Развитие детской туберкулезной службы в Приморье невозможно без участия общественности
9496
Главный врач ГБУЗ «ПДККТБ» Юрий Селютин в интервью порталу VladMedicina рассказал о роли модернизации для приморского здравоохранения, психологических особенностях лечения туберкулеза и почему специалисты будут советоваться с родителями детей о том, как улучшить работу противотуберкулезной службы.
- Юрий Абрамович, насколько сегодня высока детская заболеваемость туберкулезом в крае и от чего зависят показатели?
- Мы неоднократно говорили уже на разном уровне, что заболеваемость туберкулезом у детей в нашем регионе в 2,6 превышает среднероссийские показатели. Сказываются неблагоприятные природно-климатические факторы, большая распространенность инфекции среди взрослых. Ведь зависимость между заболеванием детей и взрослых прямая – если в семье возникает очаг патологии, микобактерию туберкулеза тут же подхватывают самые младшие члены семьи. И здесь наша задача вовремя определить, на какой стадии проходит у ребенка инфекция: началось развитие активного процесса или еще нет, позволят силы иммунитета справиться с ней или организму надо помочь курсом поддерживающей терапии.
Хотелось бы отметить такую тенденцию: по итогам прошлого года заболеваемость среди взрослых в крае уменьшилась, а вот среди детей выросла – в 1,2 раза, было выявлено 173 ребенка с туберкулезом. Однако этот рост связан не с истинным увеличением заболеваемости, а с улучшением диагностики, ранним выявлением форм туберкулеза, которые раньше просто не диагностировались. Сегодня к нам поступают дети с менее тяжелыми формами болезни, и лечатся они не полтора-два года, как раньше, а, с учетом реабилитации, 6-14 месяцев.
- Вы довольны работой первичного фтизиатрического звена?
- Учитывая, что выявляемость заболевания стала выше, значит, организация первичной службы стала лучше. В противном случае к нам бы поступали запущенные больные с тяжелыми формами. У нас сложились хорошие отношения с диспансерной службой: мы часто выезжаем в районы, консультируя специалистов на местах; постоянно проводим конференции, на которые собираем детских фтизиатров и педиатров края; мы также абсолютно доступны по сотовому телефону для всех коллег в любое время.
- А оснащенность детской фтизиатрической службы устраивает?
- Если раньше тема оборудования была больной, то сейчас она определенно находится на стадии реабилитации. Например, в нашу больницу по программе модернизации было закуплено прекрасное оборудование: рентгенологический комплекс, современный аппарат ультразвукового исследования, новое оборудование для функциональной диагностики. Полностью была оснащена клинико-диагностическая лаборатория, укомплектована бронхоэндоскопическая служба, впервые за многие годы у нас появились физиотерапевтические комплексы. Мы сейчас используем компьютерный томограф, позволяющий выявлять патологии, которые маскируются на обычной рентгенограмме.
Хотелось бы отметить, что программа модернизации вызывает много кривотолков, и в целом ощущается «накат» на медицину. Скажу, что это не добавляет авторитета тем, кто создает негативную атмосферу, унижает врачей и необъективно подает информацию. У нас в крае прекрасный кадровый потенциал, а имеющиеся недочеты модернизации можно исправить, учитывая, что это был только первый опыт реализации подобной масштабной программы. Полноценные результаты модернизации и ее роль в развитии здравоохранения проявятся только через несколько лет.
- Однако даже прекрасный врач не может в одиночку заменить десять врачей, которые требуются для оказания качественной и своевременной помощи…
- Здесь я спорить не буду. Детская фтизиатрическая служба тоже столкнулась с серьезной нехваткой кадров. И это проблема, которую невозможно решить методическими мерами, а только совместными организационными мероприятиями практического здравоохранения и профильного образования.
Наш медицинский университет готовит блестящие кадры, однако после выпуска многие молодые специалисты уходят в частные структуры или вообще из медицины. Понять молодежь тоже можно – ребятам необходимо финансово обеспечить себя, им хочется создать и спокойно содержать семью. Но хочу напомнить, что многие учились за счет бюджета, они обнадежили государство и своих сограждан в том, что придут работать в медицину, и, получается, подвели всех.
- В последнее время часто говорят о возвращении системы распределения, которая существовала в Советском Союзе. Вы «за»? И как ваша больница привлекает кадры?
- Если государство затратило деньги на обучение специалиста, оно вправе рассчитывать на отдачу. Но возвращение советской системы вряд ли возможно, поэтому надо думать о федеральных социальных программах для врачей. И мы видим, что уже сегодня федеральные власти и администрация края активно решают вопросы повышения заработной платы.
