«Второе дыхание» эндоскопической хирургии первой детской больницы
Яков Герасименко – молодой врач-хирург так называемой новой формации. Получив фундаментальное медицинское образование, и уже приобретя солидный практический опыт в детской хирургии, он совершенно сознательно и не колеблясь делает ставку на эндоскопические методы – там, где есть выбор между ними и открытым способом оперативного вмешательства в хрупкий детский организм. При этом специалист не намерен ничего никому доказывать, тем более – учить более старших коллег, а спокойно, аргументированно и объективно говорит о недостаточно высоком уровне детской эндоскопической хирургии в Приморье и необходимости увеличения числа малоинвазивных вмешательств там, где это возможно. А еще – не бояться признавать свои просчеты и недочеты, равняться на передовой опыт других регионов и постоянно идти вперед, совершенствоваться в профессии, овладевать новыми знаниями и навыками.
Путь в профессию
Медицинскую стезю для Якова Герасименко случайной не назовешь – он пошел по стопам мамы, которая работал аврачом-терапевтом, в свое время являлась сотрудником кафедры терапии ВГМУ.
Молодой человек в 2003 году окончил педиатрический факультет Владивостокского государственного медицинского университета. Затем была клиническая интернатура по детской хирургии, клиническая ординатура, потом аспирантура на кафедре детской хирургии, и, как закономерное следствие - защита диссертации. Таким образом, после получения диплома врача он еще шесть лет посвятил практической учебе.
- Ученые советы по специальности «Детская хирургия» на тот момент работали только в четырех городах России – Иркутске, Уфе, Москве и Санкт-Петербурге, - объясняет «расклад» врач-хирург. – Защититься по детской хирургии можно было только там. Мы выбрали Уфу – шикарный город, я защищался в Башкирском государственном медицинском университете. Кстати, там трудятся сотрудники, которые писали некоторые главы к первой вышедшей в нашей стране монографии по детской эндоскопической хирургии. И специалисты такого уровня поддерживали и помогали мне при защите кандидатской. Защитившись и вернувшись во Владивосток, какое-то время работал на кафедре детских хирургических болезней, а затем перешел в отделение плановой хирургии Краевой детской клинической больницы №1. Хотя остаюсь доцентом кафедры в качестве совместителя.
Яков Герасименко подчеркивает, что, в первую очередь он – практикующий врач-хирург в отделении плановой хирургии, и только после этого, опять же по совмещению - заведующий операционным блоком.
- Конечно, должность зав. оперблоком звучит статуснее, чем просто врача-хирурга, - признает специалист. – Но для меня регалии и престиж не имеют ровно никакого отношения. Прежде всего – я врач, им и останусь, какими бы административными «довесками» не обрастал в будущем.
Так, Яков Александрович пришел в ГБУЗ «Краевая детская клиническая больница №1» молодым интерном в 2003 году.
- В то время эндоскопическая хирургия сводилась здесь к выполнению диагностических операций на брюшной полости, - вспоминает зав. операционным блоком. - Причем в минимальном объеме и на довольно примитивном оборудовании. Затем на волне модернизации здравоохранения нам закупили новую эндоскопическую стойку Olympus, которая на тот момент была современной, хорошей и качественной. Но, к сожалению, отсутствовали некоторые важные запчасти – необходимые расходные материалы, без которых спектр операций значительно сужается. Поэтому она использовалась не на полную мощность. Но постепенно какие-то инструменты заказывались дополнительно, соответственно, увеличивались и возможности применения данной стойки.
Новые возможности
Врач-хирург акцентирует, что в эндоскопии от специальных инструментов зависит очень много.
- За этот год в стационар приобрели биполярные инструменты, которые более щадяще воздействуют на ткани, лучше их коагулируют и обеспечивают гемостаз, - поясняет Яков Александрович. – Очень важно, что теперь в нашей больнице появились не только сантиметровые и 0,5 см, но и трехмиллиметровые инструменты, что позволяет оперировать новорожденных детишек. Для них размер в 1 см неприемлем. Стандарт для взрослых – единица и 0,5. А для маленьких пациентов оптимальными являются размеры 0,5 и 0,3, в зависимости от возраста. Таким образом, на сегодняшний день у нас полностью сформирован набор эндоскопического оборудования для операций на новорожденных. Инструменты были и раньше, но они периодически выходили из строя, что исключало их дальнейшую эксплуатацию. К примеру, если у устройства изношена изоляция, то его эксплуатация не приемлема, будет «пробой» на тело ребенка, т.е. электротравма, чего мы никак допустить не можем.
