Пионеры неотложной помощи
4642
Служба неотложной помощи в третьей поликлинике Владивостока была создана полтора года назад. Тогда это было настоящим ноу-хау для учреждений амбулаторного звена. За это время была полностью организована и оптимизирована работа службы, по образу и подобию которой стали создаваться аналогичные структуры в других поликлиниках города и края. У истоков создания службы стоял главный врач поликлиники Вадим Олейник и заведующий службой неотложной помощи Егор Кончаков, который сегодня работает в поликлинике № 6 заведующим отделения профилактики.
Военная дисциплина
Заведующая отделением неотложной помощи Алла Акуленко – военный врач, вступила в должность 17 декабря прошлого года. До этого служила 19,5 лет, в буквальном смысле охраняла здоровье ее защитников.
- Среди поликлиник Владивостока наша служба была создана первой, - акцентирует Алла Алексеевна. – Это наша заслуженная гордость, что, если честно, было для меня новостью, я никогда не думала раньше, что в первичном звене может быть организована неотложная помощь. Причем на столь высоком уровне! Я на самом деле влюбилась в свою новую работу, и, думаю, выполняю ее достойно. Приучена к военной дисциплине и убеждена, что в таком деле, как спасение людей, никаких послаблений и вольностей быть не должно.
По словам врача службы неотложной помощи Дмитрия Гаранина, изначально все вызовы поступают в диспетчерскую КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока». Далее уже диспетчер сам оценивает звонок – либо по линии неотложной помощи, перенаправляя его бригаде третьей поликлиники, или, отдавая его на экстренное обслуживание врачам СМП, когда речь идет уже о спасении жизни человека и требуется быстрый доезд.
- У нас две категории вызовов, - уточняет Алла Акуленко. – Одни поступают по «скорой», другие – непосредственно на телефон нашего диспетчера. Это Лариса Сидорович – опытнейший специалист, которая практически мгновенно оценивает вызов и решает, отдавать его отделению неотложной помощи или будет достаточно профессиональных навыков терапевта. Причем наша бригада оказывает неотложную помощь и непосредственно здесь, в поликлинике, если не находится на вызове.
Мужская работа
Напомним, в соответствии с базовым Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», служба скорой медицинской помощи разделяется на экстренную, когда помощь оказывается при внезапных острых состояниях, заболеваниях и состояниях, представляющих угрозу жизни пациента; и неотложную, которая требуется не в столь критичных для жизни случаях. При этом нормативные акты Минздрава предписывают создание в учреждениях первичной медико-санитарной сети – поликлиниках – отделений именно неотложной помощи.
Как раз такая служба успешно работает уже полтора года во Владивостокской поликлинике №3.
- Если у пациента подскочило давление, поднялась температура, сильно заболела голова или обострилось хроническое заболевание, то это уже наш «клиент», - улыбается Дмитрий Сергеевич. – Но эти, на первый взгляд, легкие недомогания могу привести к инфаркту и остановке сердца. Бывает, пришел человек на обычный прием в поликлинику, а у него - неотложное состояние. Он потерял сознание, или появились судороги, или у него стенокардия. Эти острые состояние необходимо купировать. А скорая помощь может просто не успеть. Но для этого существуем мы.
Кстати, у Дмитрия Гаранина серьезный опыт работы в СМП Владивостока, которую он совмещает в «неотложке» третьей поликлиники. Когда здесь создавалось это отделение, и ему предложили там ставку, врач был искренне рад поделиться своими знаниями и навыками работы на «скорой» для обслуживания городских жителей в составе уже поликлинической бригады. Спасение людей для него – не громкие пафосные слова, а рутина, повседневная работа. Суровая и мужская. Но которую он привык делать исключительно хорошо. Даже не в соответствии с правилами и стандартами, а исходя из врачебного долга, простой человеческой порядочности и желания помочь людям.
- Да, работа трудная, но экстремальная, тем она для меня и интересна, - признается Дмитрий Сергеевич. – Для меня важно, что я сразу вижу результат своей деятельности. Много сложных случаев, когда требуется полная мобилизация всех профессиональных ресурсов. Наблюдать результат своего труда и получать благодарность от спасенного пациента – лучшая награда для врача, высшая степень социальной справедливости.
До последнего вызова
Кроме врача и заведующей, в отделении неотложной помощи работают три фельдшера. Все они также трудятся на скорой помощи, совмещая свой нелегкий труд со службой в «неотложке» третьей поликлиники. А диспетчер Лариса Сидорович непосредственно принимает вызовы, которые поступают из диспетчерской городской службы СМП или жителей Владивостока.
- Я всегда задаю наводящие вопросы, уточняю, насколько срочно человеку требуется помощь, - рассказывает о нюансах своей работы Лариса Николаевна. – Иногда люди подвержены необоснованной панике и думают, что они находятся при смерти, хотя это не так. Моя задача – успокоить пациента, объяснить, что ничего фатального с ним не происходит, и доктор обязательно приедет и окажет помощь. А бывает наоборот – люди довольно легкомысленно относятся к крайне серьезным состояниям. И это уже не неотложная, а скорая помощь, в таких ситуациях я незамедлительно передаю вызов СМП. Был у меня случай – звонит родственник, чей близкий два дня без сознания, ни на что не реагирует. Говорю, что же вы ждали два дня, срочно «скорую»! Через 30 минут перезванивают – человек умер… Иными словами, я корректирую не состояние пациентов, а их собственную оценку своего состояния и вызываю врачей, которые реально помогут в данном конкретном случае.
Как отмечает Алла Акуленко, в настоящее время эпидемиологический сезон пошел на спад, в день бригада «неотложки» в среднем обслуживает 15 вызовов, а зимой, когда свирепствовали грипп и ОРВИ, их число доходило до сорока. Официальное время работы отделения неотложной помощи – с восьми утра до восьми вечера, но в инфекционный сезон врачи работали и до 12-ти ночи и позже. Как говорится, до последнего вызова. И зачастую их даже в квартиры не пускали. Единственная трудность при работе неотложной помощи, над которой мы иногда не властны – попасть в подъезды и квартиры. Или звонок домофона не слышат, или общие двери, не везде есть нумерация. Казалось бы, бригаду ждут, а фельдшеры бегают вокруг дома и звонят, куда только можно, чтобы попасть к пациенту.
«Неотложка» поликлиники – фактически облегченная «скорая», и оборудована она соответственно. Есть кардиограф, пульсоксиметр, дефибриллятор, ручной аппарат для искусственной вентиляции легких - так называемый мешок Амбу, набор необходимых медикаментов. И без неотложной помощи ни один пациент не останется.
Кстати, наши соседи – хабаровчане - только вступают на путь оказания неотложной помощи в городских поликлиниках. И опыт Владивостокской поликлиники №3 пришелся им как нельзя кстати – и как пионеров уникального опыта, и в качестве примера оптимальной организации неотложной помощи в первичном амбулаторном звене.