Вся жизнь на благо других
10469
Портал VladMedicina.ru продолжает серию публикаций о приморских врачах, работающих на благо сельской медицины. Наша сегодняшняя героиня — Любовь Яковенко, заведующая родильным отделением КГБУЗ «Октябрьская центральная районная больницы», специалист для местного здравоохранения особенный. Как характеризуют ее коллеги, Любовь Ивановна — один из оплотов местной медицины, на котором держится все здравоохранения района. С одной стороны, это специалист волевой, жесткий, но справедливый, с другой — безотказный помощник больницы, мама еще одного врача и добрая бабушка двух внуков. Большую часть жизни она отдает работе, сегодня таких — единицы.
Приморский штурм мечты
Как и многие ее коллеги, Любовь Ивановна профессию выбрала еще в детстве. Помог хороший наглядный пример – в селе Эсто-Алтай, в Калмыкии, где она жила, работал педиатр Иван Иванович. Бывший военный врач, необыкновенно умный, красивый, уважаемый односельчанами. Каждый его приход запомнился девочке, как нечто особенное — врач выполнял свою работу от души, без труда располагая к себе маленьких пациентов и их родителей. Последние, видя, как тянутся к нему дети, относились к Ивану Ивановичу с необыкновенным трепетом. Такие отношения между врачом и пациентом во многом и определили дальнейший профессиональный выбор девочки. Именно тогда она поняла, что ей суждено надеть белый халат.
Впрочем, судьба распорядилась по-своему, чтобы обрести себя и свою профессию, Любе Яковенко пришлось покинуть родную Калмыкию, переехав в далекое Приморье. Сначала на восточную окраину советской империи по распределению уехала будущая жена брата, которая была ветеринарным врачом. За ней в Приморье после армии перебрался и сам брат, позвавший за собой и сестру. Здесь Любовь Ивановна решила поступать во Владивостокский государственный медицинский институт. Однако чтобы отстоять свой выбор, девушке пришлось проявить характер, так как мама сначала не одобрила выбор дочери.
«Мама меня очень долго отговаривала, приводя, по ее мнению, самый убедительный и верный аргумент: «Ты даже не представляешь, какая это адовая работа!». Только спустя многие годы я поняла, почему мама так говорила: она смотрела на ситуацию другими глазами и понимала, насколько это тяжелый труд»,- вспоминает Любовь Яковенко. Но когда она уже сделала выбор, мать ее решение приняла, хотя близкие еще долго были в шоке.
Девушке пришлось буквально штурмовать свою мечту — поступить в институт удалось только через пять лет. Каждый раз не хватало какой-то мелочи: в первый год Люба завалила экзамен по физике, потом недобрала балл, а затем и вовсе полбалла. Девушка не отчаивалась, работала, снова и снова пробуя свои силы. Поступила на рабфак, параллельно работая – сначала пионервожатой в Калмыкии, потом на птицеферме уже в Приморье. Все это время упорно готовилась, забыв про соблазны молодости и поставив перед собой цель. Характер с юности упертый до безобразия, смеется Любовь Ивановна.
Жизненные трудности помог преодолеть характер
В институте со специализацией девушка определилась практически сразу, хотела стать акушером-гинекологом. Уже со второго курса Любовь вместе с подругой записались в профильный научный кружок. Когда подошло время поступления в интернатуру, то проходила ее Любовь Ивановна в третьем роддоме Владивостока. После выпуска из нее молодой специалист по распределению поехала в Кавалерово, где должна была и остаться. Главный врач больницы пообещал квартиру, но через некоторое время о своих словах забыл — девушка долгое время с подругой снимала жилье. Но уехать из поселка врач не могла, пообещав себе честно отработать положенное распределением время, бросать дело на полпути было стыдно.
