Как оптимизировать работу самого ценного ресурса компании
В современных реалиях взаимоотношений «работодатель-работник» руководители медицинских организаций просто обязаны быть в курсе всех изменений и нововведений в области трудового законодательства.
В настоящее время вступают в силу важные изменения нормативной базы, которые в дальнейшем неизбежно окажут весомое воздействие на взаимоотношения работника и работодателя.При этом правовая регламентация трудовой деятельности сотрудника медицинского учреждения весьма специфична, она имеет ряд особенностей и нюансов, о которых далеко не всегда осведомлен руководитель или главный врач ЛПУ.
В чем заключается основная задача руководителя в области управления персоналом, с чего она эта задача начинается, почему введен запрет на заключение гражданско-правовых договоров между работником и работодателем, как изменилась административная ответственность для лиц и организаций, нарушивших нормы трудового права, и что нужно делать, чтобы обеспечить независимость компании от конкретных сотрудников, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала юрист-практик, специализирующийся в области управления персоналом, трудового законодательства и кадрового делопроизводства Елена Устимко.
- Елена Витальевна, в чем же заключается главная задача руководителя в области управления персоналом? С чего нужно начинать?
- Прежде всего, ему необходимо обеспечить бизнес необходимым количеством подходящего персонала и достичь максимальной отдачи от него при минимально приемлемых затратах. Если сформулировать совсем коротко - обеспечить независимость компании от конкретных сотрудников.Как вы думаете, с чего начинается работа с персоналом в любой компании? С размещения объявления в Интернете и газетах? Или с разработки схемы мотивации? Конечно, нет: все это будет позже.
Работа с персоналом начинается с регламентации трудовых отношений. Cудебная и административная практика свидетельствуют, что значительная часть конфликтов между работником и работодателем возникает по причине неверного понимания или незнания сторонами содержания норм Трудового кодекса РФ и иных актов трудового законодательства. Как и любой другой законодательный акт, Трудовой кодекс может претерпевать изменения: в зависимости от продиктованных временем, актуальным правительственным курсом и другими объективными факторами требований и тенденций, коррекции могут подвергаться и отдельные пункты, и целые статьи. В настоящее время вступают в силу важные изменения нормативной базы, которые в дальнейшем неизбежно окажут весомое воздействие на взаимоотношения работника и работодателя.
- Какие же это изменения?
- В списке основных нововведений присутствует поправка, заполнившая досадный пробел в трудовом законодательстве и направленная, прежде всего, на защиту интересов работника путем пресечения злоупотреблений со стороны работодателя. С момента вступления в силу изменений ст.15 Трудового кодекса РФ («Трудовые отношения») вводится запрет на заключение гражданско-правовых договоров между работником и работодателем. Если ГИТ (Государственная инспекция труда) установит факт заключения такого договора, отношения между подписавшими его сторонами будут автоматически признаны трудовыми, а работодатель понесет административную ответственность за нарушение норм трудового права.
Теперь в Трудовом кодексе РФ появилась новая статья под номером 19.1. Она предписывает считать основанием для признания отношений между работником и работодателем трудовыми не только фактический допуск сотрудника к выполнению своих непосредственных обязанностей или оформленный по всем правилам трудовой договор, но и соответствующее решение суда, принятое в порядке рассмотрения индивидуального спора.
Следовательно, суд может признать трудовыми любые отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора и связанные с использованием личного труда работника. Государственная инспекция труда получила право принимать участие в разрешении подобных споров, являясь активным уполномоченным органом наряду с прокуратурой. Признать отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, трудовыми, а также потребовать от работодателя надлежащего оформления таких отношений может как суд, так и комиссия ГИТ.
- Что при этом вправе проверять инспектор ГИТ?
- При проверке инспектор обязательно просмотрит все должностные инструкции, применяемые организацией, и проведет оценку правильности оформления трудовых договоров со всеми без исключения сотрудниками (и эти договоры ни в коем случае не должны быть гражданско-правовыми). Не останется без внимания и штатное расписание (этот документ включает в себя перечень всех должностей, предоставляемых работодателем, и должен присутствовать в каждой организации). Кроме того, анализируются правила внутреннего трудового распорядка: инспектор выясняет, какие виды работ и на основании каких документов (договоров, инструкций, предписаний и т.д.) выполнял тот или иной сотрудник. Именно на основании имеющихся в распоряжении организации документов по результатам проверки будут сделаны выводы о правомерности (или же, напротив, неправомерности) действий работодателя.
- Изменятся ли штрафы за нарушения норм трудового права?
