Все начинается с любви к детям
Медицинские работники, пожалуй, как никто другой, подвержены профессиональному выгоранию. Негативно настроенные пациенты, сложные диагнозы, большой объем работы – все это может привести к серьезному стрессу, итогом которого иногда становится разочарование в профессии. Однако много и тех, кто спокойно относится к возникающим на их пути трудностям – это отдавшие любимому делу не один десяток лет врачи-философы, ведь, как говорил Гиппократ, между искусством исцеления и мудростью нет большой разницы. Именно такие доктора и вращают планету под названием «Медицина». И именно такие врачи, работающие в детской поликлинике №5 Владивостока, рассказали порталу VladMedicina.ru о профессиональных секретах и особенностях подхода к пациентам. Примечательно, что все они – выходцы из немедицинских семей, можно сказать, единственные в своем роде.
Глаз да глаз
Офтальмолог Надежда Кияница в этом году отмечает 30-летие медицинского стажа, из которых 28 лет она трудится здесь – в учреждении на Бестужева, 13. Фактически Надежда Викторовна больше нигде не работала и всю жизнь провела в этих стенах.
– После окончания интернатуры нас начали распределять по лечебным учреждениям. Пришла в отдел райздрава, и мне предложили пойти участковым педиатром, но я хотела освоить узкую специализацию, – делится врач. - Был выбор между ортопедией, неврологией, функциональной диагностикой. Но я выбрала офтальмологию и абсолютно не пожалела.
О медицине Надежда Викторовна грезила еще со школы. При этом ориентироваться на родственный пример она не могла – в семье врачей никогда не было и нет до сих пор. «Я первая и, наверное, последняя», – шутит женщина. Пойти в медвуз она решила вместе со своей подругой – Натальей Степановой, которая сейчас занимает пост заведующей педиатрическим отделением в детской поликлинике №4:
– Дело в том, что я не видела себя ни в какой другой профессии. Мы с подругой посмотрели на список специальностей, которые тогда предлагались юным девушкам, – торговля, бухгалтерия – и решили, что это точно не наше. А вот к медицине душа лежала. И притом хотелось работать с детьми. Мы окончили школу с отличием и сразу поступили в мединститут. За время учебы я еще успела родить ребенка. А уже позже получила квалификацию врача-офтальмолога.
По словам Надежды Викторовны, к каждому маленькому пациенту она относится, как к своему, но при этом никогда не сюсюкается.
– Тут важен индивидуальный подход, ведь все дети разные, – подчеркивает врач. – С одним можно и молча «договориться», а другому придется объяснить, как правильно вести себя на приеме у врача. Все зависит от того, как родители воспитывают ребенка. Если мама спокойная, то и дети будут такими же. А если заполошная – то это обязательно передастся ребенку.
Как отмечает офтальмолог, сегодняшние дети все чаще страдают от проблем со зрением.
– В последнее время мы фиксируем очень много случаев близорукости среди детей. Конечно, основной причиной этой «эпидемии» является тотальная «оцифровка», которая постигла наших детей, - констатирует Надежда Кияница. - Планшеты и смартфоны сейчас есть у всех. И от этого никуда не деться. Мы проводим профилактические беседы с родителями, пытаемся им объяснить, к чему приводит чрезмерно долгое времяпрепровождение с гаджетами, но, к сожалению, тенденция есть, и пока ситуация не меняется.
По ее словам, также в последнее время рождается много недоношенных детей, у которых проблемы со зрением проявляются особенно ярко.
– Таким малышам мы уделяем очень большое внимание. Потому что, если в первые месяцы жизни ребенка это пропустить, то потом это может вылиться в грозные последствия, - предупреждает врач.
Несмотря на любовь к работе, Надежда Викторовна уже задумывается о пенсии – ведь она наступит в следующем году.
– Энергии у меня, слава богу, хватает и сейчас, - говорит доктор. - Но отдохнуть хочется. Хотя в ближайшее время никуда уходить не планирую, буду работать, пока, выражаясь молодежным сленгом, не начну тупить и тормозить.
От нервов
Невролог Валентина Жигалова тоже работает в «пятой детской» практически всю жизнь. После окончания педиатрического факультета в 1976 году она какое-то время проработала в детской больнице, затем был декретный отпуск и получение «самой интересной», по ее собственному выражению, специализации – неврологии. В поликлинике Валентина Васильевна работает уже 38 лет.
