Служба паллиативной помощи в России не должна быть единообразной
4074
Развитие паллиативной помощи в России продвигается с огромным трудом из-за крайне медленного изменения нормативно-правовой базы и разнообразия видов помощи в субъектах РФ. Однако, несмотря на все эти трудности, Москва отмечает успехи в развитии – более чем за десять лет на некоторых территориях РФ службы паллиативной помощи, наконец, начали получать более-менее независимый статус.
В ходе Второй Всероссийской научно-практической конференции «Паллиативная медицинская помощь в Российской Федерации», прошедшей пятого июня во Владивостоке, председатель правления Российской Ассоциации паллиативной медицины Георгий Новиков рассказал о приоритетах развития службы. В частности, в последнее время ее статус серьезно укрепили новые документы, принятые Минздравом.
Так, они постановили, что паллиативная помощь осуществляется только медицинскими организациями – хосписами, больницами с кабинетами или отделениями по оказанию таких услуг, частными клиниками, самостоятельными центрами (например, один из таких на 120 коек открыт в Липецкой области). Практически легализован труд медработников, которые заняты в этой области – в номенклатуру введена должность врача паллиативной медицинской помощи.
6 мая этого года в порядок лицензирования внесены новые изменения – прописана возможность оказания паллиативной медицинской помощи, как в амбулаторных условиях, так и в условиях круглосуточного стационара. Теперь этот вид помощи может быть лицензирован, только если для направления будет подготовлен специальный медицинский работник, который прошел соответствующее тематическое усовершенствование.
Сейчас в России зарегистрированы почти все опиаты, необходимые для оказания паллиативной помощи, и их необходимо применять. Помимо этого принято решение внести изменения в порядок оказания медицинской помощи по профилям неврология, гематология, эндокринология и пульмонология. Теперь необходимо прописать, что помощь этим пациентам должна оказываться и в виде паллиативной. Также требуется разработка нормативно-правовой базы с внедрением информационных систем для оценки потребности в паллиативной помощи и оценки эффективности ее оказания.
Господин Новиков уделил особое внимание подготовке кадров для служб паллиативной помощи. За 14 лет подготовлено около 14 тысяч врачей данной специализации. Ежемесячно с московских кафедр выпускается от 35 до 50 таких специалистов. Как подчеркнул Новиков, такие подразделения нужно открывать и в субъектах, в частности на базе ТГМУ.
Сегодня ассоциация разрабатывает методологию для врачей паллиативной помощи. Речь идет как об инструментальных методах – малоинвазивная хирургия (эндоскопическая реканализация, стентирование), детоксикация (фотомодификация крови, энтеросорбция), регионарное обезболивание (проводниковая и эпидуральная анестезия с использованием помп и дозаторов, нутритивная поддержка (энтеральное и парентеральное питание с использованием помп), так и о психологической коррекции и поддержке (общение с неизлечимыми больными и их семьями, помощь при психологических реакциях на утрату близких, духовная поддержка больных и их семей, морально-этические проблемы эвтаназии).
При этом пока невозможно добиться единообразия в структуре службы в регионах. Государство готово брать на себя обязательства по оказанию паллиативной помощи, но не на федеральном уровне, а на уровне субъектов. Но навязывать что-либо единообразное - чего не принимает субъект - по мнению Новикова, невозможно.
Ранее по теме:
Перипетии создания паллиативной помощи в Приморье
Хоспис может появиться в Приморье уже к Новому году (ВИДЕО)
Паллиативная помощь: что нужно делать прямо сейчас
Минздраву нужны центры паллиативной помощи, а не хосписы
Новости медицины Приморья