Отец скорой помощи

28174
Доминик-Жан Ларей (Ларрэ) (1766-1842) - родился в небольшой деревушке в Пиренеях в богатой семье. Мальчик рано осиротел и был воспитан дядей, Алексисом, который был главным хирургом в Тулузе. Основной фундамент медицинских знаний и навыков был заложен именно в тулузской городской больнице, где начиная с 14 лет мальчик трудился учеником хирурга под руководством дяди, заменившего ему отца. Через 6 лет молодой человек отправился в Париж, чтобы продолжить медицинское образование в клинике известного хирурга Пьера. Дезо. Однако, Ларрей изменил своё решение и поступил хирургом на военную службу. Его военная карьера началась на флоте: он был зачислен судовым врачом на один из фрегатов, и даже совершил плаванье до Северной Америки. Но по возвращению в Брест, Доминик был вынужден подать в отставку из-за хронической морской болезни. Он возвратился в Париж, где он сначала хирургом, затем профессором Высшей военно-медицинской школы Вэл Дэ Грэйс. Тем не менее, занятие хирургией не помешало молодому человеку принять активное участие в бурных политических событиях, потрясавших в это время Францию. Ларрей восторженно встретил Великую Французскую революцию, и даже участвовал в штурме Бастилии 14 июля 1789 г.


Летучий амбуланс
В 1792 г., когда началась война с Германией, он снова поступил на военную службу хирургом в Рейнскую армию. Именно здесь, он, полковой лекарь, познакомился с артиллерийским  капитаном Наполеоном Бонапартом. В ходе боевых действий против сил первой французской коалиции Ларрей понял, медицинское обеспечение на поле боя нуждается в реорганизации. Раненые солдаты погибали прежде, чем им могли оказать любую помощь. На него произвела неизгладимое впечатление стратегическая новинка - «летучая артиллерия», и он по аналогии решил создать «летучую медицинскую помощь».

Он радикально изменил организацию эвакуации раненых с поля боя и систему их лечения. За эту деятельность получил названия отца «скорой помощи». Идея «летучего амбуланса» была проста: легкие двухколесные повозки-фургоны, запряженные лошадьми, следуют за наступающими войсками, а специально обученный персонал поднимает и укладывает в эти повозки раненых, чтобы незамедлительно доставить их в полевой госпиталь. Предусматривалась  возможность проводить неотложные лечебные мероприятия прямо в пути. Персонал этих мобильных перевязочных включал доктора, офицера-интенданта, сержанта, мальчика-барабанщика (он нес бандажи), и 24 солдата для охраны и переноски раненых. Эта система впервые была опробована в битве при Лимбурге и прекрасно себя зарекомендовала. Вскоре «летучие амбулансы» были организовывал во всей французской армии. Здоровым солдатам уже не приходилось тащить на себе раненых товарищей, отвлекаясь от боевых действий.

Египет
Наполеон высоко оценил его заслуги в организации лечения раненых и впоследствии назначил его командиром медицинского корпуса для участия в египетском походе (1798-1799). В Египте и на Ближнем Востоке, несмотря на ряд трудностей, неутомимая деятельность и энергия Ларрея принесла много выгод французской армии. Под его руководством были организованы полевые и стационарные госпитали Египте, Судане, Сирии, и Палестине. Было отмечено, что даже в пустыне, «летучие амбулансы» могут подобрать и эвакуировать раненых солдат с поля боя через меньше чем 15 минут с момента ранения. Во время египетской кампании Ларрей ввёл обязательное отделение раненых от страдающих инфекционными болезнями, требовал от персонала лазаретов проводить регулярные смены повязок у раненых и подчеркивал важность тщательной первичной обработки раны (асептики ещё не было!). Именно в этот период военной карьеры Ларрея солдаты дали ему широко известное прозвище «Спаситель». Помимо чисто организационных вопросов, он уделял много времени и сил повседневной работе полевого хирурга. Во время битвы при Аккре (1799), он сам в выполнил 70 ампутаций и 7 трепанаций. Не забывал Ларей и о исследовательской работе: за время компании он написал ряд статей о местных заболеваниях, таких как сыпной тиф, бубонная чума, проказа, и трахома. Он первый описал египетское воспаление глаз. В вопросе о лечении ран, был сторонником употребления простой чистой воды; ратовал против полного отказа от трепанации черепа. Все его наблюдения, исследования и результаты работы были опубликованы в отчете «Relation historique et chirurеicale de l'expedition de l'armee d'Orient en Egypte et en Syrie» (1803).

Европейские походы
После возвращения из египетского похода (август 1799) за заслуги перед республикой ему был пожалован титул барона он стал главным военным хирургом Французской армии.  Он следовал за Наполеоном в каждой кампании, включая Аустерлиц (1805), московскую компанию (1812), и даже сопровождал Императора после побега с острова Эльба в течение «ста дней» и в битве при Ватерлоо (18 июня 1815). Ларрей участвовал в 25 главных кампаниях, включая 60 больших сражений во время революционных и Наполеоновских войн. Как знак международного признания заслуг, можно расценить тот факт, что во время битвы при Ватерлоо герцог Веллингтон, завидев в подзорную трубу Ларрея с его «летучими амбулансами», велел своей артиллерии прекратить огонь.
В 1808 году, исходя из характера ранений при боевых действиях в Испании (партизанская война), он изучил и усовершенствовал технику ампутации нижних конечностей, а также методы лечения обморожений. Этот опыт оказался бесценным во время русской компании 1812 года. Для сохранения жизни раненого решающее значение в те времена имел выигрыш во времени. Дело в том, что тогда заражение крови, сепсис, предотвращали методом быстрой ампутации, но ее необходимо было осуществлять безотлагательно. Ларрей, чтобы спасти жизнь раненым, был вынужден прибегать к единственному средству - ранней ампутации пораженной конечности. И вот тут летучие перевозки были как нельзя кстати. В день Бородинского сражения Ларрей лично провел 200 ампутаций за одни сутки. Потом, во время отступления из Москвы, он заметил, что те во время ампутации обмороженных конечностей солдаты почти не чувствовали боли. Проанализировав свои наблюдения, он стал с целью анестезии обкладывать ноги и руки во время ампутации мешочками со льдом для облегчения страданий раненых.
Напомню, что эфирный наркоз будет впервые применен через сорок лет. Так что, кроме мастерства хирурга - чем меньше длится операция, тем меньше страдает и мучается раненый - примитивной гипотермии и алкоголя внутрь, других видов обезболивания не было.
При переправе через Березину Ларей провел еще 300 ампутаций. Его в прямом смысле по рукам передавали солдаты, стоявшие в ледяной воде с одного берега реки на другой.