– Отношения с коллективом у меня всегда были хорошие. Своими учителями могу назвать Майю Ивановну Калинкину и Серафиму Ефимовну Гуляеву. Эти врачи стояли у истоков детской неврологии в Приморском крае и научили меня всему, что я знаю, - вспоминает Валентина Васильевна. – Но самое важное в нашей профессии – это любить детей, других профессиональных секретов у меня нет.
По словам врача, сегодняшнее поколение детей отличается от предыдущих.
– Нынешние дети более умные. Наверное, сказывается другое тысячелетие. Если лет 30 назад у детей в 1 месяц был плавающий взгляд, то сейчас детишки начинают фиксировать взгляд чуть ли не с роддом, - отмечает доктор. - Они быстрее развиваются и эмоционально, и физически. Много читают, все делают живее. Возможно, дело в ускоренном ритме жизни.
Вместе с тем, наблюдается и негативное влияние современных технологий.
– Среди детей сегодня превалируют неврозы и моторные тики. Потому что с четырех лет они владеют компьютером, а это дает о себе знать, - объясняет Валентина Жигалова. - Также актуальны травмы, вегето-сосудистые дистонии, церебрастении, очень много проявлений остеохондроза, потому что дети неправильно сидят. Раньше они больше двигались, а сейчас, если появляется свободная минутка – они хватаются за телефоны и планшеты, порой, даже гулять не выходят.
Валентина Васильевна с гордостью заявляет, что не представляет себя без работы:
– Никогда не сидела дома, всю жизнь работала. И сейчас не собираюсь «на покой».
Несмотря на то, что в ее семье не было медицинских работников, похоже, что кто-то из ее потомков продолжит благородное дело – поступать в медвуз сейчас собирается внучка Валентины Жигаловой. Юная девушка мечтает о хирургии. Хотя бабушка будущего врача и уверена в сложности этой специализации для женщины, отговаривать внучку, тем не менее, не собирается.
Через желудок
Гастроэнтеролог Людмила Винокурова, в отличие от предыдущих своих коллег, родилась в нескольких сотнях километрах от Владивостока – в поселке Кировский, недалеко от курорта Шмаковка. Так что в детстве, признается врач, она вместе с друзьями ездила за минеральной водой на велосипеде. Случайности сыграли в жизни женщины важную роль – ведь о медицине Людмила Андреевна не грезила, равно, как и не собиралась поступать на педиатрический факультет.
–Я собиралась на лечебный. Но, заполняя документы, допустила орфографическую ошибку, из-за чего пришлось переписывать. Тут ко мне подошла студентка с педиатрического факультета, мы с ней разговорились. И в итоге я решила пойти учиться на педиатрию, - рассказывает врач. - И я благодарна судьбе за этот случай. Сейчас не представляю себя на другом месте.
После окончания вуза молодого доктора ждала насыщенная карьера – работа на участке в детской поликлинике, потом – стационар в железнодорожной больнице, скорая помощь и снова дневной стационар, но уже здесь, на Бестужева, куда она пришла в 2006 году.
– Гастроэнтеролог я, на самом деле, всего второй год, - говорит Людмила Винокурова. - Дело в том, что в стационаре две трети больных проходили по этой области, и мне захотелось глубже узнать эту проблему, чтобы оказывать более квалифицированную помощь пациентам. Главный врач Александра Горшкова в этом плане всегда идет нам навстречу. В результате я прошла курсы и получила сертификат.
Основной принцип, которого Людмила Андреевна придерживается в работе, заключается в любви к детям.
– Я отношусь к любому ребенку, как к родному. Дети все разные, с некоторыми приходится быть построже. Однако воспитывать приходится не только детей, но и родителей. У всех ведь разный подход к заболеванию. Но никто вроде не обижается, - улыбается врач. - Дети для меня – это и пациенты, и отдушина, психологическая зарядка. Детская энергия лечит. Пообщавшись с детьми, я получаю заряд оптимизма, желание жить. То есть мы их лечим, а они – нас.
Людмила Винокурова, как и ее коллеги, отмечает черты сегодняшнего времени, негативно повлиявшие на детское здоровье:
– Сейчас много недобросовестных производителей, повальное увлечение фаст-фудом и плохая экология – все это «бьет» по желудку. Раньше гастроэнтерологов в педиатрии не было, в основном лечились взрослые. А сейчас желчнокаменная болезнь встречается у пятилетних детей. Все проблемы с желудочно-кишечным трактом идут из детства. Важно думать о питании с самых малых лет. Иногда одной диетой мы можем убрать болевой синдром.
