Бизнес с человеческим лицом
9153
«Всякое богатство проистекает из добродетели»
Сократ
В США и странах Европы социальная направленность бизнеса, несмотря на свою признанную значимость, давно уже стала нормой - явлением обыденным и повседневным. Между тем как, многие российские предприниматели до сих пор воспринимают её как досадную повинность или пустую трату денег. Тем не менее, в нашей стране есть ряд социально-ориентированных компаний, руководители которых не только осуществляют активную социальную политику, но и считают её непременной и обязательной составляющей успешного бизнеса, как наш сегодняшний собеседник, известный предприниматель, президент крупного холдинга «Монастырёв и Ко» Александр Монастырев.
- Александр Вячеславович, Вы вот уже на протяжении 20 лет успешно занимаетесь бизнесом, как Вы считаете, должен ли бизнес быть социально ориентированным?
- Современный цивилизованный бизнес, безусловно, должен быть социально ориентированным. Я уверен, что без повышения социальной ответственности бизнеса шансы человечества на выживание сильно уменьшаются. Считаю, что нельзя быть успешным отдельно от других. Ведь поступательное стабильное развитие бизнеса невозможно без социальной ответственности. И я как предприниматель, также являющийся частью общества, рассматриваю это не как обязанность, а как инвестицию в будущее, наше общее будущее.
- Что Вы лично вкладываете в понятие социальная ответственность?
- Это понятие ёмкое и многогранное. Оно включает в себя ответственность компании перед людьми и организациями, с которыми связана ее деятельность, а также перед обществом в целом. Если бизнес позиционирует себя как социально ориентированный, в нем нет места погоне за прибылью любой ценой. Товар или услуга должны предоставляться по минимальной цене. Мы работаем для людей, на улучшение качества их жизни – это основной принцип деятельности нашей компании. Поэтому мы представляем своим покупателям качественные продукты и услуги - сеть аптек «Монастырев и Ко» предлагает широчайший ассортимент лекарственных препаратов по минимальным ценам только от проверенных производителей. Кроме того, мы делаем всё возможное, чтобы посещение наших аптек было максимально комфортным. В этом легко убедиться. Поэтому у нас так много постоянных клиентов.
- Насколько мне известно, Вы заботитесь не только о потребителях. Не секрет, что на Ваших предприятиях практически нет текучки кадров.
- Это правда. Наш холдинг высоко ценит своих сотрудников. Люди для нас – главный капитал, поэтому каждый работник «Монастырёв и Ко» имеет достойную зарплату, безопасные условия труда, социальные гарантии. Мы заинтересованы в том, чтобы в нашей компании работали настоящие профессионалы, лучшие в своём деле, поэтому уделяем огромное внимание повышению квалификации сотрудников: их подготовке, переподготовке, обучению. Все сотрудники холдинга имеют возможность для карьерного и личного роста. Кроме того, в компании существует система дополнительных стимулов и социальных гарантий, среди которых - компенсация мобильной связи, корпоративное такси, выплаты сотрудникам, имеющим детей, и многое другое.
- Известный факт, что визитной карточкой Вашей компании также является приверженность её сотрудников к здоровому образу жизни. Как Вы этого добились?
- Не скрою, приятно слышать, тем более что это действительно так. Я убеждён, что здоровье сотрудников — залог успеха бизнеса в целом, потому что только крепкий телом и духом человек способен плодотворно и успешно работать. А в связи с тем, что мы работаем в области здравоохранения – это для нас ещё и вопрос имиджа. Поэтому каждую весну-осень проводим работу по профилактике здоровья сотрудников путём витаминизации и иммунизации. Кроме того, большая часть сотрудников холдинга активно занимаются спортом, а компания оплачивает эти тренировки. Благодаря такой поддержке, даже те, кто до этого не занимался спортом, отправились в спортзалы, записались в секции, в бассейн, стали приверженцами здорового образа жизни. Так что больничные листы в нашем холдинге – редкость.
- Вы ведь уделяете большое внимание спорту не только как руководитель крупной компании, но и как президент общественной организации «Союз спортивных федераций», а также Федерации лёгкой атлетики Приморского края. Это тоже проявление социальной ответственности. Что Вам удалось уже сделать на этом поприще, чем можете похвастать?
