В Приморье приходит единый «медицинский ЕГЭ»?

5923

Аккредитация специалистов, Татьяна СеменоваВ Приморье завершил свою работу Координационный совет при Минздраве РФ, посвященный вопросам нехватки медицинского персонала в дальневосточном здравоохранении. Мероприятие проходило под председательством директора департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава РФ Татьяны Семеновой. Представитель ведомства заострила внимание на реальном, а не придуманном дефиците медицинских кадров, необходимости возрождения целевой подготовки будущих врачей и медсестер, а также вопросах аккредитации специалистов, которая ждет всех работников отрасли в следующем году.

В заседании приняли участие руководители департаментов и министерств здравоохранения со всего Дальнего Востока, а также представители медицинских вузов региона. В первую очередь, все докладчики отметили гостеприимность приморской земли, значимость региона и радушие его хозяев. При этом были озвучены решения и инициативы Минздрава, ранее не получавшие широкого освещения в СМИ, но которые являются ключевыми для понимания политики главного «здравоохранительного» ведомства страны на страны на ближайшие годы. Причем многие их них стали неожиданностью для медицинского сообщества региона.

Госраспределение или свободный труд?

- Наши встречи стали уже традиционными, я искренне рада видеть лица, ставшие не просто знакомыми, а родными, - такими теплыми словами начала свое выступление главный спикер проводимого мероприятия Татьяна Семенова. – Добро пожаловать и тем, кто к нам присоединился впервые. Думаю, никто не пожалеет о потраченном времени. В прошлом году мы взяли несколько иную планку, и обсуждали профильное образование. Сегодня Совет посвящен кадровой политике. Наша цель – в рамках свободной дискуссии максимально приблизиться к практическому здравоохранению. Хочу поблагодарить Павла Юрьевича за возможность нас всех здесь сегодня принимать. Конечно, отдельно – Валентина Борисовича, очень гостеприимного хозяина и грамотного руководителя медицинского вуза.

По словам Татьяны Владимировны, по итогам 2015 года путевку в профессию получат 32 тысячи будущих врачей. При этом 20 тысяч – молодые люди, которые получили высшее медицинское образование за счет средств федерального бюджета.

- При этом к 2021 году число выпускников составит порядка 50 тысяч по всей системе, не только по системе Минздрава, - уточнила Татьяна Семенова. – Все-таки основная задача сети профильных вузов – инкорпорация новых современных образовательных технологий. ТГМУ – наглядный тому пример. В процессе обучения здесь широко используются симуляционные и тренинговые центры, внедряются дистанционные модели обучения, особенно на этапе дополнительного профессионального образования. При этом стажировки у нас – не одна из самых сильных сторон, но одна из ключевых задач в рамках дополнительного профессионального образования, которая стоит на ближайшие несколько лет.

Мы неоднократно получаем предложения от регионов о необходимости вернуться к системе государственного распределения. К сожалению, это невозможно в рамках действующей Конституции, которая декларирует право граждан страны на получение высшего образования, свободное передвижение по всем территориям и опять же, свободный труд.Действующие правовые акты не позволяют в жестком режиме вернуть систему, которая была успешно опробована в Советском Союзе десятилетия назад. Но я хочу заострить ваше внимание, что целевая подготовка, если отдать ее в правильные управленческие руки, есть оптимальный вариант подготовки будущих медиков и достойный аналог государственного распределения. Работаем мы с вами по целевой подготовке, к сожалению, плохо. И данный механизм мы используем не в полной мере. А кадровый голод в здравоохранении страны – проблема не вымышленная, а реальная. И Минздрав нацелен на увеличение квот целевого приема.

В «прицеле» Минздрава

Аккредитация специалистов, Татьяна СеменоваПри этом Татьяна Семенова указала, что ведомственные учреждения не удовлетворяют на 100% заявки практического здравоохранения.

