МИАЦ – 40 лет со дня образования информационно-вычислительного центра!
Портал VladMedicina.ru продолжает следить за основными историческими этапами развития Приморского краевого медицинского информационно-аналитического центра. 1 ноября 2016 года ИВЦ, ставший впоследствии неотъемлемой частью ГАУЗ «ПК МИАЦ», отпраздновал 40-летний юбилей. О том, как начиналось зарождение информационно-аналитического центра, вспоминает бывший руководитель центра, зав. лабораторией экологической нейрокибернетики научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН, д.т.н., профессор Александр Рыбченко.
Медицина будущего
- Александр Алексеевич, вы стояли у истоков создания информационно-аналитического центра. Как начиналось внедрение информационных технологий в медицину? И какие меры были предприняты государством в этом плане?
- В начале 70-х годов в Советском Союзе и, в том числе в РСФСР, благодаря официальному признанию кибернетики активно началось обсуждение применения математических методов в медицине. В деятельности, связанной с легализацией кибернетики, принимали участие многие известные политики и ученые. Поскольку это наука об общих закономерностях процессов управления, получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных системах, будь то машины, живые организмы или общество, то актуальность применения методов кибернетики в области медицины стала очевидна. Практически медицина состоит из двух частей: оценка состояния (диагностика) и оптимизация лечения заболевания (управление). И медицинская кибернетика в этом плане стала неотъемлемой частью и необходимым подспорьем развития медицинской отрасли в целом.
В то время разработка и внедрение АСУ (автоматизированных систем управления) осуществлялось по всем направлениям, включая медицину. Отделы АСУ являлись самостоятельными структурными подразделениями учреждений здравоохранения. По всей стране создавалась сеть информационно-вычислительных центров (ИВЦ). Первые формирования медицинских информационных систем (МИС) велись тогда в Москве (республиканский центр РИВЦ), Новосибирске («Кустовой медицинский информационно-вычислительный центр» (КМИВЦ)), Ижевске, Кемерово, Новокузнецке, Ленинграде, Владивостоке и носили инициативный характер. Во всех этих центрах был консолидирован коллектив из организаторов здравоохранения, программистов, инженеров и математиков, способный приступить к проектированию сложных информационных задач в сфере здравоохранения. Что и говорить, работа велась масштабная и, можно сказать, что у нас на глазах формировалась «медицина будущего». Именно тогда, в 70-х годах, были сделаны первые, но при этом уверенные, шаги к превентивному лечению и четкой организации работы медслужб.
И на суше, и на море
- Какие приоритетные задачи были поставлены перед руководством информационно-вычислительных центров?
- Головным учреждением по разработке проектной документации как раз и был информационно-вычислительный центр Приморского крайздравотдела во Владивостоке, к руководству которым я пришел сразу после защиты дипломной работы по специальности «Техническая кибернетика» (факультет «Радиэлектроники и приборостроения»). Наш центр осуществлял проведение и координацию по созданию автоматизированной системы экспресс-диагностики, внедрение экономико-математических методов в практику работы здравоохранения края, а также выполнение вычислительных работ по задачам и выходным данным медицинских учреждений.
Фактически все эти центры имели двойное подчинение: крайздравотдел и Минздрав. Реализация целевых программ Минздрава РСФСР, по сути, и легла в основу деятельности вышеуказанных центров. Базовыми задачами АСУ являлись: повышение эффективности функционирования медицинских учреждений, повышение качества лечебно-диагностического процесса, за счет снижения времени требуемого на процессы сбора, обработку и получение запрашиваемой информации медицинского характера, оптимизация ресурсной политики в здравоохранении, интенсификация научных исследований, разработка и внедрение новых медицинских технологий. Осуществить эти задачи было возможно с помощью организационных систем управления на уровне Минздрава, области, края и города.
Под этими системами подразумевались процессы автоматизации, статистики, управления и пр. Например, подсистема «Кадры», позволяла решить вопросы, связанные с учетом кадров, движением трудовых ресурсов в масштабе организации, ведомства и отдельных его подразделений. Она заполнялась по форме Т-2, была рассчитана на 10 000 человек, и благодаря ей, мы имели централизованную базу данных всех врачей по Приморскому краю, и могли планировать отпуска, повышение квалификации медработников и пр. А руководство министерства здравоохранения, соответственно, имело такую же базу данных уже по Советскому Союзу.
Наряду с этим, были задачи, которые решались исключительно для крайздрава, например, та же система контроля исполнения документов и поручений, которая включала в себя сроки исполнения, данные ответственного исполнителя, проверку хода исполнения поручения (документа), анализ результатов исполнения, информирование руководства о результатах. Это система и сейчас есть, но тогда она только-только зарождалась, то есть на деле это был аналог действующей системы документооборота в зачаточном состоянии.
