Ампутируем, а потом пришьем?

5558
С декабря заведующим участковой больницей поселка Восток Красноармейского района назначен Анатолий Сальников. Человек здесь не новый, имеющий опыт руководящей работы. Но наследство ему досталось очень непростое. О положении дел в участковой больнице в контексте состояния медицины в Приморье и состоялась беседа.

Справка: Участковая больница пгт. Восток Красноармейского района, являющаяся структурным подразделением КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ», обслуживает поселок городского типа Восток, в котором проживает около 4 тысяч человек, из них 855 - дети. Основная масса работоспособного населения трудится на ОАО «Приморский горно-обогатительный комбинат» и ОАО «Горнорудная компания АИР», занятых выпуском стратегического сырья (вольфрамового концентрата). Поселок расположен в 150 км от районного центра Новопокровка, в 220 км от Дальнереченска. В структуру участковой больницы входят амбулаторно-поликлиническая служба, круглосуточный и дневной стационар на 30 коек, отделение скорой медицинской помощи, хозяйственное отделение. Общий штат составляет 64 работника.

помощь- Анатолий Анатольевич, в чем главная головная боль руководителя учреждения?

- За 40 лет больница не получала капитального ремонта, за исключением того, что в 2008 году были вложены значительные средства в родовспоможение. Приморским ГОКом было отремонтировано родильное отделение, за деньги ФОМС приобретено оборудование на 9 миллионов рублей. Но на сегодня, замечу, оно практически все находится в ЦРБ, куда «плавно» переместилось, за исключением столиков для младенцев и кресла. Затем, в связи с неблагоприятной обстановкой – нецелевое расходование средств человеком, который в течение девяти месяцев руководил участковой больницей, – получили хорошую оплеуху, и дальнейшей поддержки больница не видела.

С тех времен, со сменой уже трех главврачей в ЦРБ, тенденция к сокращению продолжается. Если так будет и дальше, то сокращение приведет к тому, что больницы как таковой не будет. Все ужимается, и не за горами тот момент, что по программе, принятой краем, может получиться так, что вместо больницы мы все будем обслуживаться в ФАПе.

- Пока еще не все потеряно, но разрушаем то, что имеем?

- Да, хотя сегодня есть программа ОМС, в которой четко написано, что человек должен получать квалифицированную медпомощь на месте. На модернизацию медицины краем было потрачено 7,5 миллиардов рублей, таких денег край давно не видел, из них несколько миллиардов на ремонт лечебных учреждений. В этом списке оказалась и районная ЦРБ, там видно, что сделан ремонт и в родильном отделении, и в лаборатории, и в реанимации, и хирургия, поставлены стеклопакеты по всей больнице, занимаются поликлиникой. Но ни Рощинской, ни Востокской больнице из этих средств ни рубля не перепало. В других районах ремонт сделан не только в ЦРБ, но и в участковых больницах.

- Если бы «перепало», то что нужно сделать в нашей больнице?

- В зимний период мы вошли, батареи греют, но из-за отсутствия нормальных окон в стационаре и поликлинике приходится включать дополнительно обогреватели. Если бы стояли теплые окна, как в родильном отделении, то было бы тепло. Коммуникации – водоснабжение и водоотведение – желают лучшего, капремонта не было, повторюсь, сорок лет, и ремонтировали участками, в срочном порядке, и даже на эти работы приходится выжимать средства с боем. Если бы было так, как по закону, когда главврач имеет право тратить до 100 тысяч рублей на закупки по своему усмотрению, было бы проще. Но сегодня здание больницы относится к краевой собственности, и капремонт должна делать администрация края. Она выделила средства, но они все остались в Новопокровке. Обвинять ЦРБ, что они монополисты, не стоит, но факт есть факт. Сегодня главврач занимался там канализацией, подладил ее, но, судя по всему, ее полностью надо менять.

- Так, нужен ремонт, а что еще, кроме этого?

- Очередное сокращение грядет наступившем году. Конкретно – будут сокращены определенные ставки, что повлияет на качество обслуживания. К примеру, уберут ставку буфетчицы. Буфетчик – тот, кто кормит, это должно быть отдельное лицо, потому что это пищеблок. А хотят вменить это в обязанности санитарки. Она помыла туалет, а потом пошла раздавать пищу? Непосредственно медицинский персонал тоже будет сокращаться.

- По какой причине?

- Причина этого в том, что есть понятие «тариф», и в этот тариф вложена определенная сумма, по которой получается, что участковая больница поселка Восток в тариф не укладывается, она убыточная. В этот тариф входит отопление, канализация, электроэнергия – так называемый хозяйственный блок, затем зарплата, питание, медикаменты. Соответственно, если собрать в целое, например, круглосуточный пост должен работать на 20 коек, то у нас коек, грубо говоря, 10, а штат надо держать, и идет удорожание, получается минус. Если взять по врачам, то, по тарифу, нам положено 0,25 ставки хирурга. Мы берем 0,5 ставки хирурга – снова удорожание. Такая же ситуация с флюорографией…

- Берется ли во внимание отдаленность поселка?

- Мы понимаем, что транспортный рычаг 150 км до ЦРБ обязывает к тому, что люди должны получать квалифицированную помощь на месте. Что-то пытаемся сделать. Открылся кабинет УЗИ, который работает на старом оборудовании, купленном Приморским ГОКом еще в 2003 году. Аппарат технически и морально устарел, его датчик оставляет желать лучшего. Острую патологию увидеть можно, а квалифицированно ставить диагноз сложнее. Взять по беременности: можно поставить беременность, примерно нарисовать срок, но точно определить, 12 или 14 недель, я не могу, а это серьезные вещи. Для печени погрешность меньше, она не принципиальна, как и для желчного пузыря, к примеру, а с беременными по-другому. Помните, главврач Приморья Олег Бубнов обещал нам выделить новый аппарат УЗИ, но его так и нет, и уже Бубнов занимает другую должность.

