Правда и мифы о психиатрической помощи

4334

На сегодняшний день вокруг психиатрии существует много мифов, даже легенд, досужих домыслов и догадок. Зачастую считается, что пациенты психиатрических лечебниц – сплошь сумасшедшие, а пребывание там ассоциируется с социальными ограничениями и «пожизненным» учетом. Главный врач Краевой клинической психиатрической больницы Максим Артамонов рассказал, как на самом деле оказывается психиатрическая помощь, а также кому и когда она действительно необходима.

В стационар – по желанию

– Максим Николаевич, правда ли, что все пациенты психбольниц – опасные для общества элементы, которых необходимо изолировать?

– Нет, это не совсем так. Больные в стационаре психиатрического медучреждения могут находиться добровольно и недобровольно. Первые принимают такое решение, если чувствуют, что с ними что-то не в порядке. Они приходят на прием к психиатру, проходят амбулаторное лечение, если оно не дает результатов или их недостаточно, то человек лечится стационарно – опять-таки, по своему желанию. Недобровольное помещение в стационар возможно в том случае, если человек не отдает отчета своим поступкам и представляет опасность для окружающих и самого себя. Оно осуществляется на основании закона о порядке оказания психиатрической помощи, и, в обязательном порядке, по санкции суда. Обычно таких пациентов привозят родственники, полиция или скорая помощь. Как правило, эти больные уже после первого этапа лечения сами осознают, что нуждаются в его продолжении, и остаются до полного выздоровления.

– Какие лечебные методы применяются к больным?

– Мы используем фармакологические средства, психотерапевтические методы, психологическую коррекцию и реабилитационные лечебные методы.

– А как же смирительные рубашки и прочие атрибуты ограничения свободы?

– Ничего подобного нет. Это заблуждения, навеянные киноиндустрией. Такая практика давным-давно не применяется. Состояние, в котором пациент опасен для себя и окружающих, успешно корректируется при помощи фармакологии, т.е. введением препаратов, которые доктор подбирает в зависимости от состояния. Это достаточно быстро приводит к упорядоченному поведению больного.

Трудотерапия вернет в социум

– Нужна ли психиатрическим больным реабилитация?

– Конечно. Когда человек долго находится в стационаре, то как бы выпадает из социума. Он отвыкает от работы, у него пропадает ко всему интерес, отмечается снижение интеллектуального уровня. Чтобы у пациента не возникло трудностей при возвращении к обычной жизни, необходимо проводить работу по его реабилитации.

– Как вы ее проводите?

– Во-первых, мы даем возможность пациентам заниматься полезным делом. У нас в больнице есть швейные машинки – кто хочет, под руководством специалиста может на них шить. Также разрешаем им выполнять мелкие работы по обустройству территории. Это не значит, что мы заставляем больных работать. Напротив, они сами просят что-то сделать. Физический труд заставляет их вспомнить былые навыки, почувствовать себя нужными и полезными обществу.

– А занимаются ли ваши пациенты творчеством?

– Да, обязательно. Чтобы их интеллектуальный уровень не снижался, необходимы творческие занятия. Мы применяем ряд проверенных специалистами и временем методик: арт-терапию – рисование, кинотерапию – совместный просмотр фильмов с психологами и его обсуждение, музыкотерапию, театральные постановки и лепку из глины.

Психотерапевт или психиатр?

– Максим Николаевич, почему люди в российском обществе с опасением относятся к психиатрам, ведь на Западе ситуация несколько иная?

– Такое отношение во многом сформировано СМИ и различного рода слухами. Диагноз психиатра воспринимается как приговор. Выявить у себя психиатрическое заболевание считается чем-то ужасным. При этом диагноз, полученный у «обычных» докторов, к примеру, хирургов или терапевтов, может быть на самом деле гораздо серьезнее и угрожать жизни, но воспринимается уже по-другому, более спокойно.

– Но к психотерапевтам другое отношение. Какие различия между этими специалистами?  

