Прерогатива состоятельных

6664

По мнению экспертов, подавляющее количество проблем отечественного здравоохранения связано с отсутствием полноценной конкуренции между медицинскими учреждениями различной формы собственности. Это выражается и в запретах доступа частных медицинских организаций к оказанию определенных видов медицинской помощи, и в дискриминации частных медицинских организаций при распределении государственных и муниципальных ресурсов, что, несомненно, приводит к демпингу цен со стороны государственных ЛПУ. Упоминают эксперты также и отсутствие в России системы лицензирования медицинских специалистов. Пока что решение этих проблем не найдено, но представители частных медицинских организаций, которые в свете сложившейся ситуации чувствуют себя наиболее ущемленными, в очередной раз подняли актуальные для отрасли и для себя вопросы в рамках I Национального конгресса частных медицинских организаций.

Бой с тенью

Сегодня очевидно, что решить проблемы отечественного здравоохранения, рассчитывая только на систему государственной медицины, невозможно. Страховая система, по которой работает весь цивилизованный мир и которая выбрана вектором развития в нашей стране, немыслима без участия учреждений частной формы собственности. В то же время коммерческая медицина в стране сегодня переживает сложный этап. с одной стороны, мы констатируем уверенный рыночный рост и понимание руководством страны потенциала развития частной медицины. с другой - сталкиваемся с отсутствием современной, цивилизованной нормативно-правовой базы, восприятием частной медицины многими из тех, кто принимает решения, как чужеродного объекта в системе здравоохранения. такая ситуация угрожает не только деятельности частных клиник, которых в России на данный момент более пятидесяти тысяч, но и самой идее модернизации отечественного здравоохранения.

- В данных условиях первоочередной задачей государства, по примеру развитых стран, должно являться построение единой системы здравоохранения, которая будет определяться не формой собственности учреждений, а набором медицинских услуг, оказываемых населению, и качеством медицинской помощи и сервиса, - считает член правления НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» Олег Рукодайный.

Пока что в сознании россиян возможность посещать частную клинику является прерогативой исключительно состоятельных людей. тем не менее, по данным агентства BusinesStat, 25 млн жителей России активно пользуются их услугами. Между тем и граждане, и частный сектор, и государство понимают, что дальнейшее развитие коммерческого здравоохранения, которое является неотъемлемой частью развития экономики страны, возможно только путем так называемого сращивания частного и государственного секторов, стирания между ними границ в сознании населения и допуска первого ко всем направлениям медицинской деятельности. Представители частного медицинского бизнеса к первоочередной задаче власти в этой связи относят обеспечение им беспрепятственного доступа к системе ОМС - не на словах, а на деле.

Во всем мире, в развитых странах в частности, самостоятельно оплачивать медицинскую помощь в полном объеме способно не более 10% граждан, - продол жил Олег Рукодайный. - именно поэтому используется принцип страхования. в рамках ОМС необходимо аккумулировать все средства, направляемые из бюджета на бесплатную для граждан медицинскую помощь. страховые компании должны быть исключены из системы ОМС, которая является механизмом реализации программы государственных гарантий и формируется за счет обязательных платежей, приравненных к налогу, имеющему целевое назначение. При этом дефицит бюджета ОМс покрывается государством.

Выходом из существующей ситуации, когда страховая система по факту способна оплачивать лишь 40% реальных затрат на оказание медицинской помощи, эксперту видится вариант с созданием гибрида ОМС и ДМС, на который власти упорно не хотят идти.

- В сложившейся сейчас ситуации, в которой частная медицина поставлена в неравные условия с государственной, создаются идеальные условия для развития теневой медицины, которая, на мой взгляд, является худшим из всех возможных вариантов, потому что не дает ни гарантий пациентам, ни прибыли в бюджет, - пояснил Олег Рукодайный. - Сейчас частный сектор оказывает лишь консультационные и диагностические услуги, и многие специалисты упрекают его за это в нежизнеспособности, так как он не проводит, к примеру, больших операций и т.д. Но это неудивительно, ведь пока коммерческая медицина будет существовать в таком положении, во-первых, проведение серьезных операций будет стоить очень дорого, во-вторых, к нам не пойдут лучшие специалисты данного профиля, потому что на теневых платежах в системе государственного здравоохранения они заработают больше.

