Левши: особенности, возможности и создание адаптивной среды
Наш мир принадлежит правшам, и это факт - под них созданы все товары народного потребления, возможности для обучения, профессионального роста и продвижения по служебной лестнице. При этом необходимо различать понятия «левшество» и «леворукость». В первом случае речь идет о комплексной характеристике, отражающей доминантную активность правого полушария головного мозга, когда преобладают все органы с левой стороны - глаз, ухо, рука и нога. Леворукость же является отражением определенной межполушарной асимметрии, при которой ведущей является только левая рука. В целом негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников.
Дети с левшеством испытывают целый ряд трудностей в бытовых домашних условиях и школьной среде при усвоении учебного материала. Каких именно, как им можно помочь в создании полноценного адаптивного пространства, и что должны четко знать родители и учителя при воспитании и обучении такого ребенка, читайте в материале портала VladMedicina.ru.
По словам главного врача ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» Анастасии Гороховой, леворукость - лишь одна из характеристик левшества, которое может быть обусловлено генетическими причинами, иметь патологически-компенсаторную природу при пренатальных и перинатальных нарушениях развития мозга или носить вынужденный характер, когда происходит потеря, травма либо заболевание правой руки.
На сегодняшний день у 38% детей и взрослых наблюдается именно сенсорное левшество, при котором функциональное преимущество имеют левый глаз и ухо, между тем как леворуких - только 12%.
- К сожалению, мы не можем различить, генетическое это нарушение или компенсаторное, - отмечает Анастасия Витальевна. - Поэтому переучивать левшей, как это делали раньше, крайне опасно - если мы ломаем компенсаторный механизм ребенка, то создаем для него еще больше проблем, зачастую переделывая его биологическую природу. Если лет 30 назад леворукие дети в школах встречались один на весь поток, то в современном классе их может быть до 40%, и эта проблема действительно очень актуальна. Такие дети в младших классах по-другому включаются в учебный процесс, воспринимают информацию, у них иной количественный анализ памяти и мышления. Левое полушарие считается рационально-логическим, а правое отвечает за эмоциональную сферу. Дети-левши получают данные как бы одномоментно и целиком, единым блоком, и трудность заключается в том, чтобы разделить его на части. Когда учителя дают им задания или просят ответить на вопрос, они делают это с определенной задержкой, и педагоги должны знать о такой особенности, давать им фору. По сравнению со сверстниками, у левшей позже формируются фонематический слух и артикуляционные способности, недостатки устной речи отражаются на письменной, и от них категорически нельзя требовать безотрывного письма. А любые двигательные действия следует раскладывать на элементы и объяснять их пошагово, чтобы они выполнялись полностью осознанно.
Дети-левши могут долго молчать, а потом сразу начать говорить сложными, объемными и грамматически оформленными фразами. При этом у них преобладает творческая деятельность, развита фантазия и интуиция, они имеют более высокие показатели нервно-психической деятельности. Также для них характерен так называемый феномен предвосхищения, когда ребенок при помощи органов чувств воспринимает события будущего времени. Он может путать право и лево, верх и низ, вперед-назад, но интуитивно предчувствует грядущие явления действительности.
Как подчеркивает руководитель ККДПБ, левшей необходимо обязательно показать специалистам, и чем раньше - тем лучше. Это не повлечет за собой абсолютно никаких социально-правовых последствий. Во Владивостоке детей дошкольного возраста примут в медико-реабилитационном отделении на Жигура, 46, учащихся младших и старших классов ждут в диспансерном отделении на Днепровской, 45. Здесь с ними работают психологи и логопеды, которые учат своих подопечных звуковому анализу, развивают зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию, корректируют пространственное восприятие, а также дают четкие рекомендации, как правильно организовать рабочее место, освещение, в частности, какой должен быть наклон тетради, положение предплечья, как нужно держать ручку, и т.д.
Родители и учителя должны помнить, что к детям-левшам требуется особый подход дома и в школе, и создавать для них максимально комфортную, безопасную и благоприятную адаптивную среду.
Тел. диспансерного отделения на Днепровской, 45: 8 (423) 236-05-27
Тел. медико-реабилитационного отделения на Жигура, 46: 8 (423) 220-82-28