- Мы должны понять, что обеспечить заявки можно только тогда, когда не теряется ни один человек, - добавила Татьяна Владимировна. – Чтобы за каждым, кого мы выучили, в хорошем смысле следили, сопровождали, давали практику. Чтобы он комфортно трудоустраивался в ту организацию, которая его готовила. Да, потери в процессе обучения понятны. Кстати, «целевики» идут, как правило, с более низким баллом ЕГЭ, они пользуются преференциями именно на целевое поступление. И это не идет на пользу их дальнейшего обучения на фоне студентов, поступающих на конкурсной основе. Однако те инновации, которые нас ждут в ближайшие два-три года, позволят выровнять ситуацию. Фактически, мы должны прийти к адресной ординатуре для каждого специалиста и каждого рабочего места.

Как отмечает представитель Минздрава, сегодня 54% мест (а их всего порядка 22 тыс.), предоставлено в рамках целевого приема. Зачислено в текущем году – 50%. Это выше, чем в 2014 году. А наиболее показательно, как срабатывают региональные органы здравоохранения – «целевики», которые обучаются в интернатуре и ординатуре. 

- Мы с вами знаем, что есть порядок заключения договоров, существенные условия, а в сентябре прошел форум ОНФ «За качественную и доступную медицину, - напомнила Татьяна Семенова. – Президентом страны Владимиром Путиным уже подписан перечень поручений, в том числе, в части целевого приема. Там озвучено, что заказчик целевой подготовки должен обеспечить своего выпускника при трудоустройстве служебным жильем.

А при его отказе от целевой подготовки он будет лишен возможности стипендиального обучения. Мы сломаем немало копий при обсуждении данной тематики, но сегодня уже опубликован законопроект, согласно которому «целевик» обязан трудоустроиться и отработать в течение трех лет. И это дает вам определенную организаторскую компетенцию зафиксировать его на рабочем месте с обязательством вчерашнего студента отработать на нем не менее трех лет.

То ли вузы, то ли кафедры…

На самом деле, Минздрав тратит достаточно много времени сил и финансовых средств на дополнительное профессиональное образование. Количество подготовленных специалистов колеблется, в зависимости от того, какие потребности есть у регионов. Гарантиями того, что данные объемы соответствуют действительному положению вещей, являются ваши подписи, утверждения и календарные планы. Но не в каждом регионе есть профильная образовательная организация, и мы, благодаря активным действиям ТГМУ, «нащупали» верное решение данной проблемы. В тех краях и областях, где нет медицинских колледжей и вузов, используется механизм базовых кафедр.

По мнению Татьяны Владимировны, в настоящее время Минздрав обладает достаточными возможностями, чтобы предложить территориям на базе существующих организаций такие базовые кафедры создавать. И не обязательно 6-ти летней подготовки, если нет такой необходимости. Будущие  врачи должны быть практикоориентированными специалистами, готовыми к работе на конкретном месте. И основная проблема – не финансовая. Нужна добрая воля руководителей лечебных учреждений. Минздрав намерен всерьез вести адресную подготовку высококвалифицированных медицинских кадров в каждом районе и регионе.

- В рамках ДПО мы «ломаем систему», переходя к модели непрерывного медицинского образования, - подчеркнула директор департамента медицинского образования и кадровой политики. - Один из выходов – устранение кадрового дисбаланса, который сложился в отрасли. Сложился порочный опыт – в течение пяти лет наш доктор ничем не интересуется и ничего не делает, затем по команде кадровика он понимает, что у него заканчивается срок сертификации специалиста. Он получает путевку на обучение (обычно за собственные средства), прослушивает 144-часовой образовательный цикл, подтверждает свой сертификат, и расслабляется на следующие пять лет. Данная схема предусмотрена Трудовым кодексом и нашим законодательством, но мы считаем, что даже в самых рутинных сегментах здравоохранения подобная практика недопустима.   

Татьяна Семенова обратила внимание, сколько произошло за последние годы, в первую очередь, в плане новых порядков и стандартов оказания медицинской помощи, измененных форм клинических протоколов, назначения наркотических лекарственных средств, внедрения паллиативной помощи.

