«Льготная» дорога детской поликлиники
Обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания льготной категории граждан вызывает много споров между пациентами и врачами. Иногда эти разногласия приходится разрешать в судебном порядке. Сотрудники КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника № 6» не понаслышке знают об этой проблеме. Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе ЛПУ Алексей Гуляев поделился с корр. портала VladMedicina.ru перипетиями взаимоотношений с родителями некоторых детей-льготников.
Требования не по стандарту
- Алексей Александрович, с какими претензиями вам приходится сталкиваться со стороны родителей детей, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение?
- Для начала хотелось бы прояснить вопрос о перечне лекарственных препаратов. Он формируется Правительством Российской Федерации. В соответствии с этим перечнем департамент здравоохранения Приморского края формирует заявку на проведение аукционов на деньги, выделенные из федерального бюджета, проводит закупку этих медикаментов и изделий. Дополнительно из краевого бюджета выделяются средства на приобретение лекарственных препаратов для льготной категории граждан, согласно региональному регистру. Департамент здравоохранения края осуществляет закупки в рамках правового поля в пределах лимитов, утвержденных Правительством РФ и бюджетом Приморского края. Иных источников финансирования не предусмотрено законодательством России.
Каждое медицинское учреждение к определенному сроку должно составить свою заявку – исходя из числа граждан, прикрепленных к ЛПУ и включенных в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными средствами. А также - исходя из норматива ежемесячных финансовых затрат на одного гражданина. На деле же, стоимость лекарственных средств, получаемых пациентом, в десятки раз превышает установленный норматив. При этом, департамент здравоохранения Приморского края, равно как и лечебное учреждение, не имеет права перераспределять права одного гражданина в пользу другого.
Перед формированием своей заявки медучреждение проводит выверку пациентов, имеющих право на льготное обеспечение перечисленными выше позициями. Пациент имеет право монетизировать свою льготу – то есть не получать на руки препараты, а брать деньги на их покупку. Если пациент с ограниченными возможностями, подпадающий под категорию льготного обеспечения, не монетизировал льготу, то он вносится в список заявки ЛПУ. Ряд препаратов, входящих в реестр, назначаются по решению врачебной комиссии и дополнительно включаются в заявку.
А теперь переходим к проблеме. Она заключается в том, что многие пациенты-льготники (в нашем случае – их родители) требуют от нас невозможного - выписки препаратов или изделий, которые не входят в утвержденный перечень. Но мы ведь работаем, прежде всего, согласно законодательно установленному стандарту об оказании медицинской помощи (Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; ежегодные постановления Правительства РФ о государственных гарантиях оказания медицинской помощи гражданам России; постановления администрации края «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие здравоохранения Приморского края») и не имеем права выписывать такие медикаменты, поскольку они не включены в перечень.
- Но неужели в наш век интернета люди не могут ознакомиться с этим перечнем? Откуда такие требования?
- Данный перечень есть на стендах нашего учреждения и вполне доступен для ознакомления, а также он имеется на официальном сайте поликлиники.
Родители тяжелобольных детей часто вывозят их на лечение в медицинские учреждения центральных регионов России. Не всегда это происходит установленным порядком, по квоте, согласно направлению. Проведя обследование и лечение детей, врачи центральных клиник рекомендуют пациентам такие препараты, которые идут вразрез с утвержденным перечнем.
Я не буду рассуждать о причинах таких рекомендаций… Ясно то, что о финансовой стороне обеспечения конкретным препаратом речи не ведется. Родители же больного ребенка считают, что раз им назначен данное лекарство, то мы обязаны его выписывать. Рамки действующего законодательства игнорируются. И начинаются нескончаемые споры, судебные иски. При этом судебные органы при вынесении решения принимают сторону пациента. Мнение краевых специалистов по замене на аналогичные лекарственные препараты категорически отвергаются как родителями, так и правоохранительными органами.
- А какие препараты они требуют?
- На этот вопрос нельзя ответить однозначно – совершенно разные. Безусловно, адекватные заболеванию. Но дело в том, что у лекарственных средств есть наименования торговые и международные непатентованные. И нередко центральные институты рекомендуют препараты, которые выпускаются только определенной страной, чаще всего, европейской. Так, одному больному было рекомендовано лекарство, которое выпускается только в Германии, а в России вообще не закупается. А родители требует от нас – раз ребёнку назначили, давайте мне, и всё! Иногда рекомендуют препарат, который не относится к лекарствам, назначаемым по жизненным показаниям, и не подлежит дополнительному включению в список. Но родители требует его от нас в приказном порядке.
- Удается ли разъяснить людям, что вы не вправе выписывать им эти лекарственные средства?
- Далеко не всегда. Чаще, как только мы отказываем пациенту с подробным объяснением причин или рекомендуем аналог препарата, следом от него тут же сыплются жалобы на медицинское учреждение в различные надзорные органы. Мы уже три года вынуждены судиться сродителями ребенка-льготника за то, что не выписываем на законном основании тест-полоски к глюкометру. До 2012 года они входили в льготный перечень, закупались и выдавались по рецептам, согласно нормативам. Тест-полоски – это расходный материал к медицинскому прибору для определения уровня глюкозы крови, и они никак не относятся к лекарственным препаратам.
Суд да спор
- А что за история с судебным разбирательством?