Параллельно решался большой блок задач по поддержке лечебно-диагностического процесса методами кибернетики и информатики. Эти медико-технологические системы должны были обеспечивать: АРМ (автоматизированное рабочее место) врача, регистры, сбор информации о пациенте, накопление информации в базе данных, обработку информации, включая расчеты интегральных показателей, интерпретацию информации, поддержку при диагностике заболеваний и прогнозировании состояния пациента (компьютерная диагностика), помощь при назначении лечения, контроль угрожающих состояний и управление состоянием пациента, анализ и поддержку управления медицинскими технологическими процессами. Пользователями этих систем были врачи, а также средний медицинский персонал.
Использование медико-технологических систем также успешно применялось в отдаленных районах края и на морских судах. Например, если на судне человеку стало плохо, то ответственный за медицинское обслуживание на борту (как правило, это были старший помощник капитана), заполнял специально созданную для этих целей анкету, где в цифрах отмечал состояние больного (где болит, как болит и пр.). Затем по рации эти данные (цифры) передавались в больницу, обрабатывались на компьютере и медиками выдавался вероятный диагноз. Исходя их этого, решалось, что делать с больным, - требуется ли экстренная госпитализация или же есть время дойти до ближайшего порта.
В разработке проектов принимали участие ведущие медицинские учреждения страны (2-й МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова, Республиканский информационно-вычислительный центр, Московский НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, Московский НИИ рентгенологии и радиологии М3 РСФСР, 1-ый ММИ им. Сеченова, ВНИИМП Министерства медицинской промышленности, Московский НИИ педиатрии и детской хирургии М3 РСФСР, Новосибирский медицинский институт, НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СФ АМН СССР).
Надо отметить, что все ИВЦ тесно взаимодействовали друг с другом. Если говорить о нашем подразделении, то часть организационных задач мы решали самостоятельно, а для реализации оставшейся части – брали типовые проекты коллег из других центров. А уже что касается медико-технологической работы – здесь мы делали базу самостоятельно и затем передавали ее другим территориям.
Мост поколений
- Ощущалась ли в то время поддержка со стороны Минздрава?
- Безусловно! Всю технику, которая была в нашем распоряжении, поставлял исключительно Минздрав. Чтобы все звенья медицинской системы работали бесперебойно, необходимо было иметь соответствующее оборудование, которого в СССР тогда просто не было. И это оборудование, как и сами лицензии на него, нужно было купить. В Советском Союзе применение методов лицензирования было весьма ограниченным, а все этапы закупки аппаратуры иностранного производства подвергались жесточайшему контролю со стороны регулирующих органов. Минздрав, за что ему огромное спасибо, все эти вопросы решал.
Кроме того, Министерством здравоохранения был решен ряд задач в отношении оплаты труда работников. Сотрудникам, имеющим ученую степень, зарплата устанавливалась как в НИИ, за что меня, кстати, неоднократно упрекали председатели крайисполкома, когда узнали об этом. У всех остальных – оклады были повышены. Благодаря этим мерам нам удалось привлечь к исследованиям и разработкам как состоявшихся профессионалов, так и молодых перспективных специалистов, чей упорный труд еще очень долгие годы обеспечивал высокую результативность работы центров.
- А как складывались отношения со старшими коллегами?
- Нужно отметить, что старшее поколение признавало значимость внедрения новых методов в медицине и всячески поддерживало нас, молодых специалистов, на этом нелегком пути. Дело было новое, сложное, ответственное, но при этом все это было безумно интересно. И мы не боялись – не боялись конкуренции, не боялись трудностей, и, что называется, смело шли в бой, «засучив рукава». Масса людей помогала нам в этой кропотливой работе – согласование всех этапов каждого проекта велось на уровне руководителей медорганизаций, главных врачей, ведущих ученых. И все эти люди с большим пониманием и интересом относились ко всем нашим идеям и разработкам. Лозунг «молодым везде дорога» тогда была актуален так же, как и сейчас, но разница лишь в том, что сегодня молодые специалисты имеют мощную ресурсную базу и усовершенствованные методы работы, нам же, в силу обстоятельств, многое приходилось начинать буквально с «нуля» и именно старшее поколение оказывало нам неоценимую помощь и поддержку.
…В лучшие времена центр насчитывал свыше 100 сотрудников. Тогда ИВЦ состоял из пяти филиалов. Но, к сожалению, перестройка сказались и на нас. На заре перестроечного времени много талантливых людей бросили государственную деятельность, и ушли заниматься предпринимательством.
Кстати, именно работа в информационно-вычислительном центре определила мою карьеру в дальнейшем. С началом перестройки произошло разделение на науку и статистику. Минздрав, в силу сложившейся социально-экономической ситуации, прекратил финансирование научных исследований, а новая власть решала проблемы региона, в которой приоритет отдавался статистике. Тогда-то и было принято решение об объединении бюро статистики и информационно-вычислительного центра в МИАЦ, а оставшиеся сотрудники отдела по научной части, в том числе и я, перешли в ДВО РАН, где смогли полностью погрузиться в науку.
Пользуясь случаем, хочу поздравить МИАЦ с юбилеем и пожелать процветания, огромного благополучия и долгих-долгих лет эффективной работы!