Владивостока проблем с нехваткой медсестер и санитарок.

- Полагаю, вашей больнице с ее высоким статусом сложнее набирать кадры, особенно врачебные?

- Если делать ставку на целевика-первокурсника, то больница, оказывающая специализированную помощь, будет ждать этого специалиста восемь-девять лет. Поймите, это просто огромный срок для здравоохранения. За это время вакансия, на которую претендует целевик, может быть уже заполнена.

Есть и обратные примеры. Практически все лечебные учреждения сегодня нуждаются в анестезиологах-реаниматологах. На сегодняшний день выпускники нашего вуза крайне неохотно идут на эту специальность. Выход один – искать талантливую молодежь, которая работает у нас во время учебы. Эта работа не только дает им дополнительные деньги к стипендии, но и профориентацию. Я уже знаю, что некоторые студенты, которые берут дежурства в больнице, останутся у нас, но уже в статусе врачей. В том числе, и в отделении реанимации.

- Возвращаясь к кадровой проблеме на уровне края, с чего, на ваш взгляд, надо начинать ее решать?

- Для начала надо четко понимать: решение кадровой проблемы – задача даже не одного года. Так, если мы хотим закреплять за больницей целевиков на определенный срок, то стоит вести речь не только о зарплатах, но и о социальных гарантиях. Например, молодые девушки-доктора после выхода из декрета начинают лихорадочно искать для своего ребенка место в детском саду. И эти места нужно им предоставить. Оклад у начинающего специалиста невысок, и можно простимулировать молодого человека «подъемными». Это задача руководителя, но не секрет, что у одних медучреждений есть платные услуги, а у других - нет. На мой взгляд, если в программе развития приморского здравоохранения были бы заложены средства на решение кадрового вопроса, то решать его было бы легче.

Вопрос стоит и с жильем. Сейчас многие главные врачи приглашают на работу специалистов из других субъектов РФ. Для таких случаев должен быть мобильный фонд для социального найма жилья. Может, для начала таким специалистам и не стоит сразу отдавать жилье в собственность, а лишь тогда, когда врач проработает на территории 5-10 лет, хорошо зарекомендует себя и пожелает остаться. И тогда ему можно будет уже оформить квартиру в собственность.

Здесь есть два варианта – заложить соответствующие средства на уровне субъекта, либо на уровне больницы. В первом случае, это должна быть целевая программа, включающая в себя строительство жилья с квартирами социального найма или общежитий. Можно вести речь и о льготной ипотеке, но не так, чтобы при 14% годовой ставке для работников здравоохранения была ставка в 10%. Мы же понимаем, что при такой «льготе», медработник вряд ли сможет позволить себе ее выплатить. Насколько я знаю, сейчас в Снеговой Пади идет закладка кооперативного жилья для работников социальной сферы. И таких решений власти должно быть как можно больше.

- Скажите, а у вас сейчас есть возможность построить на территории больницы жилье для своих сотрудников?

- Несмотря на большой земельный участок, который принадлежит больнице, на нем довольно плотная застройка. Исторические здания просто не подлежат сносу. В то же время рядом с больницей есть общежития ДВФУ, которые сегодня пустуют. Почему их до сих пор не используют под нужды работников здравоохранения и образования, непонятно. Но мы постоянно поднимаем этот вопрос на различных встречах и заседаниях.

В медицину идет только каждый второй

- Наверняка, проблема с недобором кадрового состава приморского здравоохранения связана и с нежеланием молодежи оставаться в профессии?

- Увы, но всего 50% выпускников нашего медуниверситета идет в практическое здравоохранение. Это вопрос к кому – к руководителям, к системе здравоохранения или к самим выпускникам? Что могло оттолкнуть таких людей от медицины за шесть лет обучения? При этом конкурс в медуниверситет – один из самых сложных, почти пять человек на место.

- Может молодых людей не устраивает размер заработной платы?

- Для того чтобы специалист начал зарабатывать существенные деньги, должно пройти немало лет. И уровень зарплаты начинающего специалиста ни для кого не секрет. Когда молодой человек идет в профессию, он понимает, что не будет зарабатывать столько, сколько его коллеги в Европе или США. Отмечу, что с советского времени ничего не поменялось – тот же самый жесткий отбор, невысокие заработные платы, но процент выпускников, остававшихся в профессии, был выше.

Еще одна проблема, о которой я уже говорил – нехватка среднего медперсонала. Сегодня владивостокский колледж выпускает крайне мало медицинских сестер – перевязочных, палатных, операционных. Не забываем мы и про тех специалистов, которые уходят в частное здравоохранение. Эти проблемы тоже нужно решать и чем быстрее, тем лучше.

фото Андрея Кузьмина - PrimaMedia

Метки: кадры


  Рейтинг: 4.89, Голосов: 37



Поделиться
8615
Личный кабинет