Год Приморскому перинатальному центру: оправданное доверие и дальнейшие перспективы
8157
2 сентября Приморский перинатальный центр отметил первую годовщину. Корр. портала VladMedicina.ru узнал у главного врача медучреждения Татьяны Курлеевой о первых шагах нового Центра, его первых победах и планах на будущее. Ведь проект, важный для всего здравоохранения Приморского края, уже оправдал вложенные в него средства и превзошел все ожидания. По статистике каждая вторая беременная женщина Приморского края, несмотря на отсутствие показателей для госпитализации в это учреждение, мечтает попасть рожать именно в Перинатальный центр, расположенный на улице Можайской во Владивостоке.
Первый шаг – он трудный самый
- Татьяна Юрьевна, Приморский перинатальный центр недавно отпраздновал первую годовщину. С чем он пришел к этой дате?
- Конечно, это маленький рубеж, но его уже можно назвать позитивным, потому что с открытием перинатального центра в системе приморского здравоохранения произошли заметные изменения. Безусловно, люди, которые составили первоначальный костяк Центра, пришли со мной из второго родильного дома Владивостока. Они помогли наладить работу службы, которой нуждалась в совершенствовании с учетом современных технологий и модернизации системы здравоохранения.
Это было стартовым капиталом для нашего развития. Потому что оперативно собрать кадры по всему Приморскому краю и Владивостоку было просто невозможно. Перетянуть их к себе и оголить другие медицинские учреждения мы не могли себе позволить, знали, что это приведет к кризисной ситуации в службе. Поэтому департамент здравоохранения, перинатальный центр и Тихоокеанский государственный медицинский университет сразу же начали очень большую и кропотливую работу в плане подбора кадров – мы очень признательны ректору Валентину Борисовичу Шуматову и его коллегам за то, что они помогли нам отыскать лучших из лучших, активистов. Тех, кто смог бы развивать то, что уже было наработано в стенах Центра.
- Как велась работа в этом направлении?
- Речь идет о целевом обучении. В первый год мы только по профилю «акушерство и гинекология» заключили семь таких договоров. Может, цифра и небольшая, но для нас крайне важная, потому что сотрудники, которые пришли со второго роддома, конечно, были уже достаточно зрелого возраста – 45-55 лет. Люди, безусловно, грамотные, но им нужно передавать свой опыт молодежи.
Дальнейшая совместная работа с департаментом здравоохранения Приморского края, ТГМУ привела к тому, что к нам пришли молодые интерны и ординаторы. Трое из ординаторов остаются у нас на второй год обучения, а семь интернов уже влились в коллектив перинатального центра. Плюс к нам пришли два неонатолога, рентгенолог, акушеры-гинекологи, молодой специалист в лабораторный блок. По целевому обучению на следующий год к нам придет порядка 14 человек, и среди них будут два реаниматолога.
Создать лучшее практически с нуля
- Всем ли сразу стала понятна роль перинатального центра?
- Нет, причем не только роженицам, но и некоторым нашим коллегам. Мы не родильный дом, а структура, где нужно было обязательно открывать отделение второго этапа выхаживания, чтобы новорожденные детки со всего Приморского края поступали не только в первую краевую детскую больницу, но и смогли продолжить лечение после появления на свет в стенах Перинатального центра. Стоит отметить, что женщины, которые рожают в перинатальном центре – особенные. Например, с многоплодными беременностями. Нередко встречаются и недоношенные детки – наши ранние пташки. Все они должны получать высокотехнологичную и высококвалифицированную помощь уже здесь.
Все поначалу, конечно, было сложно. Потому что первый год - это всегда год начинаний, когда на тебя пристально смотрят все. На перинатальный центр возлагались большие ожидания, и нужно было быть на высоте. У нас было несколько зон ответственности – перед вице-губернатором Павлом Серебряковым, который держал такую же высокую планку перед главой региона Владимиром Миклушевским, перед департаментом здравоохранения и, конечно же, перед нашими жителями Приморского края. Нам нужно было всё развивать в короткие сроки, поэтому совместно с департаментом мы составили и согласовали план-график поэтапного ввода всех отделений, который реализован с опережением срока.
Для второго этапа выхаживания кадры собирались по крупицам. Сначала пришел заведующий отделением, еще один доктор, начали подтягиваться другие. И сейчас штат здесь полностью укомплектован.
