Сельская медицина с сибирским характером
6683
Портал VladMedicina.ru продолжает серию публикаций о приморских медработниках, без которых сегодня невозможно представить сельское здравоохранение Приморья. Заведующий Ивановской участковой больницей (Михайловский район) Геннадий Ортяков профессию выбрал, как и жену — основательно, по-сибирски. В Приморье тоже приехал не на один день, хотя и хотел остаться на малой родине. Но такой уж девиз у Геннадия Михайловича — если пошел по выбранной дороге, то сворачивать с нее нельзя. Не по-мужски это.
Профессия — мечта матери
Проводником в профессию для Геннадия Ортякова стала мама, которая мечтала, чтобы сын стал врачом. Геннадий Михайлович родился в небольшой деревушке Нижняя Быстрая в Красноярском крае с населением 200 человек. В деревне, вспоминает врач, людям оказывали помощь фельдшер и один дед, которого называли «костоправ». Он прекрасно справлялся со всеми вывихами и переломами, лечил, помогал людям, что и подсказало матери, кем станет ее сын, когда вырастет. Геннадий Михайлович — третий, последний ребенок в семье. Старший сын стал механизатором, а сестра пошла в библиотечный техникум.
«Я в школе неплохо учился – окончил с серебряной медалью. Потом поступил в медицинский институт в Красноярске. Там встретился со своей будущей женой, которая училась на педиатрическом факультете. Поженились на третьм курсе. А после окончания института нас распределили в Иркутскую область, село Усолье-Сибирское. Три года надо было отработать после окончания вуза. Пришли получать документы, в коридоре читаем: «Приморский край». Я зашел к декану, чтобы сказать, что вышла описка, так как мы должны ехать в Усолье-Сибирское. - У вас дети есть? - Нет. - Ну и поезжайте в Приморье. Родители жили в деревне и уже за мой выбор не отвечали.
Из Владивостока семейную пару распределили в Михайловский район, где на выбор предложили Новошахтинскую и Ивановскую больницы. Остаться решили во второй. Ее здание было построено в конце XIX века за счет средств Петербургского общества врачей. К сожалению, затем вывеска, сообщавшая об этом, затерялась.
В 1961 году после реорганизации, тогда образовался Михайловский район, и Ивановская районная больница стала участковой, на 75 коек. Когда чета Ортяковых приехала в село, здесь было два стоматолога, один из которых работал главврачом и терапевтом. Геннадий Михайлович занял ставку хирурга, Нина Васильевна - педиатра. Чуть позже главврач переучился в анестезиолога, и его перевели в Михайловку, а Геннадий Михайлович возглавил больницу. Бывший руководитель, вспоминает врач, крайне категорично не хотел видеть во главе больницы женщину и остановил выбор на нем. Отказываться Геннадий Михайлович не стал, решил попробовать свои силы, да так и остается во главе медучреждения больше сорока лет.
Собственными руками и через бюрократические тернии
Со временем вверенная Геннадию Ортякову больница стала ветшать – встал вопрос о строительстве нового корпуса, нынешнего. Средств на него запланировано не было, поэтому за помощью обратились в местный колхоз, тогда в Ивановке в нем работало 400 человек.
«Я собрал всех заинтересованных и предложил: «Ребята, давайте на долевых началах поставим небольшую больничку, каждый внесет свою лепту». Все согласились, колхоз имени В.И. Ленина начал завозить блоки, а его председатель перечислил 10 тысяч рублей»,- рассказывает Геннадий Михайлович. Впрочем, этим мечтам не было суждено сбыться.
В конце 79-го партия решила построить больницу по плану – как общежитие на 105 мест, но потом переделать под медучреждение. Молодым коммунистам, коим в то время как раз и стал Геннадий Михайлович, дали избирательский наказ — за пять лет выполнить эту задачу. Наказ был принят на три года, два из которых прошло, а работа так не сдвинулась с места. Коммунисты села даже написали письмо в политбюро Михаилу Суслову, ответственному СССР за идеологию. Через год, когда главврач уехал в Ростов на специализацию по хирургии, раздался звонок жены, сообщившей о принятии долгожданного решения о строительстве. В 82-м здание сдали, а в 83-м переделали под больницу.
Сложности возникли и с оснащением. Тогдашнее руководство крайздрава не стало помогать, поскольку по документам объект числился общежитием. Пришлось проявить характер, и больница получила новые койки и часть необходимого оборудования. Тогда на первом этаже располагались детское отделение и поликлиника. На втором – хирургия, терапия. Кстати, большую часть деревьев на территории ЛПУ, которые сегодня разрослись в небольшую рощу, посадили Геннадий Михайлович вместе с супругой.
В новой больнице Геннадий Ортяков по праву считался хозяином и старался держаться так, чтобы быть в курсе всех дел, происходящих в его ведомстве.