Нужно думать и о новых методах работы со студентами и привлечении выпускников на имеющиеся рабочие места. Например, в нашей больнице всегда много волонтеров из медицинского университета, и они с удовольствие занимаются с детьми. Еще будучи студентами, эти ребята привыкают к коллективу, проникаются важностью задач по оздоровлению детей и подростков. Не случайно у нас работает много молодежи, и два реабилитационных отделения возглавляют, можно сказать, вчерашние ординаторы – Александра Бавыкина и Оксана Шейн. При этом все они очень грамотные, думающие специалисты, нацеленные на постоянное развитие, освоение новых методик и технологий.
В этом году мы заключили договор о взаимодействии с Тихоокеанским государственным медицинским университетом, и на базе нашего стационара будут проходить практическое обучение клинические ординаторы и интерны. Надеемся, это даст дополнительный приток молодых специалистов.
А еще собираемся вовлечь в дело старшеклассников, которые не понаслышке знают, что такое туберкулез. С будущего учебного года в 10 и 11 классе нашей школы, действующей в Отделении реабилитации и медицинской диагностики на Садгороде, организуем курсы профориентации.
Тем не менее, такими мерами не преодолеть общей тенденции, и наша больница тоже испытывает дефицит кадров. Нам не хватает, например, врача-эпидемиолога, педиатра, врача ультразвуковой диагностики. Как и в других медучреждениях, остро ощущается нехватка среднего и младшего медперсонала - медицинских сестер, палатных санитарок. В отделения реабилитации требуются воспитатели, музыкальные работники.
- А по вакансиям немедицинского профиля как выходите из положения?
- Творческие занятия с детьми ведут как раз студенты-волонтеры: по программе социально-психологическо-педагогической реабилитации, которая реализуется в нашей больнице, они учат пациентов играть на музыкальных инструментах, готовят с ними танцевальные номера, занимаются английским, рисуют и так далее.
Что касается воспитателей, то мы постоянно ищем людей на эту позицию. Требование одно – любить детей, видеть в них личностей. Но энтузиастов, готовых за бюджетную зарплату вести такую работу, сегодня, к сожалению, немного.
Кроме того, я настаиваю на том, что в детской больнице каждый должен быть воспитателем – будь то санитарка или врач. Не надо читать скучные лекции и делать что-то особенное, нужно просто следить за детьми, не проходить мимо, если ситуация требует вмешательства, и не подавать пациентам дурной пример. Я и сам в свое время курить бросил, потому что не представляю, как можно рассказывать ребенку о здоровом образе жизни, а потом он вдруг тебя увидит с сигаретой.
- Программа реабилитации, о которой вы упомянули, существует во всех детских туберкулезных больницах страны?
- Нет, здесь нас можно считать пионерами. Достаточно сказать, что на последней научно-практической конференции детских фтизиатров в Москве, которая состоялась в конце марта, мы представляли свою программу и вызвали большой интерес среди коллег из разных регионов страны. Нас благодарили за то, что мы занялись этой темой, и просили поделиться опытом.
Дело в том, что при заболевании туберкулезом человек сталкивается не только с физическими изменения в организме, но и с психологическими. Ребенок испытывает стресс в связи с нелицеприятным диагнозом, с необходимостью длительного многомесячного лечения, причем с отрывом от привычной среды, вдали от родных и друзей. Это порождает чувство агрессии, противостояния. А ведь для успешного лечения необходимо сотрудничество пациента и врача, нацеленность больного на выздоровление.
Помочь ребенку адаптироваться к такой ситуации, а порой и научить его тому, чему его не учат в семье – ухаживать за собой, трудиться, общаться, грамотно выходить из конфликтной ситуации, определить талант и развивать его, усвоить азы здорового образа жизни – это задачи нашей программы реабилитации. В результате мы настраиваем детей и подростков на позитивный лад, улучшая тем самым эффективность лечебного процесса. Кроме того, что немаловажно, мы делаем большой вклад в формирование всесторонне развитой, социально-адаптированной личности. При всей очевидной необходимости таких программ, особенно для детских лечебных и санаторных учреждений, в нашей стране их практически нет. Пока все держится на энтузиастах.
Наверное потому не все получается как задумано, но для того мы и обращаемся к общественности, особенно к педагогам и воспитателям, которые имеют большой опыт и свободное время: помогите нам организовать воспитательный и учебный процесс!
- В вашем случае тоже сыграли свою роль энтузиасты?
- Да. Началось все с совместной работы с благотворительным фондом «Гуманность и милосердие». Затем в нашей больнице появился психолог Галина Золотухина, которая взяла на себя координацию деятельности волонтеров и развитие программы социально-психологической реабилитации. Тоже, кстати, молодой специалист, болеющий за свое дело, дети ее просто обожают.
