С такой работой не нужен никакой экстрим

13167
Накануне своего юбилея заведующая отделением анестезиологии и  реаниматологии КГБУЗ «Находкинская городская больница» Наталья Шутова дала порталу VladMedicina.ru Находкинская городская больница, реанимацияинтервью, в котором рассказала о нюансах и особенностях своей работы, о том, какие технологии сегодня пришли на помощь врачам, а также о том, всегда ли удается выстроить психологическую «стену» между собой и пациентом.  

Работа, требующая полной самоотдачи каждый день, семь-восемь суточных дежурств в месяц, дневная работа, готовность в любую минуту сорваться из дома на помощь пациенту, общение с родственниками людей, находящихся на грани жизни и смерти… Такой ритм жизни стал нормой практически для всех врачей отделения. «Это наша жизнь, такая уж у нас профессия, и мы ее очень любим, - говорит Наталья Петровна. – Случайные люди у нас не задерживаются. Весь наш коллектив - просто фанаты своего дела».

В особом режиме

Находкинскую городскую больницу называют уменьшенной копией «тысячекоечной» Владивостока. Здесь круглосуточно дежурят врачи всех специальностей.  За год через реанимацию в среднем проходит более 600 человек, проводится около четырех тысяч наркозов. Вся экстренная и плановая нагрузка ложатся на тринадцать врачей отделения анестезиологии и реанимации. И по кадрам, и по оборудованию, и по показателям работы оно считается одним из самых сильных и современных в Приморском крае. 

Учреждение обслуживает Лазовский, Партизанский районы, Преображение и другие соседние территории. С открытием на базе ЛПУ первичного сосудистого отделения и ангиографического комплекса нагрузка на отделение анестезиологии и  реаниматологии возросла еще больше.  

Находкинская городская больница, реанимация«Да, врачей не хватает, но очень помогает современная техника. За последние десять лет наше оснащение вышло на новый современный уровень, - рассказывает  заведующая отделением анестезиологии и реаниматологии Наталья Шутова. – Аппаратура по заданной программе измеряет давление больного, дозировано подает лекарство пациенту, идет непрерывное мониторирование всех жизненно-важных систем организма наших пациентов. Аппараты ИВЛ оборудованы сигналом тревоги, ведь у нас больные могут находиться  на искусственной вентиляции легких несколько недель.  Вся информация выводится на мониторы».

По последнему слову техники оснащены операционные, большинство  аппаратов – экспертного класса.  На вооружении врачей «Селсейвер», предназначенный для сбора крови пациента во время операции, ее очищения и возвращения в кровяное русло. И теперь при кровопотере медики уже имеют возможность не переливать кровь. В процессе запуска находится и еще одно уникальное оборудование - мультифильтрат, позволяющий спасать пациентов, находящихся в крайне тяжелых состояниях, в частности, тех, у кого не работают почки, печень, поджелудочная железа. Для обучения работе на новом оборудовании в Находку приезжали московские специалисты, больница также отправила своих докторов на учебу.

Хотя, как отмечает заведующая, медицинская наука и техника движется вперед семимильными шагами, и многое оборудование постепенно вырабатывает свой ресурс. Поэтому сейчас остро стоит вопрос об обеспечении современной аппаратурой отделения реанимации, палаты интенсивной терапии.

Команда единомышленников

«У наших докторов, особенно у молодежи, огромное желание учиться, осваивать новое. Есть главное – мотивация и профессиональный интерес. Ведь без этого в любой профессии нет смысла работать, - отмечает Наталья Петровна. – Например, десять лет назад к нам пришел совсем молодой амбициозный специалист Егор Гуревич. Сегодня он – один из самых опытных докторов, преданный своей профессии и любящий больных. Он жадно учится, много читает. 

Под стать ему и другие специалисты, которые пришли к нам за последние  пять лет, – Ольга Антонова, Мария Касьянова, Андрей Беляшов. Это молодежь, на которую надо опираться. Они работают с большой заинтересованностью. Я и сама у них многому учусь, советуюсь, например, тому, что связано с современной аппаратурой. 