«Когда я утром приходил на работу, то в первую очередь смотрел, как прошла ночь, потом начиналась планерка, на которой подробно разбирали прошедшее дежурство, какие поступили больные, каково состояние пациентов. Потом обход по больнице и осмотр больных»,- рассказывает Геннадий Михайлович. В середине 80-х врач был вынужден оставить хирургию по состоянию здоровья, переучился на рентгенолога. Потом пришла реорганизация, сокращение коечного фонда. Сегодня койки перепрофилировали - оставили семь сестринского ухода, на которых лежат больные, и девять – дневного стационара.
Командир женской роты
Так сложилось, что всю жизнь Геннадия Михайловича на работе окружают женщины. Управлять таким коллективом непросто, но врач всегда старался найти подход к каждому из коллег.
«Я по натуре флегматик – у меня терпения на все хватает. Женский коллектив особенный, характер у всех разный: одна кричит, другая молчит, третья плачет. Выслушаешь всех, посоветуешь что-то или в приказном плане скажешь. Бывший начальник колхоза говорил: «Геннадий Михайлович, тебе нужно памятник ставить, что ты работаешь в женском коллективе». Многое за эти годы происходило, бывало. Но если что-то дошло до меня, то я приглашаю женщину и говорю, что в данной ситуации она неправа. Если она в чем-то сомневается, то готов доказать свою правоту финансовыми документами. За всю жизнь кулаком по столу я ни разу не стукнул. Но свою точку зрения всегда отстаиваю. Если считаю, что прав, то обязательно доведу дело до конца»,- говорит Геннадий Ортяков.
Справедливости ради стоит сказать, что коллектив в больнице подобрался чудесный. Долгое время в медучреждении была художественная самодеятельность. Медики выезжали выступать с концертами в Уссурийск, в Находку - на соревнования по легкой атлетике, играли в КВН. Главный врач и в спорте выступал больше как организатор, рулевой на тренерском мостике.
На все профессиональные праздники коллеги и сегодня продолжают собираться. Если сейчас медики идут в кафе, то раньше – выезжали на речку. По молодости даже лыжные прогулки делали, жарили шашлыки.
Работа отнимала немало сил, и даже с супругой Геннадий Михайлович виделся крайне редко. В больнице располагалось детское отделение на 20 коек, в зимнее время тут лежало до 40 детей. Нина Васильевна вела прием в одиночку, а зимой ей приходилось приглядывать за сотней детишек. Несмотря на свое внешнее спокойствие, сибирский характер Геннадия Ортякова сказался и здесь. Как-то раз он собрал чемодан жены, позвонил Нине Васильевне в больницу и попросил предупредить жену: если она еще раз так задержится с работы, то может возвращаться к родственникам. Жена намек поняла, а сейчас этот случай – одна из семейных баек четы Ортяковых. А то, что брак у них по-настоящему сибирский, а значит и крепкий, видно по Нине Васильевне. Женщина родилась в большой семье и с детства от отца знала: что бы ни случилось, ее надо беречь, а не разрушать. Вот и идут врачи вместе по одной жизненной дороге вот уже 46 лет и надеются отпраздновать золотую свадьбу.
Кстати, и Геннадий Михайлович, и Нина Васильевна - почетные жители Михайловского района. Геннадий Ортяков также почетный донор России, почетный житель Ивановского сельского поселения, награжден медалью академии муниципальной службы при президенте России. Не отстает от мужа и Нина Ортякова - она врач высшей категории и отличник здравоохранения России.
Меткий стрелок и вечный депутат
Хоть Геннадий Михайлович и не считает спорт своим увлечением, но одна страсть у него есть - стрельба. И в ней врач добился неплохих успехов, да таких, что перещеголял профессионалов.
«Дружил я с нашим участковым. Как-то приезжали из Владивостока старлей и лейтенант по расследованию одного дела. Наш участковый предложил выехать после работы на природу. Решили пострелять, нашли пару пустых бутылок, поставили. Милиционеры стреляли, стреляли – промазали. Участковый говорит: «Геннадий Михайлович, давай». Беру пистолет, раз и попал по одной из бутылок. А мы не представились, коллеги участкового и спрашивают: «Это кто такой? – Главврач больницы». Удивились»,- смеется Геннадий Ортяков. В следующий раз удалось «обставить» уже полковника. На стрельбищах поспорил с врачом военный на то, кто собьет бутылку. Три выстрела – промазал. Геннадий Михайлович попал уже с первого.
Осенью этого года Геннадий Ортяков собирается в очередной раз баллотироваться в местную думу, где работает уже четыре срока. За это время успел сделать немало добрых дел, главное из которых — сохранение больницы.
В конце девяностых новый главный врач решил закрыть больницу. Пришлось побороться.
«Я приехал к нему в первых числах января, главврач и говорит: «С 1 июля закрываем участковую больницу». Но в марте старого главного врача восстанавливают, а его решили пока оставить и организовать райздрав. На первое заседание моего комитета я минут на 15 опоздал. Сидят семь депутатов и исполняющий обязанности главврача ЦРБ. Решают организовать райздрав, чтобы своего кандидата оставить, а потом главного врача заменить. Я сказал, что категорически против, так как функции райздрава с 60-х годов выполняет ЦРБ, поэтому организация райздрава бессмысленна. Тогда еще зарплату нам платили раз в 4-5 месяцев. Народ бунтовал, выходил на площадь, возмущался, что нет денег. Когда этот товарищ вышел покурить с председателем, я поговорил с депутатами, убедил их, что нет смысла принимать это решение. Райздрав не создали, тот товарищ уехал, так я и сохранил больницу»,- рассказывает Геннадий Михайлович.