Как замечает Яков Герасименко, если проводить параллели с коллегами из Иркутска, Казани, Уфы, не говоря о Москве Санкт-Петербурге, Новосибирске, Азиатско-Тихоокеанский регион, а тем более - Европу или Америку, то Приморье находится не в самом выигрышном положении.
- В этих регионах спектр эндоскопических операций очень широк, - признает приморский специалист. – Там давно и успешно оперируют и на органах брюшной полости, и на забрюшинном пространстве, и на почках, и на органах грудной клетки. Мы пока все это только осваиваем. Так, у нас пока нет никакого практического опыта хирургических вмешательств на почках и чашечно-лоханочной системе. У нас они стоят в плане, в перспективе. Но в любом случае, наши возможности существенно расширились. Если брать экстренную патологию, то в этом году мы прекрасно освоили эндоскопические операции на органах брюшной полости, прежде всего, это аппендэктомия, или операции по удалению аппендицита. Для Приморья это успех, несомненный шаг вперед. Предвижу, что коллеги из других субъектов России могут снисходительно улыбнуться. В любом случае, мы учимся, идем вперед, совершенствуем свои навыки и умения, постоянно увеличиваем процент проводимых эндоскопических операций.
Эндоскопия или традиционная хирургия?
Яков Герасименко убежден, что сегодня каждый практикующий хирург обязан овладеть эндоскопической техникой. Но пока приморских специалистов, регулярно выполняющих эндоскопические операции – «раз, два и обчелся». Немалый их процент предпочитает открытый способ.
- Взрослая эндоскопия хорошо развита в Медцентре ДВФУ, госпитале ТОФ, ККБ №1, 2, железнодорожной больнице, там есть действительно высококлассные хирурги, - говорит Яков Герасименко. – С другой стороны, мы не можем говорить о себе «хороший хирург-эндоскопист». Это должен сказать пациент. Это лучшая реклама, и лучший показатель, индикатор того, что достигнуты какие-то высоты.
В отделении плановой хирургии Краевой детской клинической больницы №1 одна из самых часто проводимых операций – по поводу паховых грыж.
- Это довольно распространенная патология среди детей, и если пациенты попадают ко мне, я стараюсь прооперировать их эндоскопически, - продолжает Яков Александрович. – Это менее травматичная операция, при которой уменьшается послеоперационный болевой синдром, улучшается и сокращается период реабилитации. Эндоскопическая операция более щадящая, косметичная в сравнении с открытым вмешательством. Хотя многие коллеги до сих пор отстаивают традиционный способ. Я не собираюсь никого переубеждать, но сам убежден – то, что можно выполнять эндоскопически, нужно это делать именно так. И количество эндоскопических операций по поводу паховых грыж, кист селезенки, в нашей больнице неизменно растет.
По мнению врача хирурга, появление новых инструментов в родном ЛПУ – событие само по себе замечательное, но в современных клиниках они должны быть по умолчанию.
- Широкий спектр эндоскопических хирургических операций необходимо обеспечивать в любом стационаре, в том числе и детском, где мы работаем, - считает Яков Герасименко. - Причем на уровне, намного превышающим сегодняшний. Есть много регионов, до которых нам еще далеко. К примеру, я недавно вернулся с конференции по эндоскопии в Иркутске, там оперируют на две, а то и на три ступени выше. Нужно непременно ездить учиться самим, и приглашать профессионалов к нам, чтобы они показывали, как это нужно делать. Проводить научно-практические конференции с обязательными мастер-классами. В этом смысле нам с главным врачом повело, Надежда Викторовна как руководитель прекрасно понимает, что без систематического обучения, воспитания нового видения - никуда, без этого невозможно двигаться дальше. Процесс образования, получения новых знаний и навыков должен быть постоянен и непрерывен. А у нас есть все, чтобы идти вперед – и желание, и возможности, и кадры. А то, что будущее – за эндоскопической хирургией, очевидный и не вызывающий сомнений факт.Ранее по теме:
20.11.2015 г. В первой детской знают рецепты против кадрового голода
11.11.2015 г. И помнят, и любят, и чествуют
22.06.2015 г. Исцеляющие руки и добрые сердца (ФОТО)
14.04.2015 г. «Дальние регионы» становятся ближе
14.04.2015 г. Малышу из Приморья сделали успешную пересадку печени от своего отца
20.03.2015 г. В Краевой детской больнице №1 будет создан неонатальный центр