Я всегда старалась  внушить коллегам – никогда не надо стесняться просить о помощи! Никто не может знать все. А на работе бывает всякое, и при малейшем сомнении – советуйся, спроси. Не важно – старше или моложе тебя коллега. Ведь у нас речь идет о человеческой жизни.  

 Мы – сплоченная команда, где царит доверие, профессионализм и взаимовыручка. Без этого невозможно. У нас нет текучки кадров, даже среди санитарок. За столько лет с медсестрами научились понимать друг друга без слов. Сестра уже сама подает то, что нужно, когда у пациента критическое состояние. Это ощущение единения с медперсоналом дорогого стоит!».  

Находкинская городская больница, реанимацияЧто касается «старой гвардии», то Наталья Петровна, в первую очередь,  говорит о своем коллеге Викторе Пруссове, с которым пришла в больницу примерно в одно время. Виктор Николаевич по сей день продолжает оставаться самым опытным  в больнице анестезиологом, и именно в торакальной хирургии – там, где проводятся наиболее сложные анестезиологические пособия, связанные с тяжелыми осложнениями и рисками.

Более сорока лет  работают в отделении медсестра-анестезистка Александра Савельева и старшая сестра Галина Шухнова. Обе давно на пенсии, но преданы своему делу без остатка и не мыслят себя без работы. Александра Михайловна, например, в операционной и с больным поговорит, и приободрит всех.

Благодаря таким наставникам, отделение анестезиологии и реаниматологии стало настоящей кузницей медсестринских кадров. Его «выпускницы» работают сегодня во многих крупных медучреждениях городского округа.  

Это моя судьба

Для самой Натальи Петровны городская больница стала вторым домом  более тридцати лет назад. Она рассказывает, что в детстве мечтала быть либо биологом, либо врачом, особенно привлекала хирургия.

Закончила Владивостокский медицинский институт, поработала год в Партизанске. Приехала с мужем в Находку и пошла устраиваться на работу в городскую больницу.  Однако выяснилось, что здесь больше нужен не хирург, а анестезиолог.

«Работать очень хотелось, и я им стала, – вспоминает Наталья Шутова. – Анестезиологи были в дефиците всегда.  Как в восьмидесятых их не хватало, так и сейчас. Сегодня, например, наше отделение укомплектовано врачами на 47%, медсестрами – на 58%. В эту специальность мало кто хочет идти.  Работа очень специфичная и тяжелая, как морально, так и физически, требующая огромных знаний. Поэтому хороший анестезиолог – это штучный товар. Но те, кто работают, отдают себя профессии без остатка. 

Так сложилась моя судьба, и меня захватывает такой ритм, он стал нормой жизни. Я, например, никогда не выключаю ночами телефон, зная, что могут обратиться за помощью в любой момент. И, конечно, огромная благодарность нашим семьям, которые с пониманием относятся к нашему призванию.

Есть в этой профессии и очень страшные обязанности. Как тяжело разговаривать с родственниками погибших пациентов, особенно если это касается детей! Это такая моральная нагрузка! По коже буквально ползут мурашки. Конечно, успокоить родственников невозможно, стараешься как-то поддержать, донести, что мы сделали все от нас возможное и невозможное…

И иногда моральное удовлетворение от того, что ты помогаешь людям, тонет в чувстве вины за то, что чего-то не смог, возникает опустошенность. Вот почему анестезиологи-реаниматологи очень быстро выгорают, некоторые не доживают до пенсии. Трое моих учителей ушли из жизни в далеко не преклонном возрасте.     

Нагрузки колоссальные. У нас ведь нет фиксированных перерывов на обед и отдых. Один мой коллега во время дежурства зашел в операционную в 10 утра и без перерыва до 5 утра следующего дня он переходил из одной операционной в другую!».   

Стеклянный «купол» применим не всегда

Находкинская городская больница, реанимацияВ 50-70% случаев в отделении не только лечат, но и выхаживают больного. Ведь здесь лежат разные пациенты: терапевтического профиля, с тяжелыми  вирусными пневмониями, люди после сложных операций, черепно-мозговых травм, отравлений. Врачи всегда со страхом ждут августа-сентября, когда приезжают на море туристы со всего Дальнего Востока, и количество пациентов увеличивается в полтора-два раза.   