В Покровке с жильем уже не обманули. Коллектив тоже подобрался сплоченный. Старая акушерская школа дала молодой женщине главное — бесценный профессиональный и жизненный опыт. Нагрузка в то время была совершенно другая: если в 1983-м году принимали до 1000 родов в год, то сейчас - максимум 300. Поддержка со стороны коллег, вспоминает Любовь Ивановна, была просто необыкновенная, подсказки давали такие, что пригодились на всю жизнь. В здешний роддом Любовь Яковенко влюбилась буквально с первого взгляда. Здесь совершенно другое общение с женщинами, другая атмосфера и эмоции, отличные от работы в больнице. Все здесь настолько обострено и ярче выражено, что воспринимается как настоящее, не терпящее фальши, а значит, и дающее мощный стимул работать, не покладая рук и на совесть. Каждого человека видно, словно через рентген, сразу ясно, кто действительно на многое способен, а кто через некоторое время отсеется.
От профессии должен быть кайф
Сын Максим, видя, как мать отдает всю себя профессии, решил пойти по ее стопам. Любовь Ивановна растила сына одна, поэтому он с детства окунулся в жизнь больницы, стал «сыном полка». Нянчить ребенка помогали коллеги, сами предлагавшие помощь. В итоге Максим не сомневался, выбирая будущую профессию (теперь он работает анестезиологом в Уссурийской больнице).
Продолжатель семейной династии — особая гордость мамы. И пускай ее похвалу заслужить непросто даже сыну, Любовь Ивановна отмечает — у него есть клиническое мышление, а такой дар дан далеко не каждому. Сейчас мама уверена — Максим, который продолжает совершенствоваться на выбранной стезе, на правильном пути.
«Человек должен выбирать и жить той специальностью, которая ему по душе. Ты такой кайф получаешь, когда прошли нормальные роды или операция, и люди счастливые ушли. Какое счастье мы испытываем, когда у пациентов все хорошо! Несмотря на то, что зарплаты маленькие, и мы достойны большего. Я убеждена: человек должен выбирать то дело, которое будет заставлять его с радостью бежать на работу и в таком же настроении возвращаться домой. Тогда жизнь вся удастся»,- размышляет женщина о своем нелегком, но нужном труде.
При этом Любовь Ивановна довольно требовательна ко всем своим коллегам — вопрос спасения детских и материнских жизней для нее важнее всего. И если идет речь о помощи роддому, то врачи других специальностей выручат всегда. «У нас бывают какие-то мелочные разногласия, но не конфликты. Даже хирурги и анестезиологи, которые всегда загружены сверх меры, никогда не отказывают в помощи. В 99,9% поддержка всегда хорошая»,- рассказывает женщина.
Внуки — это новые учителя
Труд медиков в сельской местности — особая ответственность. Они как флаг – все время на виду. Сотрудников больницы видят и знают, поэтому характеристику дают не только на работе, но и в быту. В городе ушел с работы – и тебя нет. А тут помощь может понадобиться и днем, и ночью. Уже есть женщины, которые появились на свет под присмотром заведующей, а теперь уже пришли сами рожать. За 30 лет работы на руках врача «родилась» еще одна Покровка. Но она не жалуется, привыкла к слову «надо». Расслабиться и отдохнуть помогает семья.
«Я думала, появление сына – самая главная радость, но внуки – это вообще что-то необыкновенное. Они учат ласке, доброте, нежности. Они другие и требуют новых знаний, и тебе приходится заново все читать, учить, рисовать. Старшему - пять, он мультики смотрит, всех героев знает по именам и бывает недоволен, что бабуля с ними не знакома. Если в субботу приехала, а воскресенье нужно уезжать, то он спрашивает: «Почему? Зачем? Не можешь отпуск что ли взять?» – «Но мне же нужно спросить у главного врача». В следующий раз приезжаю, а внук интересуется: «Ты была у главного врача, можно тебе в отпуск?»,- смеется Любовь Ивановна.
Мальчика уже постепенно «готовят» к медицине. В три года Ярославу подарили книгу «Человек», где описана вся анатомия. Теперь внук знает все про внутреннее устройство человека, и уже несколько раз навещал бабушку на рабочем месте.
По возможности врач старается читать и книги немедицинской тематики: в приоритете после них художественные и исторические. Последняя - «Ковчег детей» Владимира Липовецкого. Книга рассказывает о Гражданской войне и эвакуации детей из Санкт-Петербурга через всю Россию – во Владивосток. Врача захватила и поразила история о том, сколько человеческих судеб прошло через Владивосток. Открыла она для себя и писателя Михаила Бойкова, сочинившего рассказы и повести о Приморье и Маньчжурии.