По словам Людмилы Андреевны, педиатры представляют собой определенную когорту врачей, отличающихся отзывчивостью и доброжелательностью по отношению друг к другу.
– С коллегами у меня хорошие, приятельские отношения. Здесь есть чувство локтя, и могу быть уверена, что никто не откажет в помощи, - подчеркивает доктор. - Кроме того, я заметила, что мне с коллективами всегда везло – где бы я ни работала, везде были дружные и работоспособные сотрудники. Педиатров вообще отличает взаимовыручка, многие, кстати, дружат вне работы.
Об уходе на пенсию врач пока и не задумывается, поскольку даже не может представить, чем занять себя после увольнения.
С иголочки
Врач-рефлексотерапевт Наталья Логвинова родом из Партизанска. Вспоминает, что задумываться о медицине начала в девятом классе – тогда она приноровилась «лечить» свою собаку, после чего решила заняться этим делом более профессионально.
Окончив педиатрический факультет, Наталья Васильевна попала по распределению в Читинскую область, потом была работа в Амурской области и долгожданное возвращение в Приморье. Неожиданно для себя самой врач решила получить новую квалификацию, пройдя курс рефлексотерапии. Хотя, как оказалось, корни этой увлеченности уходят в глубокое детство.
– Когда я училась в четвертом классе, папа купил журнал «Наука и жизнь», и меня буквально захватил материал об иглоукалывании, там еще был изображен человек с отмеченными на теле точками. Эту страницу я из журнала вырвала и сохранила, она где-то до сих пор у меня лежит дома. И вот так я лелеяла в себе эту страсть, - делится воспоминаниями доктор. - А в ординатуре уже появился шанс пройти курс по специальности рефлексотерапевта, и я за эту возможность тут же ухватилась.
В 1988 году в пятой детской поликлинике открывался первый в Приморье кабинет детской рефлексотерапии. Здесь Наталья Логвинова и работает уже 28 лет.
Чаще всего здесь лечат болезни нервной системы и органов дыхания. Но встречаются и пациенты с заболеваниями мочеполовой системы, ЛОР-органов, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы.
– Конечно, к ребенку нужен другой подход, нежели к взрослому пациенту. У маленьких детей есть страх неизвестности, они попадают в чужое помещение, видят чужого человека. Поэтому на стенах у нас изображены яркие картинки, часто мы даем детям игрушки, чтобы им было комфортнее. Через несколько сеансов они уже приходят, как к себе домой, - отмечает врач. - Я считаю, что с детьми нужно быть мягче и обходительнее. Если сегодня у него слезы и категорический отказ от лечения, можно прийти в следующий раз, нельзя заставлять ребенка.
Наталья Васильевна, отработавшая в медицине 37 лет, пока не собирается на заслуженный отдых. Объясняет это тем, что ей жалко знаний, накопленных в узкой специальности за эти годы – сначала их необходимо передать новому поколению. А, кроме того, врач пока попросту не готова сидеть дома и заниматься хозяйством. По ее словам, каждый раз, когда подходит к концу ее очередной отпуск, она уже чувствует, что снова хочет на работу.
Передача опыта
Кадровая политика любого медицинского учреждения, уверена главный врач ЛПУ Александра Горшкова, заключается в том, чтобы умело и грамотно сочетать молодой и возрастной персонал. Более опытные сотрудники делятся своими знаниями и умениями с новичками, тем самым обеспечивается преемственность поколений.
– Врач любой специальности может назвать человека, который побудил его заниматься именно этой областью медицины. Таких людей каждый из нас помнит всю жизнь и называет своими наставниками и учителями. В педиатрии это особенно прослеживается, – подчеркивает Александра Сергеевна. – Наставничество накладывает особую ответственность, ведь перед нами маленькие пациенты и у нас нет права на ошибку. На этом принципе строится кадровая политика любого ЛПУ, работающего с детьми, и наше – не исключение. Молодым специалистам оказывается любая помощь, они чувствуют нашу поддержку, а взамен и мы не стареем душой. С большим нетерпением ждем молодых врачей-интернов в наш коллектив! Мы поддержим любое начинание и поможем реализовать их мечту.
Ранее по теме:
23.03.2016 г. Больше гаджетов, больше болезней
29.02.2016 г. Прививка свыше нам дана
26.02.2016 г. Время уколоться от клеща