Когда главный принцип – ЛПУ для пациентов

7134

Пять лет – это почти две тысячи дней, каждый из которых для главного врача ГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» Максима Артамонова был наполнен трудами и искренними заботами о судьбе и процветании родного ЛПУ, а еще стал испытанием на силу духа, профессионализм и человечность. Опытный и грамотный врач-психиатр проходит это испытание с честью, сумев за этот срок на своем посту руководителя превратить лечебное учреждение в оплот квалифицированной и адресной психиатрической помощи людям, страдающим душевными недугами. С первых шагов в этой должности он ратовал за комфорт и безопасность пациентов, декриминализацию медицинских освидетельствований, индивидуальный подход и расширение лечебно-профилактических возможностей профильной службы Приморского края.

Краевая клиническая психиатрическая больница, Максим Артамонов, Психиатрия и наркология, психиатрия

Торжество здравого смысла

Свой путь в психиатрии Максим Артамонов после окончания ВГМИ и прохождения клинической ординатуры начинал в 1988-м году в этой же больнице, куда вернулся руководителем спустя 30 с лишним лет. Между этими датами прошла целая жизнь, наполненная яркими событиями и трудовыми свершениями в самых разных должностях и областях. Тем ценнее опыт специалиста, который он аккумулировал и сосредоточил на своем нынешнем посту, внеся в деятельность ККПБ самые лучшие и важные достижения из этой уникальной профессиональной копилки. Тогда после года работы в женском отделении №1 молодого доктора пригласили заведовать вновь открывшимся наркологическим отделением на Гоголя, 35, т.к. к лечению людей с зависимостями требовалось привлекать инициативных дипломированных психиатров. Максим Николаевич стал лучшим кандидатом на эту ответственную должность, его заметили, оценили и спустя еще один год предложили место штатного специалиста в поликлинике УВД, где врач стоял на страже душевного здоровья доблестных сотрудников органов внутренних дел.

На начало 90-х пришелся новый виток профессиональной карьеры – в это время Максим Артамонов практически с нуля создавал детскую психиатрическую службу Приморья, которая из небольшого отделения неврозов при ВДБ №5 выросла в крупнейший профильный стационар всего Дальневосточного федерального округа. Он упорно и целенаправленно, в соответствии с планами горздрава и опираясь на собственный опыт, претворял в жизнь идею организовать специализированную клинику для лечения маленьких пациентов с широким спектром душевных расстройств. Это был непростой период – смутное окаянное время порождало множество проблем и преград, но именно здесь в полной мере проявился организаторский талант врача-психиатра, нашли выход его управленческие способности.

- В итоге здравый смысл восторжествовал, и руководство города 2 февраля 1992 года подписало приказ о создании во Владивостоке детской психиатрической больницы, - улыбается Максим Николаевич. – Через полтора года тогдашний мэр Константин Толстошеин пригласил меня возглавить городское управление здравоохранения, на этой должности я трудился три года, пока не пришел Виктор Черепков – с новым главой муниципалитета мы не сработались. А в 2000-м поступило предложение от губернатора Приморья Евгения Наздратенко принять руководство территориальным фондом ОМС, через два года занял должность главного врача железнодорожной больницы Владивостока, позже возглавил московскую дирекцию медучреждения ОАО «РЖД». Вернувшись во Владивосток, работал в фармацевтической отрасли, занимался частным бизнесом, пока в 2015 году меня не позвали на должность главного врача Краевой клинической психиатрической больницы.

Индикатор благополучия общества

Максим Артамонов не принадлежит к тому разряду руководителей, которые сразу рубят с плеча, принимают необдуманные кадровые решения и перестраивают организационную структуру вверенных им медучреждений согласно известной поговорке, что новая метла по-новому метет. Хотя сора в те годы в психиатрической службе хватало. Но будучи грамотным и опытным управленцем, он понимал - нужны взвешенные обоснованные решения, а прежде, чем их принимать, необходимо провести тщательную рекогносцировку будущего фронта работ, выявить слабые места и болевые точки, чтобы действовать уверенно и наверняка. И такая мудрая стратегия, состоящая из точечных и прицельных тактических ходов, довольно быстро принесла свои плоды.

