Надзор с человеческим лицом

2804
1 августа 2018 года новым главным государственным санитарным врачом по Приморскому краю стала Татьяна Детковская, которой хорошо знакома специфика работы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. До этого она долгое время она занимала место заместителя руководителя территориального управления. Какие первоочередные задачи стоят перед ведомством сегодня, где выявляется больше всего нарушений, и каким образом гражданам можно сообщить об ущемлении своих потребительских прав, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала руководитель управления Роспотребнадзора по Приморскому края Татьяна Детковская.

Роспотребнадзор, Татьяна Детсковская
 
Правовой ликбез для предпринимателей
 
- Татьяна Николаевна, какими трудовыми вехами ознаменовался путь на пост руководителя приморского управления Роспотребнадзора?
 
- Я пришла в эту сферу осознанно, окончила санитарно-гигиенический факультет Владивостокского государственного медицинского института, ныне ТГМУ. Работаю в управлении с конца 1993 года, тогда наша структура называлась Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Сначала устроилась на должность врача по коммунальной гигиене. С 1 марта 2005 года произошла реорганизация ведомства, к нему присоединили Госторгинспекцию, были организованы территориальные управления Роспотребнадзора и Центры гигиены и эпидемиологии во всех субъектах РФ. Меня назначили начальником отдела регистрации и лицензирования, а с февраля 2010 года я трудилась заместителем руководителя управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, пока не возглавила его 1 августа этого года. Так что специфика работы мне хорошо известна, накоплен серьезный опыт и багаж для решения стоящих перед ведомством задач.
 
-  А какие первоочередные значимые задачи стояли перед вами в новой должности?
 
- В Роспотребнадзоре выстроена жесткая вертикаль подчинения. И эта иерархическая модель более чем оправданна – столь важная и ответственная миссия, как обеспечение потребительского благополучия граждан во всех сферах их деятельности не терпит дилетантства и самодеятельности, требует грамотных, взвешенных и ответственных действий и решений. Поэтому после вступления в должность работа продолжалась в соответствии с основными направлениями деятельности, утвержденными Роспотребнадзором, а также планом организационных мероприятий на 2018 год, разработанных управлением.
 
- Что все-таки находилось в приоритете?
 
- В этом году продолжилось проведение публичных слушаний и Дней открытых дверей для предпринимателей. Они направлены на повышение уровня информированности бизнес-сообщества об обязательных требованиях в области санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, применении риск-ориентированного подхода, возможностях информационных ресурсов Роспотребнадзора, в том числе и приморского управления. Данные мероприятия у нас носят ежеквартальный характер, в этом году они проводились в апреле, июле и октябре и по итогам года будут проведены в феврале 2019 г. В настоящее время организованы бесплатные обучающие семинары по всему краю для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые работают в сфере общественного питания и торговли продовольственными товарами. Заканчиваются надзорные каникулы, и мы поставили задачу освежить их знание нормативно-правовых документов, регламентирующих данную деятельность. С графиком проведения семинаров можно ознакомиться на сайте ведомства. Радует, что предприниматели достаточно активно принимают в них участие, понимают важность этих знаний и нашей работы. В регулярном режиме продолжает работать горячая линия, помимо этого, в соответствии с ежемесячно утвержденным медиа-планом проводятся тематические горячие линии.
 
Обращения и жалобы – по всем каналам
 
- А что насчет контрольно-надзорной деятельности, в каких сферах выявляется наибольшее число нарушений?
 
- Плановые проверки в этом, как и предыдущих трех годах, выполнены на 100%. В части санитарно-эпидемиологического надзора самая внушительная часть нарушений выявлена в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении деятельности детских и подростковых учреждений - 44,2%. В ходе деятельности по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами выявлено 20% нарушений, работы учреждений здравоохранения - 15,9%. Что касается нарушения прав потребителей, то при проведении проверок очень часто нарушается право граждан на получение достоверной информации. Отсутствуют вывески с указанием юридических адресов, ФИО продавца, ценники, мы фиксируем нарушения требований технических регламентов Таможенного союза, которые распространяются как на продовольственные, так и на промышленные товары. В частности, маркировки нет либо вообще, либо нарушаются требования к ней - нет информации о производителе, составе или дате изготовления, условиях хранения пищевой продукции, и пр.
 
