Министерские тезисы: Ожидания и реалии
О шестидневной рабочей неделе в государственных ЛПУ. Татьяна Голикова: По официальным документам (есть такой приказ Минздрава), суббота - рабочий день. Выходной один - воскресенье. Но, надо признать, норма эта не везде работает: в лучшем случае в субботу вы найдете в поликлинике дежурного врача, реагирующего только на самые «острые» ситуации.
Владивостокские ЛПУ уже давно работают по шестидневному графику. К примеру, в первой и третьей поликлиниках, в субботу можно обратиться в ЛПУ до 15-00. «В субботний день ведется прием терапевтов, уролога, травматолога»,- сообщили «Владмедицине» в первой поликлинике.
О кадрах на селе. По словам Голиковой, там не хватает и специалистов определенных профилей - хирургов, онкологов, реаниматологов. «Исправляем ситуацию несколькими путями: во-первых, переориентируем имеющихся врачей, чтобы они прошли переподготовку по необходимым специальностям. Во-вторых, вместе с минобрнауки корректируем подготовку молодых специалистов. Уже два года все регионы на основании нашего запроса заполняют так называемый кадровый регистр, где указывают буквально «поштучно», сколько и каких специалистов нужно, кто в дефиците. Это дает нам возможность вместе с советом ректоров медицинских и фармацевтических вузов реально планировать количество студентов по разным специальностям»,- подчеркнула министр.
По ее словам, помимо миллиона рублей, выделяемого специалисту, пожелавшему уехать в сельскую местность, необходимо, чтобы регион, в свою очередь, предоставил молодому врачу жилье, дал иные социальные гарантии.
Местные специалисты считают предлагаемые министром меры неэффективными. По словам, заведующего кафедрой факультетской хирургии, урологии ВГМУ, д.м.н. Кирилла Стегния, выучить на хирурга специалиста иного профиля попросту невозможно. «Это не только призвание, но и жесткая практика, которую будущий специалист проходит на протяжении всего своего обучения. А за 4 месяца или год нельзя создать нового хирурга»,- считает Кирилл Владимирович.
По его словам, студенты крайне неохотно едут в провинцию, и миллион рублей вряд ли решит проблему сельского здравоохранения. «Возвращаются, в основном, те специалисты, которые изначально приехали из деревень. При этом, пройдя обучение во Владивостоке, молодые люди видят разницу между оборудованием и отношением к врачу в городе и на селе. В последнем зачастую медицина находится в каменном веке, слабо оснащена инструментарием»,- добавляет Кирилл Стегний. По его мнению, многие из будущих хирургов уже во время обучения прекрасно понимают, что даже получив миллион за переезд, будут вынуждены работать за зарплату в 7 тысяч рублей.
О лицензировании врачей. С 1 января 2017 года планируется перейти от лицензирования учреждений к лицензированию врача. По мнению Татьяны Голиковой, прежде всего, повысится ответственность каждого конкретного врача, с него лично можно будет спросить за качество оказываемой помощи. Мы пока только обсуждаем со специалистами, как будет проходить лицензирование. Если человек не проходит переподготовку, значит, он не имеет права претендовать на подтверждение документа, разрешающего заниматься медицинской деятельностью. И это требование будет единым для любой клиники - государственной или частной, все равно»,- уверена министр.
Врач уролог, д.м.н.,профессор кафедры факультетской хирургии, урологии Вадим Данилов считает, что данная система лицензирования очень выгодна для Минздрава, прежде всего с экономической точки зрения. «Теперь за получение лицензии будет платить каждый врач, поэтому многое будет зависеть от толщины кошелька отдельно взятого специалиста. В дальнейшем, затянуть потуже пояса придется уже и пациентам»,- уверен Вадим Валерьевич.
Об оценке эффективности работы главврачей. По словам министра, в 2008 году были разработаны критерии оценки их деятельности. «Там довольно много показателей, которые дают представление о результатах работы учреждения. От этого зависит и премирование руководителей. Более того, результаты ежеквартально размещаем на своем сайте. Когда некоторые из них оказались либо вовсе депремированными, либо частично депремированными, им было крайне некомфортно, когда их же коллеги видели, какие у них оценки деятельности. Система жесткая, но, по-моему, работает она достаточно успешно»,- уверена Голикова. По ее словам, необходимо переходить на оценку деятельности главных врачей. «Самое главное, чтобы она была публичной не только для тех, кто их назначает, но и для всех пациентов. А если еще «не спускать», если есть нарушения, освободить одного-другого руководителя, уверяю вас, остальные обязательно подтянутся»,- добавила министр.
Приморские специалисты соглашаются с Татьяной Голиковой в необходимости создания эффективной системы оценки деятельности работы главврачей. «К сожалению, эффективных менеджеров в Приморье, можно пересчитать по пальцам одной руки»,- уверен врач онколог маммолог, д.м.н., профессор Владимир Апанасевич. Директор института вертеброневрологии и мануальной медицины Анатолий Беляев, в свою очередь отмечает, что должно быть несколько параметров оценки работы главврачей. «Чем больше их будет, тем объективней можно будет оценивать того или иного специалиста. По крайней мере, наши менеджеры не хуже специалистов из других российских регионов»,- уверен Анатолий Федорович.
О лекарственном страховании. По мнению Татьяны Голиковой, предпочтительнее иметь такой механизм, когда лекарства продаются не на торгах, а когда устанавливается конкретная цена возмещения по каждой группе препаратов. «И в любой аптеке можно приобрести лекарство. Устраивает более дешевый аналог - берешь дешевое, если его стоимость ниже цены возмещения, оно вообще будет выдаваться бесплатно. Если хочешь лечиться более дорогим оригинальным препаратом - доплачиваешь разницу между аптечной ценой и ценой возмещения»,- резюмировала она.
По информации источника «Владмедицины» в медицинском страховании, данная модель нуждается в очень тщательной проработке. «Это, в первую очередь, работа с живыми деньгами. И чем сложнее система, тем больше в ней может возникнуть сбоев. Уже сейчас можно представить, что все возмещения доплат будут отражаться документально, отчего документооборот грозит вырасти в разы»,- уверен источник.
Исходя из ответов нынешнего министра, изменения в здравоохранении предстоят большие. Однако уже сейчас эксперты высказывают здоровый скепсис по поводу многих предложений министерства. Изменения, безусловно, нужны, но в данном случае, их необходимо производить с учетом местных реалий и с привлечением к обсуждению местных специалистов. В противном случае, сведение частного к целому, навязывание единой парадигмы не только не изменит нынешнюю ситуацию в здравоохранении, но и может еще больше усугубить ее.