- А предвидятся ли улучшения в этом плане?

- В данной ситуации – нет. Пришел новый главврач, сказал, что сокращений не будет, но сокращение прошло по району, в ЦРБ, в Рощино, в Востоке. И процесс продолжается. Свободных ставок сегодня в больнице нет, мы подходим к грани, что с кем-то из коллектива нужно будет прощаться. Оставляет желать лучшего и зарплата. Говорить о том, что средняя зарплата, как говорит губернатор, составляет 41 тысячу рублей, 28 тысяч у медсестры, 18 у санитарки – об это мы можем только мечтать. Средняя зарплата по нашей больнице в два раза меньше. Если они вывели эту зарплату по краю, то получается, что она есть. Есть районы, где врачи-лечебники получают до 100 тысяч, но при этом они не вылезают из дежурств, работают на три ставки, и вот тогда и получается эта «средняя». Плюс к этому есть руководящий аппарат, а есть обслуживающий. Если санитарка имеет три ставки, то у нее может доходить зарплата до 18 тысяч, но опять же – это почти нереально.

- Это общая для всей страны картина или только для Приморья?

- Есть регионы, где здравоохранению можно только позавидовать. Та же Белгородская область, где прожиточный минимум в два раза меньше, а доктор получает больше, чем на Востоке, может позволить себе достойную жизнь. Мы же здесь не жируем.

- Существуют ли проблемы сегодня с транспортом и т.д.?

- По транспорту вопрос медленно, но решается. Водители соответствуют уровню. По пищеблоку условия далеки от санпиновских. Питание более-менее, но все зависит от той суммы, которая выделяется ФОМСом. Сегодня это более 80-ти рублей в сутки. Прачечная – головная боль, не секрет, что пациенты приносят свое белье. В целом по стране за последнее время на медицину выделены такие средства, которых не было никогда. На модернизацию выделено 450 миллиардов, из них 7,5 в Приморье, было закуплено то же самое оборудование, но объяснить, почему одним досталось, другим нет, я объяснить не могу. В 2011 году, кстати, по программе модернизации нам было выделено два зажима, пинцет и лоток. Такая «модернизация по-востокски».

- Как строятся отношения с главврачом района?

- С Виталием Шараповым встречались и встречаемся, я озвучил проблемы, как я их вижу, и он не ожидал, что эти проблемы так глубоки. Он был здесь несколько раз, надеемся, что в январе он у нас появится, мы заслушаем отчет о том, что на это время сделано в районе и в отношении поселка. В больнице есть коллектив, неплохой, могут и хотят работать, но нужна помощь по штатам, по капремонту больницы. Не могу сказать про позицию администрации края, но точно знаю, что денег сегодня нет. Сумма эта многих пугает – нам нужно порядка 20 миллионов, чтобы привести в божеский вид. Доходит до нелепостей: в хирургическом отделении туалет толком не работает, в рентген-кабинете нет холодной воды, а каким образом промывать снимки? За этот год трижды рвало трубы в подвале. Водные инженерные системы в больнице – это два километра труб, их надо менять. Электропроводка – три километра. Такие вот цифры.

- То есть, существует масса проблем из разряда бытовых. А что относительно оборудования и новых технологий?

- Сегодня в крае осуществляется программа компьютеризации, порядка 400 млн. брошено на создание сетей и закупку компьютеров, чтобы сделать, к примеру, электронную очередь к врачу. Сделать телесистему коммуникаций, чтобы больной из Новопокровки мог визуально получить консультацию из Владивостока. Дальнегорск и Кавалерово стали первыми, где системы эти уже работают, и они могут отправить кардиограмму в краевой центр, через час получив рекомендации специалиста. Есть у них цифровые флюорографы и рентген-аппараты, с которых можно таким же образом отправить снимок. То есть, технологии такие есть, но в одних районах они применяются, а мы живем вчерашним днем.

Программа «100 ФАПов» в целом хорошая, о ней много говорят, есть и другая – высокотехнологичные операции (пороки сердца, операции на суставах и т.д.), на которую в крае было потрачено до 1,5 миллиардов денег, и есть больницы, которые хорошо справляются с подобными операциями, получают средства. Но получается так, что мы создаем ФАПы, внедряем высокие технологии, а участковые больницы, которых осталось в крае меньше десятка всего-то, забыты, по ним решения никакого нет. Политика такая: будем сохранять ЦРБ, туда что-то притягивать, а участковые превратятся в ФАПы, и придется всем ездить в Новопокровку или еще дальше…

- … где тоже далеко не все идеально. И все же, есть ли возможность возродить участковую больницу, привлечь специалистов сюда?

- У нас есть преимущества: для привлечения специалистов не стоит вопрос с жильем. Но как приглашать специалиста, когда не знаешь, будет ли он востребован через год, сохранится ли ставка? Человек приехал, а потом вынужден уехать. И такие примеры уже есть. Когда прекратится сокращение – никто не знает. Сейчас в штате 64 человека, включая вспомогательное и хозяйственное отделения. Во времена СССР на больницу было более 100 ставок, и в то время администрация края понимала, что такое Восток, и расписание было больше на 40-50 % необходимого, было два хирурга, поликлиника в полном объеме, в стационаре – до сорока круглосуточных коек. А сейчас имеем что имеем.

Беседовал Михаил Филатов.

Ранее по теме:
Метки: помощь


  Рейтинг: 5, Голосов: 5



Поделиться
5558
Личный кабинет