Базовый состав отделения детской реанимации мы «перевезли» из второго роддома. Но надо было укреплять его, расширять коечный фонд. И мы это сделали опять же без ущерба для остальных медицинских учреждений.
Гинекологическое отделение: в нем женщины должны получать высокотехнологичную медицинскую помощь по сохранению репродуктивного здоровья женщин. Мы справились с выполнением и этой задачи, и отделение функционирует в полном объеме.
Для профилактики слепоты у недоношенных малышей обязательно надо было запустить работу ретинальную камеру. Тут нужен особо обученный персонал, а таких специалистов крайне мало в Приморском крае. Благодаря сотрудничеству с коммерческими организациями, мы нашли врача из Хабаровского центра микрохирургии глаза.
- Многое из оборудования в Приморском крае было на тот момент в единичном экземпляре. Как происходил процесс обучения специалистов?
- Мы уже знали приблизительно, на чем и где нужно будет работать. Конечно, подыскивали специалистов, владеющих определенными методиками, имеющих соответствующую специализацию. Но с ними трудно – такие кадры по большей части уже где-то работают. Мы отправили наших врачей на ускоренное обучение в Казань, Санкт-Петербург, Москву, Екатеринбург.
Мы приглашали к себе с мировым именем специалистов, которые объясняли персоналу, как правильно обращаться с оборудованием. Так, только москвичи трижды были у нас в гостях. Плюс они привозили с собой коллег, которые могли объяснить, как работать на новом современном оборудовании, интерпретировать полученные результаты исследований.
Все лучшее детям... и работникам
- Значит, есть чем привлечь специалистов?
- Все это прописано в коллективном договоре. Это заработная плата наших специалистов, соцпакеты, которые богаче, чем в частной организации. Добавьте сюда надбавки, выплаты стимулирующего характера, льготные путевки в детские лагеря, приличную скидку на санаторно-курортное лечение (по линии профсоюза она может быть и вовсе бесплатна). По юбилейным датам поощряем сотрудников финансово, а на различные профессиональные праздники отмечаем сотрудников не только денежными премиями, но и почетными грамотами как от администрации перинатального центра, так и от всех представителей различных витков власти.
- То есть у вас в хорошем смысле слова – «заповедник» советской медицины?
- Да, потом мы не должны забывать, что у нас сегодня очень серьезная охрана труда. В Центре есть комфортные комнаты отдыха для сотрудников, что очень важно. Еще один момент привлечения — это возможность профессионального обучения. И большую его часть оплачиваем мы – это и дорога, и сам тематический курс. У нас очень большой штат – порядка 600 человек. И по каждому профилю человек может обучаться.
- А нет ли опасений, что врачи выучатся за счет вашей организации и сразу уйдут в другую?
- Здесь мы себя подстраховываем. Заключаем договор на три года с отработкой, и если человек решит уволиться от нас раньше срока, то должен выплатить сумму, которую мы потратили на его учебу. Думаю, что это правильно.
Первые во всем
- В перинатальном центре существует много методик, которых еще нет у ваших приморских коллег. Расскажите подробнее о них.
- Например, у нас очень интересная методика по принципу кенгуру. Это тепловая цепочка, которая позволяет сохранить контакт матери с недоношенным ребенком - кожа к коже. Это способствует хорошей лактации, ребенок не чувствует себя обделенным. Если к маме приложить новорожденного невозможно, мы выкладываем его к папе на грудь, и он держит его два часа. Причем этот метод мы практикуем даже в отделении детской реанимации, куда приходит мама, если ребенку позволяет его состояние, мы предоставляет этот телесный контакт. Когда возможно кормление ребенка, то это также можно сделать в реанимации.
Почему практикуется совместное пребывание матери и ребенка? – малыш своими рецепторами чувствует родного человека, он мало плачет. Наверное, поэтому у нас в отделениях так тихо.
- Удалось ли вам за год побывать в других перинатальных центрах? Может, кто-то из коллег приезжал к вам?