Время показало правоту управленца. Два года назад по завершению очередного заседания по утверждению районного бюджета глава района даже поблагодарил его. «Спасибо, - говорит, - Геннадий Михайлович, что тогда отстоял и сохранил больницу».
И когда коллеги по коммунистической партии снова предложили избираться, отказаться врач не смог. Да и как, когда за 43 года обзавелся таким авторитетом на селе, что не может остаться равнодушным к его проблемам?
«Я живу в 60-70 метрах от больницы, если кого-нибудь вижу, то обязательно поздороваемся. Бывает, что иду домой, встречаю пациентов, коллег, избирателей. Многие останавливают – тут болит, там, что это может быть? Знаю, у кого хронические заболевания, сразу даю совет. А некоторые останавливают и задают вопросы как депутату – нужно ямку засыпать, старый дом травой зарос... Есть те, кто только ругают депутатов. Но считаю, что если бы критики что-то делали сами, то нечего было бы и осуждать. А остальным некогда ругаться — на селе всегда есть чем заняться»,- считает врач.
От медицины не улететь даже на Луну
Врач всегда остается врачом, хоть на Луну улетай, твердо уверен Геннадий Ортяков. О пациентах он думает постоянно. И вот как-то летом врачу нужно было заехать к начальнику Арсеньевской автоколонны.
«В это время влетает женщина и кричит: «Умирает человек». Мы подбегаем, действительно тот уже еле-еле сидит в кабине. Вытащили, положили, у него чуть ли не остановка сердца. Делаем непрямой массаж сердца, дыхание рот в рот. Задышал, оклемался. Оказалось, они что-то грузили на машину, а там было большое осиное гнездо. Человека несколько ос укусило, что вызвало аллергический шок. Если бы не провели реанимационные мероприятия, он бы умер. Вызывали скорую, лекарства ему все поставили. Когда в следующий раз приехал, меня мужчина поблагодарил. У него семья, двое детей. Предупредил его, что в аптечке должны быть такие-то препараты на всякий случай, чтобы не было повторного шока при укусе осы или пчелы», - делится воспоминаниями врач.
Детей Геннадий Михайлович не убедил пойти в медицину, но с младшим внуком еще надеется договориться. Он приходит в больницу, и когда нужно перевязку сделать, то дед зовет его с собой посмотреть. Парень интересуется этой профессией, но пока на перепутье.
Пчеловод и патриот
Настоящая страсть врача — пасека. У него есть несколько ульев, которые стоят на даче у товарища. Летом врач берет отпуск и помогает ему.
«Мне нравится это дело: тишина, спокойствие, пчелки летают. Как-то пчела укусила в лицо, глаз оплыл, а потом иммунитет выработался, могут 10-15 пчел укусить и ничего. В мае цветут медоносные растения - верба и клен, одуванчик, малина дикая, в июле - липа, в августе, если в тайге встаем, элеутерококк и аралия. Чтобы пчела работала, за ней нужно ухаживать - хотя бы раз в два-три дня заглядывать в улей: где-то маточник срезать, рамку поставить, подкормить. Это кропотливая работа, а когда идет сбор меда - уже тяжелый труд. Доверие у пчел не заработаешь. Нужно знать их распорядок, когда можно подойти, когда нет», - делится секретами пчеловодства Геннадий Михайлович.
Сибирская основательность больше всего отпечаталась в желании жить и работать на новой малой родине. Как говорит сам врач, уже прикипел к больнице. В конце 80-х его хотели перевести главным врачом в Чугуевку. Вызывал даже директор крайздрава — отказался Геннадий Михайлович. Так же как и от предложения возглавить Хасанскую ЦРБ. Убедить Геннадия Ортякова «не помогла» даже хорошая трехкомнатная квартира.
А в этом году врач получил от руководства больницы премию за преданность профессии — таких старожилов, как он, здесь осталось немного. Но самую лучшую историю любви Геннадия Михайловича к больнице помнит Нина Васильевна. Рассказывает, что когда супруга собирались проводить на пенсию, то за праздничным столом коллеги и друзья сказали о докторе столько добрых слов, что он передумал. И в жизни получилось гораздо лучше, чем в старом советском кино, все были рады решению «старика-разбойника». Ведь Геннадий Михайлович до сих пор остается истинным сибиряком — для него важнее сначала максимально отдать, а если вернется, значит не зря сделал доброе дело.
Ранее по теме:
Больницы первого уровня будут стремиться работать на уровне второго
Михайловская больница предупредит инфаркты и инсульты на уровне первичного звена
Терапевты Михайловского района учат «хронических» больных правильно оказывать себе помощь
Михайловская больница закупила новую аппаратуру