Чтобы школа стала светочем знаний, а не темницей духа
«В первый раз в первый класс!». Этот известный оптимистичный лозунг зачастую означает не путевку в удивительный мир познания, приключений, новых знакомств и открытий, а начало мучительного для ребенка пути, полного тревог, страхов и страданий. Как следствие - школьные годы чудесные превращаются в самый ненавистный период, оставляющий глубокие душевные раны, букет проблем с психикой и токсичные воспоминания, которые оказывают негативное влияние на всю дальнейшую жизнь. Не допустить такого развития событий - прямая обязанность пап и мам. Базовые основы правильного отношения к обучению и здоровых коммуникаций в социуме закладываются исключительно в семье, а педагоги имеют дело с уже сформировавшейся маленькой личностью. С какими нарушениями психоэмоциональной сферы у новоиспеченных школьников чаще всего сталкиваются родители и учителя, как их вовремя распознать и скорректировать, в том числе при помощи специалистов ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» Приморья, читайте в материале портала VladMedicina.ru.
Если не обучение, а мучение
Многие родители думают, что, если ребенок читает, считает и, может, даже пишет - он готов к школе! В этом и есть главная ошибка, за которую рассчитываются дети, потому что школьные навыки и школьная зрелость – совершенно разные понятия. Как подчеркивает заведующая диспансерным отделением Центра психического здоровья детей и подростков ККДПБ Светлана Безрукавая, по итогам профосмотров первоклассников приходится признать, что многие из них к обучению просто не готовы.
- Ребенок часто не понимает, что такое школа и как она устроена, - констатирует Светлана Витальевна. - К примеру, у меня с подопечными нередко происходит такой диалог: «Ты хочешь в школу?». «Хочу». «На какие оценки хочешь учиться?». «На пятерки!». «А на шестерки?». Далее по реакции я вижу, что ребенок допускает существование такой оценки, но не знает, как ее получить и что она означает. Дети оказываются неподготовленными к различным нюансам школьного обучения. Социальная адаптация в садике происходит далеко не у всех, к тому же есть те, у кого старшие братья или сестры ходят в школу. Они как раз имеют представление, как делаются уроки, за что и какие ставят оценки, но обычно на вопрос о желании посещать учебное заведение сразу отвечают категоричное «нет!».
И это, конечно, серьезная проблема, берущая истоки в семье - родители не смогли или не знают, как сформировать у своего ребенка правильное отношение к школе и мотивацию учиться. Они не адаптируют, не социализируют и не готовят своих детей к обучению, в результате чего ученики младших классов не способны ответить на элементарные вопросы, в частности, не знают, какое отчество у мамы и папы и не могут назвать свое. Сначала на первый план выходят общие знания, а мы стараемся на многочисленных курсах нагнать учебные.
Чему мы научим ребенка дома перед школой, то и получим впоследствии, фундамент закладывается в семье. Родители не объясняют, где они работают, что такое возраст, как считается календарная дата, и т.д. Хотя это самые простые базовые вопросы первого анкетирования, и не ответив на них в школе, маленький человек попадает в зону страха и неуверенности, а в самом учебном заведении сформируется первичный образ ребенка. Первое эмоциональное соприкосновение в связке «ученик-учитель-родитель» создает те условия, в которых будет двигаться школьник в ближайшие четыре важных для становления года.
Поэтому гармоничное и наполненное взаимодействие сначала в системе «ребенок-родитель-воспитатель детского сада», а затем «ребенок-родитель-учитель», должно быть всегда. Тем более сегодня открыты широкие возможности для развития в виде всевозможных кружков, студий, секций - развивайте эмоциональный интеллект своего чада. И только потом, ближе к школе - репетиторы и подготовительные курсы, но и здесь важна мера, так как перегруз еще не созревших структур головного мозга занятиями может привести к перманентному стрессу, нервному истощению, психической неустойчивости и отторжению любых новых знаний. А еще такому подготовленному первоклашке просто скучно и неинтересно на уроках, ему место во втором-третьем классе.
Врач-психиатр рекомендует родителям быть внимательными по отношению к своему ребенку, понимать его интересы, увлечения и склонности, читать вместе с ним сказки, играть в настольные игры, уметь выслушать и выстроить равный диалог, подойдет совместный просмотр телепередач с обсуждением. Задача родителей - научить своего сына или дочку правильно и аргументированно высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, корректно делать замечания, выстроить ему линию взросления с учетом каждого возраста и способностей. Также следует заранее приучать малыша к режиму дня и питания, правилам в школе, и тогда он не достанет как ни в чем не бывало бутерброд посреди урока.
А вы знали, что до семи лет у ребенка формируется физическое тело? Поэтому мамам и папам необходимо заниматься с ним мелкой моторикой, чтобы он плавал, бегал, играл в песочнице. Тогда дети быстро получат простые и необходимые базовые навыки, которые позволят им в дальнейшем успешно осваивать сложную школьную программу.