- Разъясните, пожалуйста, механизм и порядок жалоб и обращений граждан, а также принципы работы с ними со стороны специалистов Роспотребнадзора?
 
- В управлении разработана и утверждена инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, приема граждан в территориальном ведомстве. Инструментов множество - в соответствии с законодательством заявители могут направить свое обращение в письменном виде, через соответствующий портал, размещенный на сайте Роспотребнадзора и управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, по электронной почте, через общественную приёмную управления. Также жители могут обратиться руководству надзорного ведомства согласно графику личного приема граждан.
 
- Могут ли граждане выступать инициаторами внеплановых проверок?
 
- Да, с 1 января 2017 года вступили в силу изменения в законодательстве в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), предусматривающие дополнительные условия проведения внеплановой проверки. Но распространяются они только на обращения и заявления граждан о нарушении прав потребителей. Основанием для проведения внеплановой проверки являются обращения граждан, права которых нарушены при условии, что заявитель обращался за защитой или восстановлением своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, и такое обращение не было рассмотрено, либо требования заявителя не были удовлетворены. При направлении обращений заявителем в форме электронного документа они могут стать основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, если они были оформлены с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). 
 
- На что приморские жители жалуются чаще всего?
 
- Большая часть жалоб по вопросам санитарного надзора к нам поступает на условия проживания в жилых помещениях (21%). По вопросам защиты прав потребителей львиная доля обращений касается розничной торговли, это почти 30% от общего объема, и жалоб в области ЖКХ - 15,4%.
 
К повышению потребительской грамотности
 
- Как в ведомстве реализуется кадровая политика?
           
- Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю активно ведет работу по привлечению кадров. В этом году мы приняли девять молодых специалистов, и это не только выпускники Тихоокеанского государственного медицинского университета, но и юридических институтов. В прошлом году коллектив пополнился шестью новыми сотрудниками. На базе управления ежегодно проводится практика старшекурсников, проходит интернатура. В этом году мы заключили целевой договор на обучение одного специалиста в ординатуре, он окончит ее в конце следующего года. До этого у нас такого опыта не было, но мы намерены продолжать и транслировать его в будущем.
           
- Точки соприкосновения и успешного взаимодействия с городскими и краевыми властями находить удается?
 
- Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю всегда активно взаимодействует по всем важным вопросам с органами государственной власти субъекта, в том числе с Законодательным собранием Приморского края, городской и районными думами, органами муниципального образования. Тесно и продуктивно работаем со всеми департаментами и вице-губернаторами краевой администрации, курирующими «наши» направления. Конечно, очень плотно взаимодействуем на основе заключенных соглашений с другими территориальными органами федеральных ведомств – Росздравнадзором, Росприродназдором, Россельхознадзором, Ростехнадзором, силовыми структурами, и пр. Также сотрудничаем с уполномоченными по правам человека, по защите прав предпринимателей в Приморском крае, уполномоченным при губернаторе Приморского края по правам ребенка. Актуальные темы регулярно выносятся на рассмотрение и обсуждение различных межведомственных комиссий. В администрацию края и муниципалитеты районов представляется оперативная информация о санитарно-эпидемиологическом состоянии поднадзорной территории, и совместно решаются все вопросы и проблемы, если они возникают в результате каких-то чрезвычайных ситуаций.
 
- Как вы можете оценить уровень потребительских знаний жителей Приморья, какие мероприятия проводятся с целью их повышения?
 