- Все эти новые задачи невозможно решить, если врач не занимался повышением квалификации, - акцентировала Татьяна Владимировна. – Ясно, что есть объективные негативные моменты, которые предстоит решать вам на местах, и которые законодательно урегулировать мы пока не можем. Это, прежде всего, необходимость посылать медицинского работника на какие-то стажировки, симуляционные циклы. Вообще, система непрерывного медицинского образования жизненно важна в связи с тем, что мы законодательно переходим к новому формату допуска к профессии.

Аккредитация без инсинуаций

Аккредитация специалистов, Татьяна СеменоваЗдесь представитель Минздрава подробнее остановилась на вопросе, который сегодня волнует всех без исключения медработников высшего и среднего звена. Речь идет о том, что с 1 января 2016 года основой для профессиональной трудовой деятельности врачей и медсестер станет процедура аккредитации.

- Можно долго спорить, хороший это термин или не очень, главное, что сегодня под ним предусматривается, - заметила Татьяна Семенова. – Мы хотим, чтобы оценка качества, готовности нашего специалиста с высшим или средним, медицинским или фармацевтическим образованием, соответствовала тем целям и задачам, которое ставит перед ним профессиональное сообщество. Данные задачи отдельно и обобщенно представлены в профстандартах, создать которые оказалось достаточно тяжело. В так называемом «фоновом режиме» их более сорока, но принято и утверждено приказами Минюста всего два – по педиатрии и медико-профилактической помощи. Там перечислены навыки и компетенции врача, чтобы занимать определенные должности. Но здесь главный акцент – на схеме аккредитации с 2016 года.

Сегодня в рамках поправок к законопроекту Госдумы, которые должны быть приняты во втором чтении еще до конца текущего года, предполагается перейти к поэтапной системе аккредитации работников системы здравоохранения.

- Мы планируем внедрение процедуры первичной аккредитации, -  пояснила эксперт ведомства. – Таким образом, сначала она коснется только выпускников вузов, ординаторов и врачей, завершивших свое обучение в соответствии с федеральными образовательными стандартами после специалитета. При этом с практикоориентированным акцентом. Мы должны понимать, что мы не даем человеку возможности клинически мыслить, если не даем ему клинических ситуаций. Таким образом, предлагаемая модель эффективна и адекватна. Еще раз повторюсь – медицинское сообщество должно быть готово принимать в свои ЛПУ молодых докторов. Оберегать их, учить и стимулировать. Только так можно передать реальные опыт и знания, обучить невозможному, обеспечить преемственность. Настало время считать и ресурсы, и финансы. Нам не нужно столько специалистов с тупиковыми образовательными траекториями. Все профильное образование необходимо разбить на большие и реально работающие в практическом здравоохранении блоки. Следует понять, что участковые врачи не должны быть простыми  «маршрутизаторами». 

Современные тренды Минздрава

Пожалуй, главной, для многих болезненной, а для большинства обнадеживающей новостью стало сообщение о том, что пока не так страшна аккредитация, как ее малюют.

-  Аккредитация для тех врачей, которые уже имеют допуск к профессии – больной вопрос, - признала Татьяна Семенова. – По разному мы ее на называли – «ре-аккредитация», «повторная аккредитация», «переаккедитация»… Но пока в нашем тренде – делать, как было. Т.е. раз в пять лет, как было при привычной всем сертификации, но взять в основу иные механизмы оценки труда медработника. При общей специализированной и повторной аккредитации все специалисты будут проходить независимое компьютерное тестирование. Может быть, его стоит назвать «Медицинский ЕГЭ». И если молодым врачам это не будет н несложно, то даже более опытным коллегам – затруднительно.

Как итог – сначала научить, а потом требовать. Поэтому нормативным подведомственным актом Минздрав планирует пролонгировать право на еще один тур пятилетней сертификации. Это значит, что если с 2016 по 2021 г.г. у практикующего работника заканчивается сертификат специалиста, он по старой, рутинной схеме проходит 5-летний цикл повышения квалификации. Но со следующего дня в обязательном порядке включается в систему обязательной сертификации и систему непрерывного медобразования.

Ранее по теме:

27.11.2015 г. Владивосток стал «центром решений» проблем кадрового голода в медицине



  Рейтинг: 4.83, Голосов: 40



Поделиться
5923
Личный кабинет