МИАЦ – заключительный юбилей!

3478

Евсей Кривелевич, МИАЦ, Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр3 декабря 2001 года на основании распоряжения губернатора Приморского края «О реорганизации государственного учреждения здравоохранения «Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» было организован ГУЗ «ПК МИАЦ», в 2012 году поменявшее статус на автономный. Согласно решению департамента здравоохранения, структура учреждения явилась результатом объединения информационно-вычислительного центра (ИВЦ) и организационно-методического и медико-статистического центра (ЦОММС). Обновленный путем слияния МИАЦ возглавил кандидат медицинских наук, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, заслуженный врач России Евсей Кривелевич. В интервью порталу VladMedicina.ru доктор рассказал о зарождении нового формата медицинского информационно-аналитического центра.

Неординарный подход

- Евсей Бенцианович, какие ключевые задачи стояли в то время перед «новым» МИАЦ?

- Основной задачей деятельности МИАЦ в соответствии с Уставом организации являлось информационное обеспечение деятельности краевого органа управления здравоохранения и медицинских организаций. Работа велась по двум основным направлениям: организационно-статистическому и информационно-аналитическому. На нас возлагалась важнейшая задача по организации статистического учета и отчетности в медицинских организациях края и ежегодная защита в Министерстве здравоохранения России годового статистического отчета о деятельности краевого здравоохранения. С большим удовлетворением хочу отметить, что на протяжении всех 12 лет статистическая служба организации сдавала отчеты только с оценкой «отлично», и значительно реже – «хорошо». В этом большая заслуга врачей-статистиков, отдел которых возглавлял известный в крае врач, депутат Верховного Совета РФ 1-го созыва Эдуард Никитович Вершинин, а после его смерти и по настоящее время - Галина Николаевна Вербицкая. В рамках этого направления проводилась большая организационно-методическая работа по совершенствованию деятельности медицинских организаций, особенно функционирующих в сельской местности.

Одной из форм деятельности являлось проведение совместно с департаментом здравоохранения Приморского края (ДЗПК) и кафедрами ТГМУ постоянно действующих семинаров для организаторов здравоохранения, врачей методистов, статистиков и других специальностей, на которых рассматривались актуальные вопросы развития российского и краевого здравоохранения. Большой популярностью у специалистов различного профиля пользовались издаваемые нами статистические сборники, характеризующие здоровье населения и деятельность учреждений здравоохранения региона. Мы тесно взаимодействовали с краевой статистической службой.

Круг вопросов, которыми занимались специалисты МИАЦ, был очень широк. Так, например, врачи отдела фармакоэкономического анализа и стандартизации принимали активное участие совместно с ДЗПК и ТФОМС ПК в разработке медико-экономических стандартов – комплексных медицинских услуг (КМУ), которые являлись основой при разработке территориальных программы ОМС. Работа велась масштабная, и сотрудникам в плане выполнения объемов работ (новых стандартов насчитывалось порядка 10 000) приходилось очень нелегко. Внедрялись методы клинико-экономического анализа, позволяющие оценить рациональность применения лекарственных средств в медицинских учреждениях и обоснованность их закупок. По материалам анализа ежегодно в ДЗПК направлялись информационные письма.

Многие виды работ носили оригинальный характер. К примеру, мы апробировали применение метода клинического управления, что позволило выявить зоны нерационального использования диагностических и лечебных ресурсов в краевых учреждениях здравоохранения. По ряду направлений мы занимали лидирующие позиции в ДВ регионе. Так, на базе МИАЦ функционировали краевой регистр больных сахарным диабетом и Дальневосточный региональный центр российского государственного медико-дозиметрического регистра, проводивший наблюдение за лицами пострадавшими при аварии на Чернобыльской АЭС. Как видите, уже тогда мы решали задачи, актуальные сегодня.

Большая работа проводилась по информационно-аналитическому направлению. Она была связана с разработкой ряда программных средств и сопровождением действующих программных комплексов. Среди них имеют место быть программы-долгожители,- программные средства, эксплуатируемые длительное время. Хорошо зарекомендовали себя автоматизированная система «Медстатфин», программный комплекс «Учет вызовов скорой медицинской помощи» и другие программы, применяемые до сих пор. Объемы нашей деятельности значительно увеличились, начиная с 2006 г., когда вначале стал реализовываться Приоритетный национальный проект «Здоровье», а следом за ним краевая региональная программа модернизации здравоохранения. Резко возросло число мониторингов и собираемых баз данных, их количество превысило 100 наименований. Огромная по объему и сложности работа велась по обоснованию системы информатизации краевого здравоохранения. К сожалению, не все получилось, но прогресс на лицо.

Координация работы в сфере информатизации здравоохранения, внедрение современных информационных технологий и совершенствование управления медицинской отраслью – эти и многие другие задачи, стоящие перед центром, были и остаются актуальными вне зависимости от времени. Конечно, многое изменилось, многое отошло на второй план, что-то трансформировалось и стало более совершенным, но мне искренне приятно, что основа, заложенная в МИАЦ в те годы, остается востребованной и сейчас.

Трудностям наперекор

- С какими сложностями вы столкнулись при разработке и реализации новых проектов в 2000-е годы?