Краевая клиническая психиатрическая больница, Максим Артамонов, Психиатрия и наркология, психиатрия

- Я не сторонник радикальных мер, не привык работать на антагонизме, отыгрывать на контрасте и противопоставлять свою политику всему, что было раньше, - делится главврач ГБУЗ «ККПБ». – Никогда не хотел быть героем известного анекдота, когда старый начальник оставляет для нового три конверта с наказом вскрывать их по очереди: когда будет плохо, очень плохо и совсем плохо. В первом написано «вали все на меня», во втором – «делай модернизацию», а в третьем – «готовь три конверта». Каждый руководитель действует так, как он видит, знает, понимает и умеет, у каждого свои подходы, методы, принципы и убеждения. Я для начала уяснил для себя, где и какие есть пробелы, упущения и недоработки, и составил перспективный поэтапный план по их устранению.

Я поставил перед самим собой задачу, чтобы краевая психиатрическая служба заняла достойное место в системе здравоохранения и при этом была обращена к человеку, отвечала его нуждам, надеждам и потребностям. Мой девиз - больница для больных и ради больных, на первом месте всегда должны стоять пациенты. Душевное здоровье жителей – важнейший аспект, показатель и индикатор благополучия всего общества. Поэтому и врачи-психиатры должны предельно грамотно, ответственно, бережно и щепетильно относиться к своим обязанностям илечению граждан с душевными расстройствами.

Огнеборцы в белых халатах

Первое, на что обратил внимание новый руководитель – состояние здания, которое изначально не было приспособлено для массового скопления людей. Таким образом, существовали повышенные риски в плане противоэпидемической и противопожарной безопасности. Данные проблемы требовалось если не устранить полностью, то по крайней мере свести эти риски к минимуму, предотвратить их появление и нивелировать возможные последствия. Серьезная скученность пациентов предполагала в случае нештатной ситуации принятие экстренных неординарных мер.

- Мы, в частности, организовали на постоянной основе обучение персонала использованию огнетушителей, проводим регулярные, раз в квартал, учения по эвакуации пациентов, у всех сотрудников есть средства индивидуальной защиты при пожаре, - отмечает Максим Артамонов. - Учения проходят совместно с МЧС и в условиях, максимально приближенных к боевым – срабатывает сигнализация, приезжает пожарная машина, а мы в течение пяти минут выводим больных на улицу. Для зимнего периода закупили специальные накидки, которые защищают их от холода (до -300) в то время, пока тушат условный пожар. Мы даже организовывали учения с подачей воды в гидранты, так что все по-взрослому, хотя один раз произошел курьез – мы сработали быстро, вывели всех пациентов на улицу, а пожарные полезли не в то окно.

Краевая клиническая психиатрическая больница, Максим Артамонов, Психиатрия и наркология, психиатрия

Также обрабатываем помещения специальными огнеупорными средствами, чтобы материалы не загорались при высоких температурах, а сейчас приморский минздрав выделил средства на приобретение и установку современной системы охранной пожарной сигнализации. Мы уже отыграли аукцион и во всех помещениях больницы происходит ее монтаж. Единственная оставшаяся проблема на сегодняшний день – массовая эвакуация людей, если возгорание произойдет во всех помещениях лечебного учреждения. Здание на 50% состоит из дерева, поэтому опасность серьезная. Но план и технические решения есть, проблема будет решена в штатном административном порядке.

Антивирусная и антикриминальная защита

Что касается обеспечения эпидемиологической безопасности, то опять же из-за большой скученности и постоянного контакта пациентов друг с другом пять лет назад в ЛПУ был высокий процент внутрибольничных пневмоний. Как подчеркивает руководитель лечебного учреждения, благодаря принятым мерам ситуацию удалось стабилизировать:

- Мы подняли и изучили все санитарные правила и инструкции, оснастили больницу за счет собственных средств бактерицидными рециркуляторами воздуха, на сегодняшний день она упакована ими даже сверх требуемого норматива. В палатах установлено по одному, а в некоторых и по два аппарата, также они есть во всех кабинетах персонала и коридорах общего пользования, всего порядка 160 единиц. Кроме того, для удобства пациентов в летнее время мы начинаем вешать в палатах кондиционеры. Так что безопасность и комфорт – превыше всего. Все это привело к тому, что в 2017-18 годах число внутрибольничных пневмоний резко пошло на убыль, да и сама клиника преобразилась, стала чистой и аккуратной. Об этом свидетельствует и тот факт, что проверки Роспотребнадзора уже несколько лет не выявляют существенных нарушений, санитарно-эпидемиологическая ситуация значительно улучшилась. Таким образом, мы закрыли две главные болевые точки – высокие риски возгорания и инфицирования.

