Заметки логопеда: что первично - речь или общение

1980

Человек - общественное существо, его деятельность - общественная деятельность, сознание - общественное сознание, и оно формируется в процессе общения между людьми. Речь является социальным продуктом коммуникативных связей и предназначена для общения. Ребенок издает первый крик, извещая окружающих, что он, к примеру, голоден. Мама реагирует, и потребность маленького человечка удовлетворена. Затем малыш пользуется криком для того, чтобы его накормили. То есть крик служит сигналом для взрослого и осознается нами, приобретает значение. Так и в дальнейшем - из употребления слова мы все более точно устанавливаем его значение, сначала мало осознанное, по тому смыслу, в каком оно понимается другими. Понимание является одним из основных моментов речи, и ее возникновение вне общества невозможно. Именно в единстве и внутреннем взаимопроникновении речи представлены общественная природа человека и свойственная ему сознательность. Что такое запуск речи, и как можно скорректировать задержку речевого развития, читайте в материале портала VladMedicina.ru, предоставленном специалистами ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» Приморья.

Анастасия Горохова, Ольга Шостак, Краевая клиническая детская психиатрическая больница, Психиатрия и наркология, детское здоровье, логопед, ЗРР, задержка речевого развития

Как подчеркивает логопед медучреждения Ольга Шостак, в норме запуск речи у ребенка происходит самостоятельно. На втором месяце жизни появляется гуление, улыбка, с трех с половиной-четырех - истинное гуление, к шести месяцам возникает лепет и речь, в год малыш обычно знает от 6 до 10 простых слов. К полутора годам он произносит до 30 слов, в двухлетнем возрасте - более двухсот, появляется фразовая речь, к трем годам словарный запас насчитывает 1200-1500 слов.

Так должно быть. Но что делать, если «коллеги по песочнице» уже вовсю лопочут, а ваш малыш упорно молчит или явно отстает в речевом развитии?

- Если ребенок в два с половиной-три года вообще не владеет фразовой речью, произносит простые единичные слова, то, скорее всего, у него задержка речевого развития (ЗРР), - обращает внимание Ольга Анатольевна. - Его причиной могут быть перинатальное поражение головного мозга вследствие гипоксии, кровоизлияния, инфекции, недоношенности, а также чрезмерное увлечение родителей механическими звуками (помните, что человек - существо социальное?). Это телевизор, механические игрушки, телефоны, планшеты. Если есть заключение логопеда о наличии у ребенка задержки речевого развития, его необходимо проконсультировать у невролога, сурдолога, детского психиатра, провести нейропсихологическое обследование и сделать аудиограммы. Также требуется дополнительная консультация логопеда для уточнения заключения.

После установления окончательной причины задержки речи, специалист выясняет, на каком этапе произошла остановка в речевом развитии. При помощи логопеда, психолога и при необходимости олигофренопедагога малыш постепенно проходит все этапы развития речи. Конечно, родители должны принимать активное участие в этой трудной и долгой работе. Впрочем, ЗРР имеет наиболее благоприятный прогноз.

Логопед проводит занятия, исходя из потребности и возможности ребенка, подбирает индивидуальную программу для каждого, занятия проходят в игровой форме, широко используется музыка, речь с движением, «игры по правилам», игры для развития мелкой моторики и многое другое.

Что делать дома прямо сейчас, не дожидаясь занятий со специалистом? Эксперт рекомендует убрать телефон, выключить телевизор, разговаривать с ребенком медленно, четко и громко короткими простыми фразами, петь песни, читать стихи, показывать, как говорить - можно завести альбом с картинками и рассматривать их, называя предметы. Кроме того, следует развивать сенсорное восприятие (песок, камушки, пёрышки, вода, крупа), силу выдоха (дудочки, мыльные пузыри, игры на дутье). Побуждайте ребенка говорить: «Ух ты!», «Эге-гей!» «Где ты?» «Ку-ку!», и т.д. И обязательно сохраняйте спокойствие!

По словам логопеда, более длительная и серьезная работа предстоит с детьми, у которых причиной отставания или отсутствия речи являются алалия, расстройства аутистического спектра, интеллектуальная недостаточность. Но и в этих случаях мультидисциплинарная бригада специалистов клиники вместе с родителями проходит всю «лесенку» речевого развития, ступенька за ступенькой, только каждый - со своего «этажа».

За консультацией обращайтесь в медико-реабилитационное отделение в Владивостоке на Жигура, 46, тел.: 8 (423) 220-82-28.


Поделиться
Обсудить в Telegram
1980
Личный кабинет