- Мы с момента открытия решили делиться опытом и слетать в Алмазовский центр в Санкт-Петербург, Екатеринбург. И при поддержке департамента здравоохранения Приморского края и лично вице-губернатора Павла Серебрякова мы это сделали. Приняли что-то себе на вооружение, но скажу, что по большому счету некоторые аспекты работы у нас даже лучше. Мой заместитель по лечебной работе летал в Хабаровск, изучал наработки соседей.
И гостей у нас тоже достаточно много. К нам приезжали и давали рекомендации врачи из Москвы, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. Нас посещала Ольга Юрьевна Голодец, Елена Николаевна Байбарина. Я уже не говорю о гостях из дальневосточного региона. Были посетители из двух южнокорейских центров. Приезжал и специалист из США, который обучал средний медперсонал уходу за новорожденными детьми. На базе перинатального центра проходило множество международных конференций.
Результат пришел сразу
- Когда пришло понимание того, что проект состоялся?
- Наверное, через полгода после запуска начала вырисовываться объективная картина, выработалась цепочка взаимосвязи края, города и перинатального центра. Только через это время все стали лучше понимать друг друга, но в кое-каких моментах мы все еще отрабатываем взаимосвязь.
Некоторые почему-то до сих пор считают, что можно направить в женщину в перинатальный центр, и ее сразу госпитализируют. Но есть программа госгарантий, федеральное законодательство и программа маршрутизации пациентов, где четко прописано – для чего предназначено наше учреждение. Хочу еще раз подчеркнуть: мы не родильный дом и наш коечный фонд не безграничен! Это стационар третьего уровня, куда идут за получением репродуктивного здоровья, где помогают с невынашиваемостью беременности.
Сейчас отрабатывается специальный мониторинг по новой информационной программе, такая установлена в том же Екатеринбурге. Пилотный проект в Приморье – Уссурийский межрайонный центр с прикрепленными к нему территориями. Суть проста: наши коллеги проводят мониторинг за беременными женщинами на амбулаторно-поликлиническом этапе, а мы в свою очередь выделяем женщин с группой риска, что позволяет на раннем этапе решить вопрос о дальнейшей судьбе женщины – провести своевременную госпитализацию, направить в стационар нужного уровня, и принимать экстренные меры для спасения жизни матери и ребенка вплоть до вылета на территорию.
- То есть цели, ради которых и был построен перинатальный центр, были достигнуты достаточно быстро?
- Первые результаты приходят рано и быстро – уже по итогам первого квартала работы было видно, где нужно что-то исправлять или усиливать. Мы уже смогли определенно понять, чего мы хотим.
Перинатальный центр открывался на 2000 родов. Сейчас можно сказать, что мы пошли с опережением этих показателей. За год работы родилось уже 2914 детей.
Процент преждевременных родов составил 14,5% - 400 человек. Это достаточно много. Детей с экстремально низкой массой тела, недоношенных у нас родилось 383. Через второй этап выхаживания прошло 417 деток (из них недоношенных 277). Приморский краевой перинатальный центр славится многоплодными беременностями. На конец августа двоен у нас было 128, троен – девять.
Вежливость — лучшее оружие врача
- Возникли ли сложности с перестройкой персонала на иной порядок работы? Ведь новым стенам и задачам нужно соответствовать на все сто.
- Все наши сотрудники - отличные специалисты, но вначале нам элементарно надо было понять, как правильно внутри Центра распределять потоки пациентов, кто за что должен отвечать, чтобы не было ни одного пропущенного пациента или долгих ожиданий необходимого специалиста. Был оперативно разработан наш сайт, на котором мы размещаем информацию, понятную обычным людям.
Отработка взаимодействия с районами края – это тоже было очень важно. Мы для себя установили: чтобы согласовать перевод пациента, все выписки к нам должны поступать в электронном варианте, устные договоренности по телефону остались в прошлом. Это было наше ноу-хау.
- Как психологически удалось перестроить людей? Элементарная вежливость – это требование времени.
- Мы ввели должности старших администраторов, которые отвечают за распределение потоков, заполнение отделения пациентами. Находим специалистов с медицинским, но психологическим образованием. Они составляют большую часть администраторов, и мы продолжаем набор в данную службу. В системе родовспоможения крайне важно определить – на кого переключить разговор, кого и куда направить. Человеку, впервые попавшему в такое огромное здание, надо элементарно помочь найти нужного специалиста.