- Да, подверглась изменениям и ст.5.27 КоАП РФ, предусматривающая меры административной ответственности для лиц и организаций, нарушивших нормы трудового права. Так, в предыдущей редакции, действующей до 1 января 2015 года, установлены следующие рамки: на должностное лицо налагается штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей, на юридическое лицо - от 30 000 до 50 000 рублей, а на лицо, фактически осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 5 000 рублей. С момента вступления в силу новой редакции данного документа для юридических лиц, повторно допускающих нарушения норм трудового права, будут предусмотрены более серьезные меры ответственности (взыскания в размере, превышающем сумму в 50 000 рублей). В перечне допустимых мер ответственности, кроме уже присутствующих видов взысканий (штрафов, дисквалификации и прекращения деятельности организации), появится предупреждение-санкция, применяемая к организациям и лицам, впервые нарушившим нормы действующего трудового законодательства.
- Новая редакция ТК повлекла за собой изменения в КоАП?
- Действительно, в связи со вступлением в силу новой редакции Трудового кодекса претерпел некоторые изменения и Административный кодекс РФ. Этот законодательный акт теперь предусматривает административную ответственность в виде штрафа для граждан, которые допустили к выполнению трудовых обязанностей работников, не обладая соответствующими полномочиями
- Это коснулось самих правовых процедур?
- Да, некоторые процедуры из области правоприменительной практики также были видоизменены. Зафиксировано достаточное количество прецедентов, когда работодатель привлекается к административной ответственности за несоблюдение норм трудового законодательства на основании не одного, а нескольких зафиксированных правонарушений (или одного вида правонарушения, совершенного в отношении нескольких работников).
Отдельные меры административной ответственности предусмотрены для должностных и юридических лиц, совершающих повторное аналогичное правонарушение.
- Давайте более подробно остановимся на некоторых специфичных нюансах, связанных с работой именно в медицинских организациях. Вопрос о трудовом стаже врачей, которые работают в частной медицине: какие подтверждающие документы необходимо предоставить для досрочного выхода на пенсию?
- У нас для лиц, работающих в частной системе здравоохранении, сохраняется право выхода на досрочную пенсию наравне с медработниками государственного и муниципального здравоохранения. Есть определенное постановление Конституционного суда на этот счет от 3 июня 2004 года, согласно которого медработник в частном здравоохранении имеет равные с другими медработниками права.
Какими документами это необходимо подтверждать? В первую очередь – копией лицензии, на основании которой осуществлялась медицинская деятельность, и своими должностными инструкциями, в которых прописаны ваши обязанности. Далее – пригласить из администрации организации, где вы работаете, свидетеля, который должен подтвердить, что вы занимались именно медицинской, врачебной деятельностью. Это основные моменты при доказательстве права на досрочную пенсию. На практике пенсионные фонды практически всегда отказывают, к сожалению, на назначение досрочной пенсии. Так что приходится идти в суд. Суды в 99% случаях встают на сторону медработника.
- Подведем итог – что все-таки нужно знать руководителю, чтобы избежать неприятных и экономически невыгодных для организации правовых последствий?
- В первую очередь, регулярно и самым внимательным образом анализировать все изменения, которые вносятся в регулируемые Трудовым кодексом процедуры, и своевременно корректировать кадровые процессы на предприятии в соответствии с обновленными требованиями законодательства. В противном случае даже незначительная, на первый взгляд, оплошность, вызванная банальным недосмотром (например, несвоевременная выдача расчетных листков нескольким сотрудникам), после проведения инспекторской или прокурорской проверки может стать основанием для применения вышеуказанных санкций.
Напомню, что 23 октября в конференц-зале бизнес-центра «Игнат» я буду вести семинар «Управление персоналом. Правовое регулирование трудовых отношений в медицинских организациях». Приглашаются собственники, руководители медицинского бизнеса, главные врачи, юристы, специалисты кадровых служб медицинских организаций любых форм собственности.
На семинаре будут рассмотрены особенности правовых норм, регулирующих трудовые отношения с работниками медицинских организаций; гарантии и компенсации, связанные с условиями труда, а также нарушения, выявленные инспекцией по труду в частных клиниках.
Ранее по теме:
Практический семинар для руководителей частных клиник пройдет во Владивостоке
Уточнить условия участия и сделать заявку можно связавшись с оргкомитетом:
Наталья Геннадиевна Лемешкина тел. (423) 259-48-28, +7 908 449-48-28
Ольга Владимировна Горбацкая тел. (423) 243-76-64, 8 908 992-31-27
Сайт Организаторов: www.private.vladmedicina.ru
Эл почта info@vladmedicina.ru
Программа семинара