Врач — профессия святая
Как замечает Любовь Ивановна, отношение к врачам на селе постепенно начало меняться в лучшую сторону. Было время, когда к роженицам лучше было не подходить с советами — все воспринималось в штыки. Сейчас ситуация иная — будущие мамы и разговаривают по-другому, прислушиваются к врачам. «Моя мама всегда говорила, что святое – это врач, учитель и священник. Я все же надеюсь, что пациенты по-другому будут оценивать нашу работу. Понимаю, что бывают всякие моменты, но в большинстве своем специалисты хорошие. Сейчас мы нужны только, когда есть дело. Раньше люди были более благодарными. Тех, кто не здоровается на улице, мне даже жаль. Если молодые родители ушли от нас с хорошими эмоциями, то и мы стали эмоционально богаче, и ничего не теряем, когда они не оказывают нам элементарных знаков внимания»,- уверена Любовь Яковенко.
Вспоминает она и про трудные времена, когда от профессии отвернулись все, кроме медиков. Выжить тогда роддому помогли военные. Их части располагались в Галенках и Ново-Георгиевке. Военные несли в больницы перевязочный материал, пенициллин, спирт – обмен велся только по личной договоренности. Поддержали в тот момент женщину знакомые, коллеги и соседи. Поэтому и уверена Любовь Ивановна, что в хороших людей гораздо больше, чем плохих. Верит она и в то, что кто-то необыкновенный ведет ее по жизни, оберегая от невзгод. При этом женщина понимает, что нельзя делать людям ничего плохого, но верить надо в самое хорошее. Простая библейская истина – относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе – у врача на первом месте.
По-другому не могу
Все неудачи Любовь Яковенко пропускает через себя, по-другому работать она просто не умеет. Бывали случаи, когда просила прощения у матери, ребенка которой не удалось спасти, с этой мыслью засыпала и просыпалась. Постоянно прокручивает в голове все детали давних операции и думает, что с сегодняшними знаниями и опытом каких-то ошибок можно было бы избежать. И, безусловно, на заведующей все разговоры с матерями в сложных ситуациях, вести которые всегда морально тяжело. Помогает справиться с трудностями молодежь, в которой Любовь Ивановна видит свою смену. В них, делится врач, есть акушерское начало, а оно дано далеко не каждому врачу. Ребята обязательно станут в будущем хорошими специалистами.
Но спустя долгие годы профессионального пути Любовь Ивановна по-прежнему уверена в правильности своего выбора. Конечно, не обходится и без разочарований, но все они связаны с административными решениями в медицине.
«Организационные вопросы часто мешают лечебному процессу. Твердо убеждена: работа врача в лечении, а не в заполнении заявок на медикаменты и инструментарий. Я не должна бегать и искать их, а протянуть руку и взять, если того требует ситуация. То же самое касается аппаратуры – я не должна выяснять, когда ее отремонтируют. Недавно сын-врач вернулся из Кореи и был в шоке: там анестезиолог понятия не имеет, что нужно аппарат тащить куда-то, если он сломался. Он его чуть отодвинул – сразу поставили новый. Кореец, заведующий отделением, был в недоумении от вопроса: «Как вы заполняете заявки на медикаменты?» Прежде всего, мы стараемся для пациента. А задача организаторов — грамотно руководить, а не делегировать свои обязанности врачам. Если бы все так и было, сэкономило кучу времени и для нас, и для пациента»,- уверена Любовь Яковенко.
Впрочем, о плохом женщина долго думать не может. Ее профессиональная и личная жизнь, несмотря на все трудности, удалась. Есть сын и внуки, книги и работа. Любовь Ивановна открывает свою заветную мечту — снова увидеть, как цветут тюльпаны на малой родине. «Ощущения непередаваемые. В степи небо жутко высокое, и море тюльпанов колышется как живое, не хуже, чем в Голландии. И вся эта красота живет очень короткий срок. Будете в Калмыкии, обязательно поезжайте в степь, чтобы увидеть ковыль — тоже зрелище неописуемое»,- вспоминает женщина.