Со временем у нас появилось еще несколько постоянных помощников. Например, благотворительный фонд «Владмама», молодежный центр ТГМУ. Мы надеемся, что число партнеров в этой сфере будет расти. Например, недавно Приморская краевая филармония выразила желание помочь в эстетическом развитии ребят, в частности, привить им любовь к театру. Волонтерский центр ВГУЭС, на который мы вышли в феврале, провел в наших отделениях уже несколько мероприятий. А в концерте, посвященном Дню борьбы с туберкулезом, наши дети выступали на одной площадке со студентами этого вуза.
Любой житель края, любая компания или организация могут помочь в этом благом деле: привезти в больницу бумагу и краски, ткань и нитки, спортинвентарь, музыкальные инструменты, книги, компьютеры, вызваться вести кружок или спортивную секцию, чтобы научить ребят чему-то полезному, помочь в проведении ремонта помещений - было бы желание, а точку приложения сил благотворителей и добровольцев мы найдем. Звоните, будем рады.
- Концерт во ВГУЭС проходил под знаком акции «Вместе против туберкулеза». Насколько я знаю, Приморье здесь тоже отличилось, объявив об акции, направленной на борьбу с инфекцией, длинною в год?
- Наша акция действительно уникальна, но главная ее особенность не в том, что она длится год и включает множество разных мероприятий для разных аудиторий, а в том, что мы объединяем усилия всех сторон – власти, медицины, общественных организаций, средств массовой информации, населения – в борьбе с туберкулезом. Эту идею поддержали и на краевом уровне – департамент здравоохранения, медицинский университет, портал «Владмама», и на федеральном – Национальная ассоциация фтизиатров России, главный фтизиопедиатр Минздрава России Валентина Аксенова, выступив соорганизаторами.
Кстати, Валентина Александровна присутствовала на стартовом мероприятии акции в январе. Это был форум для родителей, на котором желающие папы и мамы могли задать вопросы об инфекции и методах диагностики, лечения и профилактики заболевания главным специалистам страны и края в области детской фтизиатрии. Думаю, до конца года мы проведем еще несколько подобных встреч.
- Давайте вернемся к организации лечебного процесса. За последние два года в состав вашей больницы вошли детские противотуберкулезные санатории, и появилась логичная связка: лечение-реабилитация. Мне кажется, было бы также логично протянуть связь от диагностики до лечения в рамках одного учреждения. Нет ли случайно такого пункта в плане развития больницы?
- В ноябре 2012 года вышел приказ Минздрава, разрешающий фтизиатрическим ЛПУ иметь под «одной крышей» и стационар, и диспансер. То есть юридически у нас появилось право на амбулаторно-поликлиническое звено. Однако есть сложившаяся система диспансерной службы, и нельзя сразу ломать то, что работало годами. Важно не нарушить систему оказания помощи.
В крае действует два крупных противотуберкулезных диспансера – во Владивостоке и Уссурийске. Оба они прекрасно работают. И сейчас, обсуждая с коллегами варианты развития детской противотуберкулезной службы края, мы стараемся прийти к тому, который устроит всех и, прежде всего, пациентов.
- Уже есть предварительные итоги обсуждения? Какой будет приморская детская фтизиатрия?
- Я за то, чтобы при беседе с мамой и ребенком на приеме в диспансере обязательно присутствовали детский психолог, педагог и врач. В таком случае результат лечения будет лучше на сто процентов. Ни один даже самый талантливый педиатр не знает так хорошо психологию ребенка, как профильный специалист. Фтизиатр профессионально сможет объяснить, зачем нужна прививка БЦЖ, тесты Манту и Диаскинтест, а психолог сможет убедить родителей, что их ребенку необходимы меры профилактики. Педагог при этом выявит уровень знаний и укажет, необходима ли коррекция этих знаний во время одновременного лечения и обучения. Думаю, после этого у нас будет гораздо меньше отказов со стороны родителей по поводу диагностики и лечения туберкулеза у детей и подростков. Подобный опыт признан удачным в центральных областях страны, почему нам это не перенять?
Мы обязательно спросим мнения родителей, когда выберем один из вариантов дальнейшего развития службы. Разумеется, с медицинской точки зрения они не смогут нам дать совет, но в плане отношения к пациенту мы учтем все мнения. Это еще раз подтвердит наш тезис о том, что бороться с таким опасным заболеванием как туберкулез можно только сообща.
Ранее по теме:
Снизить уровень заболеваемости детским туберкулезом может только сознательное общество
В Приморье могут появиться переносные флюорографы
Муниципалитетам помогут организовать просветительскую работу по борьбе с туберкулезом