А вы знали, что дети, рожденные путем кесарева сечения, хуже формируют побудительные мотивы? Они хотят получить все и сразу, включая школьный успех. Как помочь вам и вашему ребенку, расскажут клинические психологи специализированной клиники.
Нарушения школьных навыков
По словам специалиста, родителям следует насторожиться, если ребенку сложно что-то нарисовать, он плохо воспринимает слова на слух, в три года не начал говорить или говорит односложно, с трудом общается или совсем не коммуницирует со сверстниками, проявляет агрессию на детской площадке, уходит от диалога, замыкается в себе, часто плачет или регулярно болеет. Это тревожные звоночки, которые свидетельствует о задержке развития, как правило, поправимой, либо нарушении социальной адаптации, и они требуют своевременной нейрокоррекции и медикаментозной нейротерапии.
- Многие дети идут в школу с логопедическими нарушениями - с ними никто не занимался коррекцией и развитием речевых навыков, - отмечает Светлана Безрукавая. - Родители почему-то считают, что если у ребенка не поставлены шипящие звуки, или он «зеркалит», то данную проблему исправят в школе. Но к этому возрасту время уже упущено, часто развивается нарушение фонематического слуха - как слышу, так и пишу. В любом случае запущенные и оставленные без внимания проблемы в раннем возрасте приводят к нарушению школьных навыков. Под ними чаще всего подразумевают дислексию и дисграфию. В первом случае речь идет о сложностях в распознавании отдельных букв и слов и сопоставлении букв со звуками, которые влияют на способность читать и писать. Мозг ребенка с дислексией обрабатывает письменные материалы как бы с ошибкой, затрудняя распознавание, написание и интерпретацию слов. Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.
В результате ребенок не узнает буквы, не может соотнести их графическое изображение со смысловым наполнением. Такие дети учатся под диктовку родителей, читают текст с опорой на картинку и страдает вся семья. Очень часто к дислексии присоединяется дисграфия, когда они не могут сопоставить звуки и буквы. Ее причиной может быть инфантильность и незрелость ребенка, когда он не готов к школе эмоционально. Как правило, общие нарушения устной и письменной речи разного уровня начинаются с раннего возраста. Учащимся с такими проблемами с трудом дается не только родной язык и литература, но и математика, им сложно пойти дальше числа 10. У них может наблюдаться расстройство акустического внимания, они не способны по памяти воспроизвести звуки и буквы и это первые кандидаты на диагноз «Задержка психического развития».
Нередко у детей наблюдаются и расстройства двигательных функций - причина в специфическом отставании в моторном развитии, это следствие задержки созревания пирамидных мозжечковых систем, которые отвечают за плавность и координацию движений. Если ребенок своевременно не сформировал навык самостоятельного пользования лестницей или стулом, он неуклюжий, неловкий и неповоротливый с замедленными двигательными реакциями, не способен сам застегнуть пуговицы и завязать шнурки, то это станет поводом для насмешек в школе. Врачи-психиатры подчеркивают: так как дети по своей сути очень критичны и ранимы, им обязательно требуется профессиональная нейрокоррекционная помощь специалиста, чтобы ситуация не дошла до серьезного невроза.
Гаджеты - враг ребенка №1
В народе говорят: хорошее дело гаджетом не назовут, и это истинная правда. Современные дети чересчур зависимы от смартфонов и планшетов, и такая тяга к яркому виртуальному миру может серьезно навредить неокрепшей психике. А ответственность снова лежит на родителях - для чего взрослые дают детям гаджеты? Чтобы их было видно, но не слышно. Так у ребенка, еще не имеющего сил противостоять какой-либо зависимости, постепенно появляется привязанность к неодушевленному предмету, телефон начинает заменять ему сначала присутствие мамы и папы, а потом и общество сверстников.
- Ребенок с гаджетом напоминает известную композицию из трех обезьян, закрывающих лапами глаза, уши и рот - ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу, - говорит врач-психиатр. - В результате снижается социальная адаптация, нарушаются коммуникативные способности, детям легче и проще общаться между собой онлайн, даже если они находятся в одном помещении. Постоянный контакт с телефоном в раннем возрасте приводит к подавлению зон творческой активности, у ребенка не развивается речь, мышление и мелкая моторика - умная игрушка в основном все делает сама, всецело владея вниманием малыша. Когда ребенок поднимает глаза от гаджета, т.е. отвлекается от своего цветного феерического мира, то испытывает сильный дискомфорт. В реальности редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется. Ребенок начинает утрачивать природную способность самостоятельно следить за происходящим. Для этого надо уметь управлять своим телом, правильно воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.
Есть общие рекомендации специалистов относительно времени, которое дети разных возрастов могут без вреда для психического здоровья проводить за гаджетами. Так, ребенку до двух лет их давать в руки вообще не следует. Замена книжек, сказок, общения с родителями или бабушками просмотром мультиков и играми приводит к тому, что «экранные дети» начинают говорить позже сверстников, их речь скудна, а словарный запас беден. В три-четыре года нужно ограничиться 30-40 минутами в день, в пять-шесть лет допускается один час. В младших классах общение с гаджетами не должно превышать полутора часов.