Многих больных выхаживать сложно, особенно это касается сочетанных травм, а их очень много. Несколько лет назад в отделении долго лежала женщина, она перенесла травму колена, давшую страшное осложнение – жировую эмболию. В отделении ей поставили правильный диагноз, который позже подтвердили врачи в Южной Корее, где женщина  проходила реабилитацию.

В отделение нередко звонят за советом коллеги из районных больниц. Сами же находкинские врачи  редко обращаются в Центр медицины катастроф и краевые учреждения. «Это единичные случаи, связанные с крайне тяжелыми больными, нестандартными ситуациями, особенно, если речь о детях – у нас нет детской реанимации с хирургическим профилем, нет детского гемодиализа, - объясняет Наталья Петровна. – Так, несколько лет назад мы переводили во Владивосток ребенка с гемолитико-уремическим синдромом. 

Все что связано с детьми, как правило, очень сложно и серьезно. Хорошо помню свое прошлогоднее дежурство, во время которого привезли мальчика, серьезно повредившего обе ноги на старых каруселях. До сих пор в ужасе вспоминаю тот вечер выходного дня. Срочно собрались ведущие специалисты больницы, все мы были в шоке. Одну ногу ребенку пришлось ампутировать сразу, часть второй удалось спасти. Маленький пациент был крайне тяжелым, но он выжил!  Мы смогли довести его до того состояния, при котором его можно было транспортировать на долечивание во Владивосток. 

Доктор, у которого я училась, говорил: «Чтобы не выгореть раньше времени, нужно обязательно ставить стеклянную «перегородку» между собой и пациентом», но между детьми и собой никогда перегородки не поставишь. Как бы ни старался».

Услуга или помощь?

Находкинская городская больница, реанимацияЗаведующая отделением отмечает, что когда начинала работать, врач был очень уважаемым всеми человеком, к медработникам относились совершенно по-иному. Людям в белых халатах  не хамили, не угрожали, как бывает сегодня.   

«Думаю, все перевернулось с ног на голову, когда появился термин "медицинская услуга", - рассуждает Наталья Петровна. – То есть банщика, парикмахера и врача поставили на одну ступень. Раньше люди приходили к нам за помощью и уходили с благодарностью. А теперь чаще приходят именно за услугой. Почему-то многие считают, что если пациент поступил в больницу, то выйти из нее должен живой и абсолютно здоровый. Хотя до этого он никогда не лечился и не следил за своим здоровьем.

Бывает, поступает пациент в тяжелейшем состоянии, родственники напуганы, это понятно - случилось несчастье. Однако некоторые приходят в реанимацию и грубо требуют сиюминутного отчета от врача. Я иногда отвечаю: «Вместо того чтобы сейчас с вами разговаривать, я должна оказывать помощь вашему родственнику, иначе он может не выжить».

Достаточно много адекватных людей, которые понимают, что нужно помогать врачам, а не требовать от них невозможного. Поэтому очень важно найти общий язык с родными пациента – недопонимание чаще всего идет, когда есть нарушение деонтологии.

Тем не менее, я получаю огромное моральное удовлетворение от своей работы. Когда спасаешь чью-то жизнь… это чувство не сравнить ни с чем.  Кто-то ищет экстремальных ощущений, прыгая с тарзанки, у меня же их с избытком на работе. Мне очень хочется, чтобы люди были здоровы, чтобы все выздоровели. И, поверьте, с такой мыслью живут и работают практически все мои коллеги».

Администрация Находкинской городской больницы с большим удовольствием поздравляем Наталью Петровну с юбилеем, желает ей здоровья, счастья и поменьше тяжелых пациентов.

Сайт больницы

Ранее по теме:


Врач Находкинской больницы стал почетным жителем города


Циррозы печени губят жителей Находки

В Находке знают, как воспитать долгожителей

Здоровая женщина - залог рождения здорового ребенка

В Находке запущен ангиограф

Прогрессивные врачи и на оборудовании прошлого века способны творить чудеса



  Рейтинг: 5, Голосов: 10



Поделиться
13167
Личный кабинет