- Мать ребенка, больного сахарным диабетом, судится с нашей поликлиникой за то, что мы не обеспечиваем их тест-полосками для глюкометра, как это было до 2012 года. Причем ситуация доходит до абсурдного – пациент прикреплен по территориально-участковому принципу к другой детской поликлинике, где нет эндокринолога, а тест-полоски требуют с нас, поскольку наблюдается ребенок по заболеванию эндокринной системы у районного врача-эндокринолога, состоящего в штате нашей поликлиники. Никакие доводы о соблюдении ЛПУ существующего порядка льготного обеспечения прикрепленного населения не принимаются!
- Но почему так долго идут судебные тяжбы?
- В таких ситуациях обычно суд и служба судебных приставов принимают сторону истца. Зачастую правоохранительные органы не вникают детально в порядки оказания медицинской помощи. Они говорят, что ребенок наблюдается в поликлинике, и этого достаточно! Но давайте разберемся, как он наблюдается.
Согласно п. 5 ст. 19 и п. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона РФ от 21.11.11 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», каждый гражданин имеет право и реализует его в выборе врача и медицинской организации, а также получении консультаций врачей-специалистов. Основным лечащим врачом любого ребенка является участковый педиатр, а все «узкие» специалисты являются консультантами. На педиатра, терапевта и врача общей практики, согласно регистрам, прикрепляется все население страны. К специалистам пациента направляет лечащий врач, в нашем случае педиатр. Итоговое решение и формирование заявки на лекарственное обеспечение принимает лечащий врач поликлиники, к которой пациент прикреплен! Эндокринолог нашего учреждения является консультантом, по рекомендации которого ребенок обеспечивается всеми жизненно-важными препаратами в полном объеме. Права ребенка на лекарственное обеспечение соблюдены в полном объеме.
Пациент прикреплен с рождения к другой поликлинике, по месту жительства. Именно она должна формировать заявку на закупку лекарственных препаратов по льготному обеспечению. Но почему-то все переключились на нас. Ни суд, ни прокуратура не могут и не желают понять, что ребенок относится к другому лечебному учреждению. Родители также не пытаются вникнуть в эти детали. В сознании людей идет неверное толкование льгот.
- Так какое решение в итоге вынес суд?
- Провести врачебную комиссию и решить вопрос с обеспечением тест-полосками. Хоть мы и разъяснили, что их выписка противозаконна и не обеспечена ни федеральным, ни региональным финансированием и при этом не входит в компетенцию врачебной комиссии Владивостокской детской поликлиники №6, службу судебных приставов не удовлетворили наши доводы. Прокуратура возобновила производство. По решению судебных приставов за неисполнение решения суда учреждению определены штрафные санкции. Продолжаем разбираться…
Диагноз – один, клиника - разная
- С какими еще претензиями приходится сталкиваться?
- Подобная ситуация сейчас идет с ботулотоксином. Медицинские учреждения соответствующего профиля широко рекомендуют применение этого препарата детям с церебральным параличом. Но, как и все препараты, он имеет и побочное действие. Поэтому для данной группы пациентов должен быть жесткий отбор. Потому что зачастую детский церебральный паралич проявляется не только периферическими парезами, но и задействованной центральной нервной системой – в виде эпилептических припадков. А на этом фоне введение ботокса может спровоцировать мощнейшие приступы ухудшения состояния.
Но родители делятся между собой подробностями лечения своих детей и возмущены тем, что «тому ребенку ботокс делают, а моему - нет? Нам тоже надо!» Объясняем, что у вашего есть противопоказания к применению этого препарата. Тут же начинаются жалобы в различные инстанции! Кроме того, что мы объяснили всё родителям, нам приходится отписываться в надзорные структуры.
Не надо никогда брать себе за основу чье-то чужое лечение! Два человека, лежащих в одном отделении, даже с одинаковым диагнозом, не всегда имеют одинаковые назначения, все индивидуально. Диагноз может быть один, но клиника - совершенно разной, то есть заболевание может протекать у людей по-разному.
- Как вы считаете, с чем связано такое поведение пациентов?
- Во многом эти сложности появились вместе со словосочетанием «медицинская услуга». До недавних времен медицинская информация была доступна только в определенных кругах и в специальных источниках. Сейчас каждый заинтересованный человек может получить любые исчерпывающие данные о болезни и лекарствах. Люди обмениваются на форумах, верят написанному неизвестно кем в интернете, не понимая, что лечение должно быть профессионально и индивидуально. Отношение к врачу стало совершенно неуважительное, пренебрежительное.
Сейчас министерства информации и здравоохранения спорят о запрете рекламы лекарственных препаратов и БАДов. Эту идею я поддерживаю. Ведь что происходит: пациенты приходят к доктору и начинают диктовать – меня лечите этим, а меня - тем. Потом идут ко мне жаловаться – почему специалист ему назначила это, когда он хочет вот это? Ещё страшнее, когда пациент приобретает лекарственное средство в свободном доступе и принимает самостоятельно.
Не зря ведь врача учат семь лет и каждые пять лет на протяжении всей трудовой жизни. И поверьте, сейчас - особенно в государственных медицинских учреждениях, работают самоотверженные и преданные своему делу люди. Надо только немного – видеть в них врача, специалиста, а не обслуживающий персонал.
Фото с сайта: www.lookfordiagnosis.com, www.health.usnews.com
Ранее по теме:
13.02.2016 г. Отказ от детской прививки чреват высоким риском
19.10.2015 г. Нулевой показатель – отличный результат