- В этом качестве занимаюсь системной поддержкой приморского спорта – от разработки программ развития физкультуры и спорта на территории края до финансирования поездок наших спортсменов на соревнования различного уровня. И это, надо заметить, уже приносит свои плоды. В прошлом году в активе приморских легкоатлетов были 1 золотая и 2 серебряных медали, завоёванные на чемпионате мира; 5 золотых и 1 серебряная медаль - на первенствах Европы; 10 золотых, 9 серебряных и 9 бронзовых - на первенствах России. По результатам выступлений наши команды перешли в Российскую Высшую лигу. Таких высоких достижений в Приморье не было уже более 50 лет. В 2012 году наши спортсмены только на российских соревнованиях взяли 12 золотых, 8 серебряных и 8 бронзовых наград. А приморский легкоатлет Иван Зайцев стал чемпионом мира по спринтерскому бегу в эстафете четыре по двести. И я уверен, что это не предел. Также ведётся укрепление и обновление тренерского состава. В общем, работы хватит на долгие годы вперёд.
- Александр Вячеславович, помимо всего Вы активно занимаетесь благотворительностью и даже награждены орденом царевича Дмитрия «За дела милосердия». Кого Вы поддерживаете, кому адресована Ваша помощь и почему Вы этим занимаетесь?
- Благотворительность – это вопрос нравственности каждого человека. Я занимаюсь этим, потому что по-другому не могу. И здесь я придерживаюсь принципа – меньше говорить, больше делать. Известно, что поступки красноречивее слов.
- И всё-таки? Знаю, что Вы помогаете своим бывшим учителям. Почему об этом не сказать?
- Когда-то я окончил знаменитую школу – интернат №2 под руководством народного учителя СССР Н.Н Дубинина, класс с углубленным изучением физики, математики и информатики. И это стало для меня школой в самом широком смысле, а встреча с Николаем Николаевичем, Учителем с большой буквы во многом определило мою дальнейшую жизнь. Сегодня я, входя в попечительский совет фонда, названного его именем, уже сам могу помочь своим учителям. Фонд Н.Н. Дубинина выплачивает бывшим работникам образования пособия, что является неплохим подспорьем при мизерных пенсиях. Также Фонд организует культурные и спортивные мероприятия.
- Вы также входите в правление «Российского детского фонда»?
- Вижу, что Вы хорошо подготовились. Я убеждён, что детям помогать необходимо. Во-первых, потому что они не в состоянии помочь себе сами. Именно поэтому мы уже 15 лет оказываем поддержку Приморскому отделению «Российского детского фонда». Эта организация реализует ряд программ, направленных на помощь малообеспеченным семьям, одаренным детям и тем, кто оказался в критической ситуации. Во-вторых, помощь детям, которые лишены поддержки семьи, вклад в их воспитание, физическое и интеллектуальное развитие – это вклад в будущее страны, как бы пафосно это не звучало. Потому же я делаю упор и на развитие детского спорта, в частности, на организацию секций, в которых все смогут заниматься бесплатно и проведение соревнований различного уровня. Наша задача – вырастить здоровое поколение, забрать детей с улицы. Спорт дает возможность мальчишкам и девчонкам заняться делом, окрепнуть физически, закалить себя, свой характер, научиться добиваться цели и побеждать. Это будущее России, и мне не всё равно, каким оно будет. Я хочу жить в стране, созданной умными, целеустремлёнными и здоровыми людьми.
- Спасибо большое за содержательную и откровенную беседу. Желаем Вам успехов во всех Ваших благих делах.
- Спасибо. И Вам всего доброго.
На примере компании «Монастырёв и Ко» очевидно, что социальная ответственность и бизнес не только совместимы, более того они тесно связаны между собой, практически неразрывны. Если предприятие ориентирует свою деятельность не только на получение максимальной прибыли, но и на интересы общества – это процесс взаимовыгодный. Ведь люди получают при этом конкретную помощь, что улучшает социальный климат в обществе, а компания - соответствующий положительный имидж и устойчивую репутацию, что делает бизнес привлекательным для потенциальных партнёров и потребителей. Следовательно, социальная ответственность с одной стороны увеличивает эффективность бизнеса, с другой - придает ему человеческий облик, и в долгосрочной перспективе вложения в решение общественных проблем неизбежно окупятся сторицей. Проблема заключается лишь в том, что не все предприниматели сегодня способны видеть подобную перспективу. Возможно, наша публикация им в этом поможет.
Ксения Осеева
сайт Александра Монастырева
ранее по теме
сайт Александра Монастырева
ранее по теме
Быть здоровым легко с «Монастырёвым и Ко»
К здоровью – без очереди