Обратная сторона медицинской революции
5315
25 января состоялось кулуарное мероприятие создания Общества врачей России (ОВР) под руководством д-ра Чазова, уже окрещенного "обществом академиков". Это вызвало резкое неприятие со стороны Национальной медицинской палаты. Но что произошло в действительности?
Старейшая Российская медицинская организация (РМА), образованная 17 августа 1993 г., и позднее возникшее Российское медицинское общество (РМО, 21ноября 1996 г.) были оттеснены созданием в 2010 г. Национальной медицинской палаты (НМП). Понятно, выдвини НМП идею, противостоять которой РМА и РМО оказались бы не в состоянии. На самом деле просто д-р Рошаль решил покинуть Общественную палату РФ, платформа которой ему показалось тесной и далекой от его профессионального ареала. Пользуясь давней близостью с властью, он даже не рисковал на шоу, где взгрел прежнюю г-жу министершу, снискав себе дополнительный "респект и уважение".
Увидев политическую конъюнктуру в промоушене старого нового Президента, он тут же влился своим детищем в Народный фронт и буквально избороздил просторы Родины на предоставленном ему по этому случаю бизнес-джете, попутно сея отделения НМП. В Палату верстались и благотворители, и железнодорожники, и предприниматели, и аптечные конторы, и маги-чародеи.
А вот идеологическая основа отсутствовала. Где слышал звон, оттуда и черпал. И ненавистный закон, на котором НМП попыталась сделать дополнительный пиар, подобно чемоданам компромата Руцкого, подоспел как нельзя кстати. Сначала сели делить полномочия медицинской общественности от щедрот прежнего министерства. А потом, видя, что новая г-жа министерша – начальница только своего кресла, решились на большее.
В комитете Госдумы по охране здоровья сторонники д-ра Рошаля разработали способ передать НМП часть функций Минздрава, касающихся медицинского сообщества – даже больше, чем это предусмотрено законом.
И вот тут началось. Тому есть своя предыстория. Еще прежняя г-жа министерша присматривалась к РМО. Ведь это – единственная организация, представляющая Россию во Всемирной медицинской ассоциации. Наводнили РМО академиками, прочили в начальники того же д-ра Чазова, а потом выяснилось: Устав оказался скроен по импортным лекалам, и российского своевольства функционеров не допускает. А тут еще письмо со стороны с множеством неудобных для д-ра Чазова вопросов, почему он пренебрегает предусмотренными Уставом процедурами. Академики отступились – не судиться же людям на смех! Решили сделать свое. И вот – сделали. И все академики, прежде членствовавшие в РМО (а частично и в НМП), вмиг переметнулись в ОВР.
Конечно, то, что подгадали в самый раз, когда НМП вконец уж распоясалась, то, что аппетиты и претензии, планы и перспективы ОВР один в один слизаны у НМП, свидетельствует, что закулисная-то сила здорово постаралась противопоставить обоих. А то, что ОВР стала боевой группировкой академиков, по существу дублируя уже РАМН, демонстрирует различие весовых категорий. Поле НМП д-ра Рошаля отжали ровно так же, как он в свое время отжал это поле у РМА и РМО. Теперь на этом поле ОВР д-ра Чазова планирует делать не более, чем то же самое, что пыталась делать НМП д-ра Рошаля, и самое главное – с тем же идеологическим вакуумом.
Но, строго говоря, что отжали? Каким является это поле? Это – поле учреждений здравоохранения, только федеральных и региональных (за изведением муниципальных). Ни НМП, ни ОВР – объединения не медработников, а их работодателей. Это – помимо прямо предназначенных для этого – еще одна, как бы общественная, линия заградотрядов для медработников. Строго по НКВДвски.
Минздрав будет спускать приказы. Регионы – свои. А вся общественная рать функционеров от бюрократии и от науки через ОВР будет вершить коллективный суд и расправу над теми, кто еще является работником учреждений здравоохранения.
НПМ не захотела остаться на обочине. И уже в понедельник 28 января д-р Рошаль д-ру Чазову: "Приди, княже, под знамена НМП!".
Отсюда вопрос спасения НМП не стоит. Медработникам о себе пора бы подумать. А путей видится немного. Первый – это уходить из профессии. Массово. Через силу, потому что медицина – это жизнь каждого из них. Но, кроме как преодолеть себя, другого – нет. Продавцы в магазинах зарабатывают много больше. Второй – это вложить душу и силы в создание зубастых и когтистых профсоюзов (пока медики еще работники), способных и противостоять, и требовать положенного, и отстаивать права каждого своего члена, обучаясь экономике и праву, создавая свои воскресные школы, как в начале прошлого века. Третий – валить.
Либо нужно кардинально менять правовое положение врача в стране, чтобы стал он самостоятельным субъектом гражданского права.
Это – не открытое письмо кому бы то ни было. Никого ни к чему не призываю. И это не рецепт. А, скорее, приглашение к осмыслению. Того, что было. Того, что есть. Того, что будет.
Если в огромной стране по естественной убыли врачебных кадров, из-за отъезда пока еще молодых и уже опытных и ухода из профессии остальных не останется, кем помыкать, помыкающим придется не сладко. По социальным причинам. А иначе – ничего не решится. И ни для кого.
Д.м.н., к.ю.н. Алексей Тихомиров
medportal.ru
ранее по теме
Раскол российских врачей
medportal.ru
ранее по теме
Раскол российских врачей
Врачебное лобби обойдется без лишнего PR