На пороге цифрового будущего приморской медицины

931

Помните знаменитое предупреждение 80-х годов прошлого столетия, впервые прозвучавшее в эссе художника Ильи Кабакова, - «В будущее возьмут не всех»? Это в полной мере касается и грядущих цифровых перемен в здравоохранении, многие из которых прочно вошли в нашу повседневную жизнь уже сегодня, но главные удивительные открытия информационной вселенной ждут нас впереди. Между тем если у человека нет учётной записи на госуслугах, то он не сможет воспользоваться актуальными цифровыми сервисами и окажется за бортом медицинского корабля современности. Это реальность, которую просто следует принять. Какое цифровое будущее готовят для пациентов и лечебных учреждений в ближайшей перспективе, в чем его очевидные выгоды, удобства и преимущества и как искусственный интеллект будет помогать врачам, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала руководитель ГАУЗ «Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» Мария Волкова.

 ПК МИАЦ, Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр, Мария Волкова, ИТ в медицине, цифровая медицина, цифровое здравоохранение, искусственный интеллект, электронный документооборот, телемедицина, дистанционный мониторинг, Госуслуги

Грандиозная информационная стройка

- Мария Викторовна, насколько масштабен проект по цифровизации здравоохранения и трудно ли его претворять в жизнь?

- Сегодня уже у всех на слуху, что мы строим единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Но далеко не все представляют реальные масштабы этой грандиозной стройки. Речь идет о 85 субъектах РФ, в каждом из которых есть собственная обширная и разветвленная сеть медицинских организацией со своей спецификой. Если говорить о нашем региональном сегменте, то в Приморье работает 70 учреждений здравоохранения и порядка 800 территориально выделенных структурных подразделений – стационаров, поликлиник, диспансеров, врачебных амбулаторий и ФАПов. Поэтому задача очень амбициозная и готовых решений для нее нет – это уникальный и беспрецедентный для нашей отрасли проект, мы приобретаем опыт, просчеты порой бывают неизбежны. Мы со своей стороны стараемся свести их к минимуму и находить оптимальные способы реализации цифровых инициатив правительства и минздрава. Тем более это крайне сложно структурированная и многоплановая история, которая предполагает внедрение медицинских сервисов на уровне федерации, региона и непосредственно медицинских организаций.

- Когда был заложен фундамент этой глобальной IT-системы, и какие этапы пришлось пройти?

- По сути, начало было положено в 2011 году, когда на цифровизацию здравоохранения, внедрение МИС и автоматизацию рабочих мест врачей стали выделяться федеральные финансовые средства. До этого существовали какие-то отдельные островки информатизации как следствие личной инициативы некоторых главврачей. Но целенаправленно и системно связывать разрозненные звенья в единую цифровую цепочку начали 13 лет назад. При этом на уровне медорганизаций сначала нужно было обеспечить инфраструктурную составляющую – компьютеры, принтеры, сканеры штрих-кодов, серверные мощности и качественные каналы связи. Ко всему прочему добавились довольно жесткие требования к информационной безопасности и цифровой гигиене, т.е. комплексной и надежной защите больших объемов информации от возможности постороннего вторжения. Все эти задачи легли на плечи минздрава Приморья, ИТ- специалистов региона, в том числе и ПК МИАЦ.

К концу 2018 г. нам удалось автоматизировать рабочие места специалистов фактически во всех лечебных учреждениях, а с 2019-го начали масштабную работу по переводу на централизованную МИС, которая завершилась в прошлом году. На уровне региона это такие реализованные проекты, как электронная запись на прием врачу и телемедицинские консультации, со стороны федерации – сервисы на госуслугах, обмен и использование электронных медицинских документов. К настоящему времени инфраструктура цифрового контура построена, в дальнейшем нам предстоит трудоемкая работа по развитию и масштабированию этих сервисов, расширению их функционала, повышению удобства профессиональной деятельности врачей и комфорта для пациентов.

ПК МИАЦ, Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр, Мария Волкова, ИТ в медицине, цифровая медицина, цифровое здравоохранение, искусственный интеллект, электронный документооборот, телемедицина, дистанционный мониторинг, Госуслуги

Второе мнение искусственного интеллекта

- В чем будут заключаться конкретные выгоды и плюсы для врачей и пациентов?

- Врачи должны иметь в быстром доступе полную и исчерпывающую информацию о пациенте, весь документально подтвержденный анамнез, данные о поставленных ранее диагнозах, проведенных обследованиях вне зависимости от того, в каком медучреждении это было сделано, иметь возможность посмотреть снимки в электронном виде. Также это возможность в любой момент получить телемедицинскую консультацию от специалиста вышестоящего уровня, или, к примеру, фельдшеру в ФАПе – обсудить состояние больного и диагноз с доктором ЦРБ. Информатизацией должна быть обеспечена возможность пациенту получить квалифицированную помощь, где бы он ни находился, независимо от территориальной удаленности. Еще я хочу сказать о пользе единой цифровой системы для руководителей лечебных учреждений – она позволит главным врачам видеть объективные данные о ситуации в своем районе и находить болевые точки и проблемные места, требующие первоочередного внимания.

- Планируется использовать актуальные сегодня алгоритмы искусственного интеллекта?