Но самое главное другое – как видят ее со стороны коллеги, от которых никогда не спрячешь трудности и заботы, а за много лет работы бок о бок и не обманешь. Отношения с коллегами у заведующей, несмотря на определенную жесткость характера, сложились успешно.
Владимир Глухов, заведующий хирургическим отделением:
– Любовь Ивановна - не только прекрасный врач, но и прекрасная мама. Несмотря на все жизненные трудности, она воспитала замечательного сына, врача-анестезиолога, такого же ответственного, как и она сама. Ее жизнь проходит в больнице, нередко в шесть утра Любовь Ивановна уже здесь. Любознательная, очень творческая личность. Любит больных. Строга, но, как правило, справедлива. Самое важное, что она еще профессионально не выгорела. Любовь Ивановна ведет и лечит больных так, как будто только пришла из института, но с богатым багажом знаний. Нам с ней работать и легко, и сложно. Требования ее достаточно строгие, но все это на благо больных.
Наталья Боюн, заместитель главного врача по лечебной работе:
- Самая главная черта Любови Ивановны — ее надежность. Именно с таким профессионалом, как она, я бы точно пошла в разведку.
Наталья Хальченко, главный врач:
- Помню, как только приехала в больницу начмедом, то сразу поняла, что Любовь Ивановна — тот специалист, который составляет костяк медицины района, на котором держится здравоохранение. Она занимала различные должности, работала главным внештатным акушером-гинекологом района. И везде успевала – как в поликлинике, так и стационаре, пропадая там с утра до ночи. Нередко приходила оказывать помощь даже из дома, человек буквально пропадал на работе. Я иногда даже шутила на тему того, что если Любовь Ивановна поставит раскладушку в роддоме, а потом ее уберет, то все начнут возмущаться, почему врач здесь не ночует.
Меня приятно удивил выбор ее сына Максима, который пошел в медицину и выбрал довольно нелегкую профессию — анестезиолога-реаниматолога. Любовь Ивановна всю душу вложила в сына, несмотря на занятость, всегда уделяла ему внимание. Я была на ее юбилее и слышала, как Максим поздравлял свою маму — у всех присутствовавших на глаза навернулись слезы. Еще один немаловажный штрих в ее личности - как только родился первый внук Ярослав, все отметили, что Любовь Ивановна стала мягче. И когда заходит речь о внуках, она сразу расцветает.
Любовь Ивановна выстраивала родильное отделение, как оазис, дом, в котором удобно и комфортно персоналу и роженицам. Все отмечают, что у нее достаточно жесткие требования, особенно когда речь идет о сохранении жизни и здоровья ребенка или матери. Но все понимают, что Любовь Ивановна отдает всю себя делу, беспокоится и волнуется за каждую доверенную ей жизнь. Вместе с Татьяной Леонидовной Шатохиной она вечный дежурант по акушерско-гинекологической службе.
Любовь Яковенко подбирает персонал под себя, и в службе остаются только те, кто действительно готов там работать. По ее мнению, ты должен оставить свои проблемы за дверями роддома, чтобы отдать всего себя работе без остатка на благо женщин и детей. Самое интересное, что относясь к коллегам в роддоме как строгий начальник, вне его готова защитить их от всего - отстоять штатное расписание, настоять на выплате стимулирующих, оспорить административное наказание. Любовь Ивановна - классный специалист, постоянно учится, посещает все сообщества. Например, с утра она успевает посмотреть своих беременных, потом уезжает во Владивосток на учебу и возвращается ночью в Покровку. У заведующей уже скопился огромный массив профессиональной литературы, которой она всегда пользуется.
Сайт больницы
Ранее по теме:
Проблему туберкулеза в Октябрьском районе Приморья решат всем миром
Более трех миллионов затратила на дооснащение с начала года Октябрьская больницаХирурги Октябрьского района начали оперировать при помощи ультразвука
Восемь молодых врачей пришло работать в Октябрьскую ЦРБ за последние четыре года
Внешний облик двух медслужб в Октябрьском районе освежили благодаря спонсорам