- Проблем было несколько. Первая - это низкая компьютерная грамотность медицинского персонала и патологическая нехватка программистов в медучреждениях, вторая – отсутствие современной компьютерной техники на местах, и третья – отсутствие единой политики в вопросах информатизации здравоохранения. То есть задачи были новыми, а подходы и методы их решения оставались старыми. К примеру, требовалась автоматизированная обработка статистической информации годового отчета, а программное обеспечение было устаревшим и не справлялось с необходимым объемом работы. Все это приводило к возникновению различных ошибок, затрудняло своевременное предоставление отчетов, их согласование и утверждение. Приходилось возвращать отчеты медучреждениям для исправления ошибок и переработки данных. Только представьте себе, что творилось в кабинетах работников МИАЦ в январе нового года.

К слову, о советском менталитете. Мне в жизни здорово везет. В подавляющем большинстве случаев приходилось работать с хорошими людьми и специалистами. Они преданы работе и малотребовательны, в них силен дух коллективизма и ответственности. Одним из подходов в управлении коллективом у нас была принята система оценки труда специалиста (врача, программиста, техника и др.) по конечному результату, причем оценка труда проводилась, прежде всего, в отделах, а экономический совет, опираясь на материалы, представленные начальником отдела, утверждал или не согласовывал ее результаты. Еще в 2004-2005 году в МИАЦ была внедрена система управления качеством. Так что советский подход при правильном его применении тоже дает хороший результат.

Создание результативной системы управления тормозилось и неприятием современных тенденций даже на уровне идей. Для эффективного развития нужно, чтобы каждый делал свое дело. И делал его хорошо. Министерство здравоохранения обосновывало стратегию информатизации. А мы на региональном уровне ее развивали и претворяли в жизнь. Часто приходилось слышать: «Что вы делаете?», «Зачем?», «Это будет никому не нужно». Не нужно было тогда, когда этого не было. А когда появилось и заработало в полную силу – от былого сомнений скептиков не осталось и следа. Поэтому можно сказать, что Приморский МИАЦ смело шел вперед наперекор всем трудностям.

Человеческий капитал

 - А все-таки, что сделало МИАЦ флагманом системы здравоохранения?

- Значимую роль в становлении медицинского-аналитического центра, безусловно, сыграли его сотрудники, без самоотверженной и кропотливой работы которых, развитие учреждения было бы невозможно. Вклад каждого работника в деятельность МИАЦ поистине бесценен. Но вспоминая историю МИАЦ, нельзя не отметить и работу сотрудников департамента здравоохранения ПК. Мне посчастливилось работать со многими интереснейшими людьми, настоящими профессионалами и талантливыми руководителями. Среди них – Валерий Николаевич Приходько, Галина Петровна Горшунова, Елена Геннадьевна Агафонова, Наталья Семеновна Полищук и др. Это проницательные и мудрые руководители, специалисты с большой буквы. Я с теплотой вспоминаю годы, проведенные бок о бок с этими людьми, и бесконечно благодарен им за их невероятное упорство, безграничный труд и неоценимую помощь и поддержку. Без каждого из них МИАЦ не стал бы тем учреждением, которым он является сегодня.

- Как управленец, в соответствии с какими принципами вы осуществляли свое руководство? Каким вы хотели видеть коллектив центра?

- Мне хотелось видеть своих подчиненных людьми, прежде всего, думающими. Никогда не ставил своей целью подавить кого-то своим авторитетом или загнать в угол. Чтобы человек развивался, необходимо предоставить ему определенную свободу и поддержку его начинаний. Спросите любого из сотрудников, каково это работать здесь, и они все вам ответят, что работа в МИАЦ – это творчество. Поэтому доля демократии в руководстве коллективом, я считаю, должна обязательно присутствовать.

Другой вопрос, - люди, должны понимать, что они в ответе за каждый свой поступок, постольку работают в тесной взаимосвязи друг с другом. И от действий каждого из них зависит конечный результат. А значит нужно уметь и спросить с подчиненных за проделанную работу. И если нужно четко, а порой и жестко, расставить рабочие акценты, то совершенно не стоит миндальничать и бояться, что тебя неправильно поймут. Поэтому если говорить о стиле управления, то мое мнение, что руководитель не должен быть добрым, он должен быть справедливым. Я видел, как члены коллектива росли на моих глазах, совершенствовались как профессионалы. Но, конечно, это не только моя заслуга – просто каждый из них жил этим делом, любил свою работу и делал все, чтобы МИАЦ развивался.

Послесловие

- Евсей Бенцианович, если подводить итог, то, как вы можете охарактеризовать этот период становления МИАЦ?

- Что и говорить, МИАЦ переживал непростые, но вместе с тем интересные времена. Но с какими бы трудностями мы не сталкивались, я считаю, что период первого десятилетия нового века - это время рассвета информатизации региона, время создания и укрепления МИАЦ, время наших побед, интересных внедрений и начинаний, время постепенного понимания и признания роли информатизации и медицинской статистики в здравоохранении.



  Рейтинг: 5, Голосов: 24



Поделиться
3478
Личный кабинет