- Безусловно, и они уже активно внедряются в медицинскую практику. Это современный тренд с очень хорошими и далеко идущими перспективами. Речь идет о системах поддержки принятия поддержки врачебных решений, которые призваны значительно облегчить работу доктора и снять с него часть нагрузки, неизбежно возникающей при обработке большого объема поступающей информации. Специалист на приеме, даже имея доступ к этим данным, просто не способен за 15 отведенных минут адекватно их проанализировать и вынести точный вердикт. Машинный разум в этом смысле гораздо быстрее и функциональнее, он способен четко выделить проблемные аспекты и обратить на них внимание врача, оперативно оценить и обобщить представленный массив информации и сформулировать краткий резюмирующий вывод, в котором будут скрупулезно учтены все нюансы и факторы риска. Это уже огромный бонус, в том числе и для пациента, который получает более профессиональную и качественную медицинскую помощь. Одна из систем принятия врачебных решений планируется для внедрения уже в текущем году.

ПК МИАЦ, Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр, Мария Волкова, ИТ в медицине, цифровая медицина, цифровое здравоохранение, искусственный интеллект, электронный документооборот, телемедицина, дистанционный мониторинг, Госуслуги

- Насколько близки такие системы ИИ к реальному воплощению в медорганизациях Приморья?

- Два ИИ уже работают в крае, пока в тестовом режиме. Системы анализируют снимки компьютерной томографии легких, маммографии и выдают профильному специалисту рекомендации с учетом факторов риска. ИИ запрограммирован на просмотр снимков сплошным образом и «подсвечивание» для врача-рентгенолога тех изображений, где есть подозрение на патологию. В результате фактор усталости или невнимательности медработника будет исключен. Сегодня активно развиваются системы ИИ, направленные на выявление риска онкологических заболеваний. Они позволят на ранних стадиях диагностировать рак груди, легких и др. Разработчики регулярно поставляют на рынок новые IT-продукты с алгоритмами ИИ для здравоохранения, и мы будем обязательно их отслеживать и брать на вооружение те решения, которые могут быть полезны для приморских учреждений здравоохранения.  

ПК МИАЦ, Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр, Мария Волкова, ИТ в медицине, цифровая медицина, цифровое здравоохранение, искусственный интеллект, электронный документооборот, телемедицина, дистанционный мониторинг, Госуслуги

Ваши дистанционные помощники

- В конце прошлого года мы закончили интервью на единой «витрине данных» - процесс перехода завершился?

- Честно говоря в части витрин данных мы еще находимся в переходном этапе, но тем не менее информация в полном объеме собирается и аккумулируются на одной площадке без риска её утери – в федеральном реестре электронных медицинских документов. С этого года появилась задача вносить в это глобальное хранилище сведения и о частных клиниках. На уровне пользователя единый банк данных позволяет оптимизировать и ускорить процесс получения в личном кабинете на портале госуслуг результатов диспансеризации и профосмотров, в том числе рентгенологических исследований, ЭКГ и маммографии, заключения врача, выписного эпикриза из стационара. Поэтому в современных реалиях пациентам от цифровизации здравоохранения никуда не деться, и без личного кабинета на ЕГПУ они будут сталкиваться с определенными трудностями. Тем более, как я уже говорила, мы скоро уйдем от регионального портала записи к врачу, которая в электронном формате останется только на госуслугах. Также постоянно и неуклонно растет число медицинских документов, которые можно получить на портале госуслуг, это очевидная положительная тенденция. Не скрою, есть нюансы – документы приходят не сразу, что связано с разными факторами, иногда техническими, а порой и организационными. Но в любом случае это временные трудности переходного этапа, над устранением которых мы планомерно и ежедневно работаем.

- Каких еще полезных цифровых сервисов нам можно ожидать в ближайшей перспективе?

- С сентября этого года в рамках межведомственного взаимодействия предполагается внедрение сервиса «Электронная медицинская книжка». Она требуется определенным категориям специалистов при приеме на работу. Теперь такие книжки будут оформляться в электронном виде и храниться на портале госуслуг. Здесь алгоритм следующий: сначала документы попадают в Роспотребнадзор, где формируется медкнижка в цифровом формате, а оттуда она направляется в личный кабинет пользователя на ЕГПУ. 

ПК МИАЦ, Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр, Мария Волкова, ИТ в медицине, цифровая медицина, цифровое здравоохранение, искусственный интеллект, электронный документооборот, телемедицина, дистанционный мониторинг, Госуслуги

Кроме того, на подходе замечательный проект «Дистанционный помощник», который станет огромным подспорьем для пациентов с артериальной гипертензией, бронхиальной астмой, сахарным диабетом и сердечной недостаточностью. Они нуждаются в регулярном контроле, а система дистанционных помощников позволит отслеживать специалистам состояние больных в режиме онлайн при измерении ими уровня глюкозы, давления, и т.д. Как только человек снимает показания дома, информация мгновенно передается на монитор лечащего врача, который в случае ухудшения состояния сможет оперативно среагировать и не допустить критических последствий. И пациент будет чувствовать себя намного комфортней и спокойней, пребывая в уверенности, что находится под невидимым, но неусыпным присмотром квалифицированного доктора.

Резюмируя вышесказанное, отмечу - все, что мы делали до 2024 года, выступает необходимым базисом для внедрения новых актуальных сервисов, призванных приносить пользу как врачу, так и пациенту. Главное, что фундамент построен и стены возведены, и сегодня мы подошли к этапу, когда осталось наполнить помещения богатым и полезным «цифровым убранством», аналогов которому приморское здравоохранение еще не знало.


Фото: ПК МИАЦ, fiercehealthcare.com, medschoolcoach.com




  Рейтинг: 5, Голосов: 13



Поделиться
Обсудить в Telegram
931
Личный кабинет