– Психиатрия – общая специальность, а психотерапия – ее ветвь, специализированное направление. Настоящие психотерапевты обязательно должны иметь психиатрическую подготовку. Без нее специалист не знает самой структуры, и лечит больного «в темную». Пациент, желающий получить хороший лечебный эффект, вполне может обратиться к психиатру, который поможет ему, используя в том числе психотерапевтические методы.

– В каких случаях нужно идти к психиатру и психотерапевту?

– Обращаться к психиатру надо тогда, если есть ощущение, что происходит что-то не так, что доставляет неудобство пациенту и его ближайшему окружению. Доктор назначит соответствующее медикаментозное лечение, при необходимости проведет и психотерапию. Врачи-психотерапевты лечат невротические расстройства, в том числе пограничные состояния – с помощью корректирующих методик, занятий в группах и т. д. Но если такое лечение не дает результатов, то необходим психиатр.

На учете состоят не все

– Но разве за обращением к врачу не последует постановка на психиатрический учет? Ведь это влечет за собой многие социальные ограничения.

– Наличие медицинской карты – не есть психиатрический учет, как многие думают. Если пациент обращается в свою районную поликлинику и предъявляет жалобы на какое-либо недомогание, не связанное с психическим заболеванием, то на него всегда заводится медицинская карточка – документ, в котором отражается, что человек был, что ему назначили и какие он предъявлял жалобы. Но это не означает, что он состоит на учете у терапевта. Так же и у психиатра – это просто карта с пометкой, что пациент обращался, получил лечение, и при следующем обращении видна динамика – стало ему хуже или лучше. Вот и всё.

На учет ставятся только те больные, которым необходимо амбулаторное наблюдение у психиатра. Как правило, это пациенты, выписанные из стационара и нуждающиеся в поддерживающей терапии в амбулаторных условиях. Социальных ограничений в связи с этим тоже нет. Есть ряд заболеваний, которые накладывают ограничения на определенные виды деятельности. А в целом, лица, состоящие на учете, могут и автомобиль водить, и заниматься многими видами  деятельности. Собираются специальные врачебные комиссии, которые определяют, в зависимости от состояния человека, годен ли он к той или иной профессии. И   если человек находится в болезненном состоянии, то ему никто не даст заключение, и будет дано разъяснение – по какой причине. В случае, когда пациент, состоящий на учете, в течение пяти лет не обращался с жалобами, то он снимается с него как лицо, не нуждающееся в психиатрической помощи.

– В каких же случаях лечение будет бесплатным?

– При обычном обращении пациента. В больнице ведется прием многих квалифицированных докторов, которые, наряду с психиатрической, оказывают и психотерапевтическую помощь. Всё, что требуется – консультации, обследования, – делается за счет бюджета. Человека осматривают, назначают лечение – где-то медикаментозное, где-то психотерапевтическое, подключается психолог.

– А если больному необходимо пройти обследование, что для этого нужно?

– Мы самостоятельно проводим электроцефалографию, эхографию головного мозга – для этого имеются необходимые мощности. В штате есть специалисты узкого профиля, терапевт, невропатолог и даже имеется стоматологический кабинет. При необходимости пациента направляют на рентген, томографию и флюорографию в другие учреждения, но тоже –бесплатно.

– Максим Николаевич, какие планы на  ближайшую перспективу?

– Будем и дальше развивать всевиды и формы реабилитационной работы с больными, а также продолжим кампанию по изменению общественного отношения к нашим пациентам.

Ранее по теме:

06.11.2015 г. Память о прошлом жива и ныне

19.10.2015 г. Врачи развенчают мифы о психиатрии

14.10.2015 г. Максим Артамонов: Зарплаты сотрудников выровнены

08.10.2015 г. День психического здоровья во Владивостоке отметили творчеством (ФОТО)

16.06.2015 г. Экс-руководитель приморского ФОМСа стал главой краевой психбольницы



  Рейтинг: 5, Голосов: 18



Поделиться
4334
Личный кабинет