Страховые компании, работающие в системе ОМС, выполняют лишь самый минимальный объем функций

3700
В течение многих лет государство не раз пыталось улучшить систему обязательного медицинского страхования. Одним из последних нововведений стало внедрение единого страхового полиса.

Непосредственным объектом изучения стали интернет-сайты 66-ти страховых компаний.
Их проверили по трем основным параметрам: наличие информации о медицинских учреждениях, с которыми работает страховая компания, наличие контактной информации и присутствие на сайте аналитики по теме ОМС.

В целом уровень информационного наполнения порталов оказался достаточно высоким, однако все опубликованные данные крайне слабо ориентированы на потребителя. Он мало что может узнать о том, как функционирует эта система, и какие конкретно услуги оказывают страховые компании. Такая ситуация сложилась отнюдь не случайно, она наглядно отражает те процессы, которые происходят в этой сфере.

По мнению директора Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, российские страховые компании сидят в тихой гавани системы ОМС, реализуя лишь самый необходимый и самый минимальный объем функций. По сути дела, они не занимаются пациентами и не интересуются тем, как их обслуживают. А это подчас приводит к трагическим последствиям.

Вот один из недавних случаев. Женщина попала в больницу с серьезным заболеванием, но к ней там отнеслись халатно. Она позвонила в свою страховую компанию, где ей ответили: «Пишите заявление, будем разбираться». Написала ли больная это заявление, точно неизвестно, зато известно, что помощи от страховщика она так и не дождалась – умерла. Как отмечает Лариса Попович, некоторые страховые компании в подобных случаях действуют оперативно, как им и положено. Но такие встречаются крайне редко, большинство же страховщиков предпочитают ограничиваться лишь выдачей полисов.

К сожалению, так себя вести страховым компаниям позволяют сами их клиенты, которые не требуют от них выполнения всех обязанностей и функций. Не случайно на проверенных сайтах практически не встречаются описания лучших практик страховщиков, равно как и примеры случаев, когда они помогли реальным людям добиться нормального отношения к себе со стороны медицинских учреждений. В итоге нынешние страховые компании системы ОМС мало чем отличаются от чиновников, у которых, как известно, все силы направлены на то, чтобы работать как можно меньше, а получать как можно больше.

Напомним, что сама система обязательного медицинского страхования с участием в ней страховых компаний была создана именно с целью улучшения качества медицинской помощи населению. Прежняя советская практика медпомощи в новых условиях оказалась неэффективной, нужно было ее менять. И от ОМС ждали прорыва. Но, как показывает жизнь, несмотря на внешние перемены в системе медицинского обслуживания, внутренне она почти не изменилась. И в этом виноваты мы сами.

Как обычный человек выбирает страховую компанию? Он исходит, как правило, из двух простых критериев: чтобы полис стоил подешевле, а офис страховщика находился поближе. Что из этого получается, мы уже знаем. Более того, анализ страховых компаний показал нехорошую тенденцию: чем больше у страховой компании застрахованных, тем ниже качество ее услуг.

Как должна работать в идеале система ОМС? Директор по юридическим вопросам интернет-портала для врачей Иван Печерей утверждает, что если пациент недоволен качеством медицинского обслуживания, он должен позвонить в свою страховую компанию и пожаловаться на врачей. Но это происходит очень редко. Чаще всего рассерженные больные идут к юристам, а те подают в суд на медицинское учреждение с требованием материального возмещения ущерба. И процент выигранных дел довольно большой.

То есть, судиться с медиками достаточно перспективно. Но, во-первых, это требует дополнительных расходов, а во-вторых, немалого времени и потраченных нервов. По закону же все заботы по предъявлению претензий граждан к медицинским учреждениям должна взять на себя страховая компания, освободив своего клиента от лишних затрат и хождения по юридическим и судебным инстанциям. Страховая компания обязана также проводить экспертизу качества лечения больного. Более того, эта функция должна быть у нее одной из основных.

Сейчас же страховые компании практически не отвечают за экспертизу, они обычно поступают так, как им советуют чиновники. В итоге страховые компании сегодня сведены до уровня операторов. В то, что они в состоянии оказывать реальную помощь, не верят и сами получатели полисов. Об этом, в частности, свидетельствует статистика судов: в год на 142 миллиона российских граждан возбуждается всего 600 судебных процессов против медучреждений.

Эксперты утверждают, что нужно как можно скорее переходить к полису единого образца. Это снимет целый ряд проблем, и в первую очередь даст возможность получения медицинской помощи не по месту жительства. Однако этот процесс идет крайне медленно: даже в Москве за восемь лет было выдано всего 40 % таких страховых полисов.

Согласно прогнозу Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к 2020 году в объеме средств, выделяемых на медицинскую помощь, 88 % будет относиться к зарплате медперсонала и лишь 12 % придется на все остальное. В такой ситуации важно правильно выбрать приоритеты в развитии здравоохранения. И один из основных приоритетов – это доступность лекарственных средств.

Социологические исследования в России и Евросоюзе выявили различия в представлении граждан о том, кто должен заботиться об их здоровье. Граждане нашей страны полагают, что это, в первую очередь, обязанность государства, европейцы же считают, что человек сам должен следить за собственным здоровьем.

Отсюда и проистекает безразличие к деятельности, а точнее к бездеятельности страховых компаний. Хотя система обязательного медицинского страхования действует в России уже не первый год, большинство россиян очень плохо ее знают. Так, половине беременным женщинам неизвестно о том, что страховая компания обязана в период их беременности оказывать им всяческую поддержку.

Согласно законодательству, с 2015 года в систему ОМС будет включено оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам. Это потребует от страховых компаний и другого уровня предоставления ими услуг и выделения значительно больших средств. Для многих компаний это сопряжено с увеличением их уставного капитала. Времени у страховщиков осталось не так уж и много, но пока не слышно, чтобы они что-то делали в этом направлении. А потому есть опасность, что когда придет срок предоставлять и такой сервис, многие из них окажутся к этому не готовы.

Источник: novopol.ru
Поделиться
3700
Личный кабинет