О культуре поведения и этике мы начинаем говорить с сотрудником с момента его трудоустройства. Найти человека, который будет ко всем пациентам относиться с добротой, вежливостью, индивидуально, очень сложно. Но мы максимально постарались подобрать самых лучших специалистов.
Есть тот же синдром выгорания. Я в этом плане, наверное, иногда бываю очень жестка. Говорю так: «Сюда пришел пациент за качественной медуслугой. И если вы не умеете работать с ним, значит, надо искать для себя другую область. Здесь у нас мамы и дети, которые требуют повышенного внимания».
Возможно, поэтому у нас не осталось сотрудников, позволяющих себе хамить пациенту. Сегодня информационное поле очень широко. И главный врач получает сведения о том, что творится в его отделениях, порой, не выходя из кабинета. Иногда они бывают ложными, но каждый сигнал от населения тщательно проверяется. Я еще со времени руководства роддомом взяла привычку звонить и проверять подчиненных по принципу тайного покупателя.
И планов громадье
- Каковы задачи на второй год?
- Их очень много. Одна из главных – открыть реабилитационное отделение для детей с поражением ЦНС. Это важно - дети, которые рождаются преждевременно, нуждаются в реабилитационных мероприятиях. У нас в штате есть очень грамотные неврологи, которые учились и за рубежом, и на центральных базах страны. Мы сегодня проходим все ступени лицензирования отделений для таких детей с поражением ЦНС. Как только это сделаем, будем лечить детей со всего Приморского края.
Хотим открыть кабинет лазерной коррекции при ретинопатии новорожденных. Необходимо закупить оборудование, обучить специалиста. Важно расширять и лабораторный спектр услуг, хотя он у нас и так хотя широк.
Также предстоит отработать программу по выявлению беременных с высокой степенью риска и по распределению их на разные уровни оказания помощи, чтобы в крае не было такого большого количества преждевременных родов. Будем расширять сотрудничество с кафедрой ТГМУ. В наши стены должна въехать кафедра акушерства и гинекологии. Важно, чтобы лучшие в Приморье специалисты всегда были на месте.
В перспективе – обучение врачей в симуляционных центрах, что мы уже делали – за прошлый год обучено три специалиста. Такой центр будет открыт в новом корпусе ТГМУ, и это замечательно. После его запуска не надо будет на несколько недель отправлять куда-то своих специалистов на учебу, оголяя наши направления.
Задумок очень много. Планируем открыть отделения ЭКО и рентгенологии (по последнему сейчас проходим все ступени согласования). Через год мы хотим открыть общежитие для привлечения молодых специалистов, в том числе, и из других регионов. У нас есть одно здание в центре города, в котором мы проводим ремонт.
- Татьяна Юрьевна, как перинатальный центр будет осуществлять задумки в виду того, что государство больше не будет выделять большого финансирования?
- Да, основные средства приходят к нам через программу ОМС. Но есть такое понятие, как сервисная услуга: отдельная палата или «свой» доктор. Это сегодня не запрещается.
У нас проведено много аукционов по обслуживанию здания, что позволяет экономить средства. В перинатальном центре есть своя прачечная, привлекается клининговая компания, организации по обслуживанию вентиляции, тепловых сетей. Относительно лизинга могу сказать, что планируем работать в этом направлении по привлечению дополнительного транспорта.
И еще у нас есть партнеры, которым мы очень признательны за отклик. Раньше ведь здесь не было ни одной картины и жалюзи. Нашлись бизнесмены, которые помогли и продолжают помогать.
- И в заключение, что хотите пожелать себе и коллективу?
- Чтобы у моих коллег всегда в этой жизни было все, что задумали, чтобы они «не выгорали» на работе. Чтобы получали тот результат, которого хотят, всегда оставались востребованными. Желаю всем только положительных исходов родов – и со стороны мамы, и со стороны ребенка. Чтобы никогда не подводил разум, не было чувства страха, и никто не снимал с себя чувства ответственности за пациента. У нас передовая, где никогда нельзя падать духом! Но главное – здоровья и еще раз здоровья, чтобы все долго были в строю. Верю, мы можем стать самыми лучшими.
Сайт перинатального центра
Ранее по теме:
Приморский перинатальный центр: инструкция по применению
Что нужно знать о новом перинатальном центре Приморья?