Гуманизм врача
В настоящее время немало военных историков и специалистов в истории медицины считают, что активно пропагандируемые Ларреем в начале XIX века идеи гуманного отношения к раненым солдатам противника послужили исходным импульсом для создания в гораздо более позднее время Международного Красного Креста (1864) и подписания Женевского соглашения (1949). Так, в сражениях кампании 1807 г. во французской армии имелось очень большое количество солдат с больными ногами. Наполеон захотел выяснить причину этого. Ларрей объяснил это явление тем, что ноги восемнадцатилетних юношей ещё недостаточно сильны, чтобы переносить нагрузки длительных маршей, и император, прислушавшись к его мнению, изменил призывной возраст для отбывания обязательной воинской повинности с восемнадцати до двадцати лет. Император Франции, Наполеон Бонапарт, высоко оценивал Ларрея, и всегда считался с его мнением. Он часто подчёркивал, что если армия и обязана кому-то поставить памятник за заслуги перед ней, то этого заслуживает именно Ларей.

Гуманизм Ларрея, в конечном итоге спас жизнь и ему самому. После Ватерлоо главный хирург французов был схвачен пруссаками и заключен в тюрьму. Скорый военно-полевой суд. Какой приговор он мог вынести любимцу узурпатора? Конечное же смерть, без промедления. Но, к счастью для нашего героя, его опознал немецкий врач, который был его студентом в Вэл Де-Грэйс, - он умолял помиловать своего учителя. Жизнь Ларрею сохранил командующий прусской армией маршал Герхард Блюхер. У него были личные основания проявить такое благородство. Сын маршала несколько лет назад был ранен в бою и взят в плен французами. Доктор Ларей провел операцию пленному и спас ему жизнь, и маршал знал, кому он обязан жизнью сына. Барон Ларей был немедленно освобожден, и возвратился во Францию с прусским почетным эскортом.

Вклад в медицину

После окончания наполеоновских войн и заточения Наполеона на острове Святой Елены, Ларрей читал лекции по хирургии в Парижской высшей медицинской школе, продолжал заниматься врачебной практикой и писал книги, ставшие впоследствии ценными источниками знаний по военной хирургии для многих поколений врачей.

Чем же еще обессмертил свое имя хирург Ларрей, помимо ампутаций? Для перевязки ран он применял влажную повязку, пропитывая ее смесью горячего вина и камфоры. Впервые, при огнестрельных ранениях, стал извлекать пули и осколки из ран, широко рассекая раневой канал - ввел первичную хирургическую обработку. Кроме того, стал применять профилактические разрезы для дренирования гнойных ран. Богатый опыт военного хирурга и организатора военно-медицинской службы Ларрей изложил в своей главной книге жизни «Memoires de medecine et de chirurgie militaires et campagnes» («Мемуары о военной хирургии и военных кампаниях», т. 1-4, 1812-17).
Клинические вопросы боевой травмы он подробно разобрал в 5-ти томном труде «Clinique chirurgicale exercee particuliеrement dans es camps et les hоpiteaux militaires 1792 - 1829». Учитывая частое нагноение огнестрельных переломов, Ларрей предложил и широко практиковал раннюю ампутацию при ранениях конечностей «Memoire sar les amputations des membres a la suite des coups de feu». Он также является и автором труда вопросам черепно-мозговых травм. В современных медицинских учебниках имя Ларрея упоминается в связи с операцией ампутации плечевого сустава; перевязкой бедренной артерии ниже паховой связки; в описании средиземноморской жёлтой лихорадки.

По воспоминаниям современников Доминик Жан Ларрей отличался постоянной неуёмной жаждой новых знаний. Он много работал над собой, совершенствовал свои знания, и жадно отслеживал новые идеи в медицинской науке, в 1829 г. стал членом Парижской Академии наук. Наполеон, находясь в ссылке на острове Святой Елены, писал о своем друге и личном враче: «Ларрей был самым честным человеком и лучшим другом солдат, которого я когда-либо знал». В завещании, император не забыл упомянуть своего храброго хирурга: «Начальнику медицинского управления французской армии, барону Ларрею, я завещаю сумму 100 000 франков и замок. Он - самый достойный человек, которого я когда-либо встречал».

Доминик Жан Ларрей долгое время был живой достопримечательностью Парижа. Николай Иванович Пирогов, приехав в Париж, был представлен Ларрею. Встреча Ларрея с Пироговым - символический акт передачи эстафеты. Доминик Жан Ларрей умер 25 июля 1842 года, окруженный любовью и уважением друзей и сограждан. Его имя вместе с именами других национальных героев Франции увековечено на знаменитой Триумфальной арке в Париже, но его известность и слава выходят далеко за пределы Франции, в которой он так горячо любим и почитаем.



  Рейтинг: 4.92, Голосов: 13



Поделиться
28174
Личный кабинет