Субъект права

Но не только дискриминация является центральной проблемой сегодняшней медицины. По словам экспертов, российское здравоохранение на пути к дальнейшему развитию нуждается в глобальной реконструкции, а для этого врач должен стать субъектом, а не объектом права.

В последние годы очень многое говорится об объединении медицины и бизнеса, так как это позволяет минимизировать расходы в некоторых областях и создать мощный фундамент для роста экономики страны. но бизнес не заинтересован идти в здравоохранение, потому что сегодняшнее положение дел в отрасли не располагает к развитию рыночных механизмов, а похоже больше на процесс выживания - это вряд ли способно привлечь инвесторов. По мнению экспертов, ситуацию способно изменить появление саморегулирования в здравоохранении. Об этом говорится уже давно, но дальше разговоров процесс не идет, в первую очередь потому, что он требует глобальных преобразований. При этом саморегулирование организаций здравоохранения не исключает, а дополняет лицензирование медицинской деятельности, которое необходимо для создания «здоровой» медицины.

- Согласно новому закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» с 2017 года в России наконец-то будет осуществляться переход к лицензированию врачей, - рассказал председатель правления НП «национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения» Сергей Мисюлин. - Это то, чего все так долго ждали, но, на наш взгляд, процесс сильно затянулся. если Минздравсоцразвития РФ планирует ввести лицензирование только с 2017 года, то, может быть, к 2020 году система будет нормально работать.

И появится ли лицензирование в том виде, в котором его ожидает увидеть общественность? Эксперты сомневаются. в данный момент государство, лицензируя медицинскую деятельность и осуществляя за ней контроль, не несет ответственности за участников рынка. Государство, выдавая врачу документы о медицинском образовании, не несет ответственности за его квалификацию и последствия его деятельности. также государство в настоящее время не контролирует вопросы управления качеством при оказании медицинской услуги. несмотря на то, что лицензирование в сфере здравоохранения существует, оно не исключает нахождение на рынке недобросовестных игроков. Устранят ли грядущие преобразования эти недостатки, покажет время.

Административный избыток

Пока что в России не сформировано профессиональное врачебное сообщество, способное нести ответственность за квалификацию и действия врачей. Ответственность за оказание медицинских услуг в условиях действующего законодательства несет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

- В данный момент в нашей стране нет такой мощной организации, которая смогла бы контролировать эти процессы. существующие медицинские сообщества при всех своих достоинствах не способны управлять, а именно такую функцию они и должны выполнять, - считает Сергей Мисюлин. -Но все предпосылки для создания подобной организации уже есть.

Отсутствие саморегулирования, по мнению специалистов, провоцирует пробелы в законодательстве, которыми активно пользуются контролеры при проведении государственного надзора и контроля, применяя, скажем, нормативно-правовые требования, предназначенные для исполнения в государственных учреждениях, к частным организациям. При этом вместо надзора за исполнением законодательства в области здравоохранения ими в большей степени используется контроль за хозяйственной деятельностью субъектов частной системы здравоохранения.

- В частных клиниках всякого рода проверки проводятся в два раза чаще, чем в государственных, и штрафные санкции применяются к нам в два раза чаще, но, несмотря на это, по статистике, в бюджетных ЛПУ нарушений выявляется больше, чем в коммерческих, это говорит о том, что частная медицина в стране более пациентоориентирована, - утверждает исполнительный директор НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» Сергей Лазарев. - В нашей стране уже нормой считается, что проверка проводится не по факту данных, изложенных в жалобе, а повсеместно, с целью зацепиться хоть за что-то.

Следствие сложившейся ситуации - российское общество утрачивает доверие к системе здравоохранения в целом.

Регулирование медицинской деятельности в России осуществляется исключительно через систему административного управления. Вместе с тем опыт стран, достигших высоких показателей здоровья населения, свидетельствует, что в условиях рыночной экономики создать эффективную систему здравоохранения без введения саморегулирования, а только за счет совершенствования системы административного управления отраслью невозможно. Таким образом, предпринимательское сообщество заинтересовано в кардинальном изменении сложившейся ситуации, которое должно быть выражено в формировании новых институтов, в первую очередь направленных на защиту общественных интересов и интересов пациента и тех, что создадут основу для развития современного и цивилизованного рынка частных медицинских услуг.

Ольга ЛУТОВИНОВА

Источник: privatmed.ru



Нет голосов



Поделиться
6664
Личный кабинет