- При анализе обращений потребителей можно встретить как очень грамотные и обоснованные требования, так и вопросы, по которым становится понятно о недостаточной осведомленности жителей о своих правах и обязанностях. В связи с этим управление неоднократно заявляло властям региона о необходимости принятия краевой целевой программы «Защита прав потребителей» и включения в эту работу муниципалитетов. Но в целом хочу отметить, что потребительская грамотность населения заметно выросла. Во-первых, жители стали более активными в плане обращений, во-вторых, они сейчас лучше ориентируются в законодательном поле, знают нормативные документы, закрепляющие и регулирующие их права как потребителей товаров, работ и услуг. Конечно, мы не можем по каждой жалобе проводить контрольно-надзорные мероприятия, но то, что ни одна из них не остается без нашего внимания – факт.
 
Со своей стороны мы на постоянной основе проводим мероприятия по повышению уровня потребительских знаний населения, особое внимание уделяется финансовой грамотности. Так, существует целый проект, в котором принимают участие несколько крупных организаций, в том числе Центробанк и Роспотребнадзор. Проводится целенаправленное обучение молодежи, как правило, по тематикам Всемирного дня прав потребителей, но если администрация учебного заведения запрашивает лекцию по другой теме, мы всегда готовы пойти навстречу.
 
Акцент на профилактику правонарушений
 
- Можете конкретизировать – в чем заключается такое обучение, в каком формате проходит?
 
- Из последних обучающих акций - в октябре в рамках «Недели качества» состоялся семинар для студентов ВГУЭС по вопросам реализации прав потребителей при приобретении товаров ненадлежащего качества дистанционным способом. В ноябре в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности» специалист управления принял участие в мероприятии, организованном специально для СМИ с целью включения их в процесс повышения уровня знаний потребителей. Для потребителей на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» организован и несколько лет успешно работает консультационный центр. На территории края в крупных городах организованы консультационные пункты, в которых граждане могут получить как устную консультацию, так и бесплатную помощь в составлении письменной претензии или искового заявления в суд. В предыдущем периоде этого года для потребителей подготовлено более 5 800 претензий и порядка 600 исковых заявлений. Во Владивостоке два раза в месяц специалист консультационного центра принимает граждан в МФЦ по ул. Невельского, 13.
 
- Можно ли говорить о том, что ведомство постепенно уходит от карательных функций в сторону превентивных, как и в чем это проявляется?
 
- Безусловно, да, наша деятельность в целом, как и работа других контрольно-надзорных органов, направлена сегодня прежде всего на предупреждение нарушений в области санитарно-эпидемиологического законодательства и защиты прав потребителей со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этих целях мы и проводим широкомасштабный правовой ликбез для представителей бизнеса, концентрируем свои усилия на профилактической составляющей. Данная задача озвучена и поставлена президентом РФ и правительством страны, это действительно общероссийский тренд, приоритетный вектор нашей сегодняшней работы.
 
- На следующий год задачи уже определены?
 
- Да, в ноябре проведено заседание коллегии при управлении Роспотребнадзора по Приморскому краю с участием ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», ФКУЗ «Приморская противочумная станция Роспотребнадзора», на котором подведены предварительные итоги деятельности и определены основные задачи на 2019 год. И план мероприятий - общий и единый для всех трех структур. Нас ждет еще более масштабная работа, связанная с исполнением майских указов главы государства. Буквально на днях были окончательно и официально приняты 12 национальных проектов, о чем президент РФ напомнил на прошедшей большой пресс-конференции. В четырех из них Роспотребнадзор выступает непосредственным исполнителем, по ним есть конкретные поручения правительства – это «Демография», «Экология», «Образование» и «Наука». На реализацию всех нацпроектов выделены беспрецедентные средства.
 
Но и остальные восемь в той или иной степени затрагивают нашу деятельность. Вообще, нет области в жизни и деятельности человека, которую бы не регулировало наше ведомство. Еще до рождения гражданин попадает в поле нашей заботы и внимания, и далее может рассчитывать на защиту своих прав и обеспечение благополучия на любом отрезке жизненного пути и в любой сфере. 




  Рейтинг: 4.6, Голосов: 10



Поделиться
2804
Личный кабинет