Краевая клиническая психиатрическая больница, Максим Артамонов, Психиатрия и наркология, психиатрия

Наша больница является организацией-опекуном для недееспособных, но до моего прихода каждый социальный работник действовал сам по себе, а мы создали единую и централизованную профильную службу. Ее возглавляет человек со специальной подготовкой и высшим образованием, организовано эффективное взаимодействие с министерством труда, мы без проблем оформляем пациентов, нуждающихся в определенных видах помощи, в дома-интернаты. В результате перестало уходить налево жилье, мы декриминализовали данный сегмент работы. Еще один проблемный момент, который предстояло решить – нежелательное соседство обычных больных с теми, кому назначили принудительное лечение по суду. Это создавало напряженную обстановку в отделении, приводило к разного рода эксцессам. Мы выделили для этих личностей отдельное помещение, поставили там пост охраны, усилили решетки на окнах, а также создали необходимые комфортные условия в палатах, где сегодня установлены телевизоры, холодильники и кондиционеры. Также достаточно острая криминальная ситуация сложилась к тому времени на рынке медицинских заключений. После проведенного анализа выяснилось, что за пять месяцев 2015 года из сорока тысяч выданных справок четыре тысячи получили льготники. Но в федеральном законодательстве четко и прямо указываются случаи, на что они имеют право – получение внеплановой медицинской помощи, диспансеризацию без очереди, а о льготном психиатрическом освидетельствовании там не сказано ни слова. Это яркий пример правового нигилизма граждан. Возьмем участников боевых действий, которые действительно имеют ряд льгот согласно закону о ветеранах. Они спрашивают, на каких основаниях мы берем взнос за медицинское освидетельствование при получении водительских прав. Мы повесили этот закон в распечатанном виде на нашем стенде, чтобы каждый желающий мог ознакомиться с его статьями, подчеркнули жирным шрифтом перечень льгот. Там недвусмысленно указано, что участникам боевых действий полагается бесплатная диспансеризация и внеочередное обслуживание в поликлинике по месту жительства. И это все. Мы по собственной инициативе из глубокого уважения сделали исключение только для ветеранов ВОВ, инвалидов Iи II групп и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, а в остальном эту «льготную лавочку» прикрыли.

Благодатная почва для реформ

Отдельно следует отметить преобразования, произошедшие в диспансерном отделении ККПБ на Некрасовской, 50, которое занимает два этажа обычной типовой гостинки. Здесь самой большой проблемой было постоянное скопление народа и все вызванные этим неудобства. Сейчас там сделан хороший ремонт, закуплена новая мебель, в каждом кабинете врача установлены кондиционеры, вместо старых и ржавых решеток на окнах – современные и эстетичные рольставни. А чтобы уменьшить наплыв пациентов, администрация ЛПУ упорядочила их потоки, они приходят в удобное для себя время. Тем более в холле висит телевизор, где главный врач с большого экрана доступно объясняет, какие документы необходимо иметь с собой и в каких случаях нужно обращаться, чтобы исключить лишние посещения. Также сегодня врачи запрашивают историю психиатрического анамнеза человека за прошедшие пять лет по последнему месту жительства с целью не пропустить острое состояние.

Краевая клиническая психиатрическая больница, Максим Артамонов, Психиатрия и наркология, психиатрия

- Еще один принципиальный шаг – создание хозрасчетного отделения и разветвленной филиальной сети для прохождения психиатрических освидетельствований в первичном звене, - акцентирует Максим Николаевич. – Один филиал мы открыли в МЦ «Асклепий» на Гамарника, 3Б; второй на базе Владивостокской поликлиники №1 по адресу: ул. Комсомольская,7; третий - в поликлинике Больницы рыбаков на Интернациональной, 56. Еще одно свое отделение мы уже пролицензировали, оно скоро откроется в филиале ВП №1 на Некрасовской, 52. Там принимают либо наши доктора, либо штатные специалисты первичного звена, которые работают у нас по совместительству. Это полноценные филиалы нашего диспансера, где пациенты могут пройти психиатрическую комиссию и получить справку установленного образца по удобным для себя адресам. Это позволило существенно разгрузить врачей и уменьшить нагрузку на сам диспансер – там получают заключения примерно 10% от общего потока пациентов. А после открытия очередного отделения на базе «первой» поликлиники мы планируем увеличить эту цифру до двадцати.