Адаптивная среда для левшей
Отдельного разбора и анализа заслуживают леворукие дети. Наш мир принадлежит правшам - под них созданы все товары народного потребления, возможности для обучения, профессионального роста и продвижения по служебной лестнице. Леворукость является отражением определенной межполушарной асимметрии, при которой ведущей является только левая рука. В целом негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников.
- Я стараюсь как можно раньше и быстрее выяснить, праворукий ребенок или леворукий, чтобы у родителей сложилось понимание, с чем они столкнутся в школе и дать им необходимые рекомендации, - делится Светлана Витальевна. - Малыш выбирает до трехлетнего возраста, какой рукой он будет кушать, рисовать и играть. А это очень важный фактор, так как левша воспринимает информацию на слух сложнее, чем правша, у него иной количественный анализ памяти и мышления. Такой ученик в большей степени визуал, ему легче ответить на вопрос, если он его видит, а не слышит. В итоге возникают проблемы с чтением и письмом, ребенок переворачивает и переставляет слоги в словах, иногда «зеркалит» цифры и буквы, ему с трудом даются вычисления. Он может быстро выдать правильное решение задачи, но не способен выстроить логическую цепочку последовательных операций.
Но переучивать левшей, как это практиковалось раньше, нельзя и опасно, так как ломается компенсаторный механизм ребенка и меняется его биологическая природа, что создает еще больше проблем. Это тяжелое испытание для детской психики и нервной системы, что приводит к потере стрессоустойчивости, у малыша появляется страх ответа, развивается социофобия, в плане физического здоровья снижается зрение, манифестирует дальнозоркость или близорукость.
А вообще левши - творчески одаренные дети, у них развиты фантазия и интуиция, они имеют более высокие показатели нервно-психической деятельности. к детям-левшам требуется особый подход дома и в школе, и создавать для них максимально комфортную, безопасную и благоприятную адаптивную среду.
Более подробно о левшах и леворукости вы можете прочитать на сайте клиники и в соцсетях.
В любом случае родителям нужно обращаться к психологам раньше, чем их ребенок пойдет учиться, а дома и в школе необходимо создавать полноценную адаптивную среду для левшей. В частности, леворукий ученик должен сидеть на «первом варианте» в первом ряду максимум за третьей партой. Не бойтесь приема у психиатра, проверьте своего ребенка, никто его на учет не поставит - скорее всего есть несущественная проблема, которая легко поддается коррекции на дошкольном этапе.
Нейрокоррекция через игру
Для начала следует через портал госуслуг или по тел.: 8 (423) 236-05-27 записаться на прием к детскому врачу-психиатру, который проведет профессиональную и комплексную оценку психоэмоционального состояния ребенка, дифференцирует патологию от проблем с коммуникацией и при необходимости назначит консультацию и нейрокоррекционные занятия у психолога.
- Такие занятия нужно посещать хотя бы за год до похода в 1 класс, наши замечательные специалисты помогут ребенку через игровую деятельность успешно адаптироваться в школьном коллективе, не испытывать проблем при общении с учителями и одноклассниками и успешно осваивать новые знания, - обращает внимание главный врач ККДПБ Анастасия Горохова. - Также в диспансерном отделении на Днепровской, 45 клинические психологи собирают группы школьников младших и средних классов, с которыми проводится индивидуальная работа в части логопедической коррекции, активно используется терапия при помощи современных тренажеров с биологически обратной связью - лого-босов и нейро-босов. В частности, психологи и логопеды учат левшей звуковому анализу, развивают зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию, корректируют пространственное восприятие и дают четкие рекомендации, как правильно организовать рабочее место, освещение, какой должен быть наклон тетради, положение предплечья, как нужно держать ручку, и т.д. А в медико-реабилитационном отделении на Жигура, 46 установлено передовое оборудование - интерактивная доска и компьютерное логопедическое зеркало, позволяющее синхронизировать у маленьких пациентов моторику, зрительные и слуховые анализаторы. Даже просто вертикальное стояние у такой доски снижает у детей страх перед школой, дает им необходимый первичный опыт.
Главное - при любых нарушениях школьных навыков возможна их компенсация в требуемых для качественного обучения объемах. Это не приговор, и чем раньше начнется корректирующее лечение, тем быстрее ребенок включит свою нейропластичность, задействует внутренние ресурсы и догонит сверстников во всех отношениях.
Конечно, более серьезные психические проблемы требуют углубленного медикаментозного лечения в стационарном отделении на Жигура, 50А. Там сейчас как раз завершается грандиозный капитальный ремонт и масштабная модернизация. Она предусматривает полную замену систем водоснабжения, отопления, канализации, электричества и вентиляции, качественную внутреннюю отделку и обновление фасада здания, что в целом значительно повысит комфорт пребывания маленьких пациентов в стенах больницы во время стационарного лечения. Ремонтные работы вышли на финишную прямую и во второй половине августа служба откроет свои двери для всех, кому требуется профильная помощь лучших специалистов Приморья.