Самое важное, что мы подготовили благодатную почву для очередного реформирования структуры психиатрической помощи. Один из актуальных трендов – ее передача в первичное звено. Смысл в том, чтобы врачи-психиатры вели основной прием в поликлиниках – централизованная диспансерная модель существует только у нас - в России и Пакистане. Таким образом, в результате создания филиальной сети в амбулаторной системе мы убиваем двух зайцев. Во-первых, разгружаем врачей в стационаре, во-вторых, будем готовы перевести психиатрическую помощь на рельсы первичного звена в любой момент, стратегический задел на будущее есть. Тем более под полученные лицензии наши специалисты могут не только проводить освидетельствования, но и оказывать полный объем профильной помощи – лечить, назначать препараты, наблюдать, и т.д.

Подвижники душевного здоровья

Как подчеркивает Максим Артамонов, в психиатрической больнице в 2016 году одними из первых в Приморье ввели информационную систему учета медикаментов. Сейчас это обычная практика, но в то время лечебное учреждение выступило новатором. Программа позволила четко отслеживать, сколько расходуется лекарственных средств, какое потребление в месяц, квартал и за год, и на аукционы в 2017 году ЛПУ вышло совсем с другими цифрами. В итоге реальная потребность в препаратах снизилась в два раза за счет строго планирования и анализа, остатки больше не переходят из года в год без целевого использования.

Краевая клиническая психиатрическая больница, Максим Артамонов, Психиатрия и наркология, психиатрия

- Также мы отладили работу отделения судебно-психиатрической экспертизы, ранее очереди на них тянулись на два-три месяца вперед. – говорит главврач. - Мы перешли на режим материального стимулирования самих экспертов и стали достаточно щедро оплачивать любые сверхплановые нагрузки. В результате работа идет буквально с колес – наши замотивированные спецы расхватывают подследственных прямо у входа в больницу. Таким образом, мы поддерживаем достойный уровень жизни сотрудников и способствуем быстрому и качественному проведению судебно-следственных мероприятий. За счет оптимизации всех вышеуказанных направлений, налаженной системе профосмотров на предприятиях, внедрению экспертно-психологических освидетельствований и электроэнцефалографических исследований мы значительно увеличили доходы от внебюджетной деятельности, которые идут на развитие инфраструктуры медучреждения, ремонты, модернизацию, техническое перевооружение и доплаты специалистам. Кроме того, мы заранее подготовились и к пандемии коронавируса – еще до ее официального объявления и особых указаний по собственной инициативе и за свои деньги на 2,5 млн рублей закупили средства индивидуальной защиты и обеспечили ими всех сотрудников. Как следствие – ни одного случая заражения COVID-19 внутри больницы. А сама ситуация с коронавирусом переориентировала на дистанционный формат работы, стала катализатором для регулярного проведения видеоконференций, в частности, телемостов с Находкинской городской больницей. Также в целях повышения безопасности пациентов мы обеспечили в палатах видеонаблюдение.

Руководитель специализированного медучреждения обращает внимание и на важность профилактической работы с населением. Психологи ККПБ активно и с энтузиазмом занимаются просвещением жителей, особенно молодежи, читают лекции о необходимости беречь душевное здоровье школьникам и студентам, обучают их актуальным психотерапевтическим методикам, как не потерять себя в этом большом и достаточно враждебном мире.

Все вышеперечисленные достижения Максима Артамонова на посту главного врача Краевой клинической психиатрической больницы – лишь видимая часть, верхушка айсберга. И, конечно, результат слаженной работы всего многочисленного коллектива ЛПУ, врачей, среднего и младшего персонала, которые нашли здесь свое призвание.

Краевая клиническая психиатрическая больница, Максим Артамонов, Психиатрия и наркология, психиатрия

Ввиду специфики лечебного учреждения мерилом и критерием его эффективности не могут выступать мнения самих пациентов. Но тот факт, что оно дважды становилось призером престижного Всероссийского конкурса «За подвижничество в области душевного здоровья» имени академика РАМН Татьяны Дмитриевой, говорит о многом. Главное, что руководитель добился заявленной самому себе цели – он сделал больницу для людей.




  Рейтинг: 4.65, Голосов: 23



Поделиться
7134
Личный кабинет