Вовлеченность пациента поднимет медпомощь на новый уровень

4677

Одним из ключевых приоритетов современного здравоохранения международное профессиональное сообщество обозначает безопасность пациента. С 2019 года ее глобальная роль даже зафиксирована в календаре медицинских дат. Теперь 17 сентября отмечается Всемирный день безопасности пациентов. Несмотря на то, что качеству оказания медицинской помощи уделяется повышенное внимание, риски не исключены. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют: в разных странах при оказании первичной и амбулаторной медпомощи вред причиняется четырем из 10 пациентов. Вот еще один факт: несоблюдение правил безопасности при оказании хирургической помощи является причиной осложнений почти у 25% больных.

В Приморье тщательно ведется контроль над соблюдением прав пациентов, оперативно рассматриваются все поступающие обращения жителей края, проводится оценка медицинских услуг на соответствие установленным нормам. Вместе с тем одним из трендов сегодняшнего дня становится вовлечение пациента и даже его родственников в процесс безопасного оказания медицинской помощи. Как же их активное партнерство с медработниками скажется на результатах лечения? Каким может быть взаимодействие врача и пациента? В чем ценность такого содружества? Эти вопросы корр. портала VladMedicina.ru адресовала руководителю Территориального органа Росздравнадзора по Приморскому краю Татьяне Нестеренко.

Татьяна Нестеренко, Росздравнадзор, контроль и надзор, права пациентов, Всемирный день безопасности пациентов, партнерство врача и пациента

«Ничего обо мне без меня»

- Татьяна Серафимовна, можно ли говорить об особенностях Дня безопасности пациентов-2023?

- Да, они отражены в лозунге нынешнего года: «Поощряйте пациентов высказывать свое мнение!», что говорит о серьезных изменениях в парадигме восприятия их роли в процессе лечения. Если раньше в основном действовал принцип принятия медицинских решений «за пациентов», то сегодня – «вместе с пациентами». Важно сделать все необходимое для того, чтобы они участвовали в выработке политики, были представлены в структурах управления, привлекались к совместной разработке стратегий по обеспечению безопасности и становились активными партнерами медицинских работников при оказании помощи.

- Что даст вовлечение пациентов и их семей в процесс лечения?

- Начну с главного – это повысит безопасность и качество медицинской помощи. Пациенты знают свои симптомы и свою реакцию на лечение лучше, чем кто-либо другой, заинтересованы в позитивном сценарии, поэтому их участие позволяет медработникам ничего не упустить и добиться поставленных целей в лечении и реабилитации. Кроме того, участие пациентов в группах или комитетах по анализу нежелательных событий позволяет увидеть иную точку зрения на рутинные процессы – и это хороший импульс для инновационных решений в различных процессах, включая стандартизацию. Еще один немаловажный момент - партнерство с пациентом и его семьей свидетельствует об уважении к ним. «Ничего обо мне без меня» - так выражается эта ценность.

Татьяна Нестеренко, Росздравнадзор, контроль и надзор, права пациентов, Всемирный день безопасности пациентов, партнерство врача и пациента

Ни одно обращение не остается без ответа

- А сами пациенты знают о новой парадигме?

- Достаточно зайти на официальный сайт центрального аппарата и территориального органа Росздравнадзора по Приморскому краю - они максимально информативны, доступны и открыты для обратной связи с гражданами. Если говорить о продвижении темы вовлеченности пациентов в оказание медицинской помощи, здесь можно найти массу интересных данных. Кроме того, наше ведомство принимает активное участие в проведении тематических мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов, включая инициативы по привлечению внимания пациентов и их родственников к вопросам ответственности за собственное здоровье. То есть тренд «не замалчивается», он обсуждается в широком информационном поле.

- И все же ошибки не исключаются…

- Действительно, медицина является деятельностью повышенных рисков. К сожалению, они не всегда могут быть сведены к нулю. Факт признания этого обстоятельства как раз и послужил толчком для интенсивной работы по повышению качества и безопасности в здравоохранении. Но, безусловно, проблемы есть. О них свидетельствуют обращения граждан, поступившие в адрес Территориального органа Росздравнадзора по Приморскому краю. Основная тема - вопросы качества и безопасности медицинской деятельности.

Татьяна Нестеренко, Росздравнадзор, контроль и надзор, права пациентов, Всемирный день безопасности пациентов, партнерство врача и пациента

- Татьяна Серафимовна, а какова динамика обращений жителей Приморья в Росздравнадзор?

- Давайте обратимся к статистике. Если в 2020 году специалисты территориального органа зарегистрировали 869 обращений граждан, то в 2021 году –787, а 2022-м еще меньше – 719. Налицо тенденция к снижению запросов, и это положительный результат. Тем не менее письменные обращения, телефонные звонки и электронные сообщения приморцев нельзя назвать редкими. Мы рассматриваем их как индикатор удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских услуг. А поскольку основной задачей Росздравнадзора является обеспечение права граждан на качество и доступность медпомощи, территориальный орган тщательно работает со всеми обращениями, чтобы противодействовать нарушениям в дальнейшем. За все время нашей работы не было ни одного нарушения ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан». При этом важно не только уложиться в срок, но и в 100 процентах случаев дать заявителю исчерпывающую информацию. Поэтому повторных обращений практически не бывает.

- Что происходит после выяснения обстоятельств жалобы?

- Если в результате рассмотрения обращения выявляются признаки нарушений в медорганизации или аптеке, территориальный орган делает предостережение, поясняя, какое причинение вреда здоровью пациентов они могут нанести. А лечебное учреждение принимает меры: обучает специалистов, приобретает оборудование, подробно разбирает случай для предотвращения подобного в будущем… В целом, работа с обращениями граждан серьезно влияет на повышение безопасности оказании медпомощи в будущем.

Татьяна Нестеренко, Росздравнадзор, контроль и надзор, права пациентов, Всемирный день безопасности пациентов, партнерство врача и пациента

- А как ведется работа по недопущению нарушений?

- Еще древние врачи говорили: «Любую болезнь легче предупредить, чем лечить». Это правило в полной мере применимо и к контрольно-надзорной деятельности, которую проводит территориальный орган. Мы активно используем различные формы профилактических мероприятий, и механизм показал высокую востребованность. Так, хочу также подчеркнуть актуальность профилактических визитов, когда представитель ТО выезжает в организации, в том числе и за пределы Владивостока, для того чтобы оказать методическую помощь, предупредить нарушения, своевременно информировать о новых нормативных документах. Каждый специалист уделяет пристальное внимание этому направлению, которое имеет важное значение для повышения безопасности оказания медицинской помощи пациентам Приморского края.

Общение – медицинский навык?

- Татьяна Серафимовна, мы говорили о вовлеченности пациентов непосредственно в процесс оказания медицинской помощи. Что еще зависит от людей?

- Самое главное - заботиться о сохранении своего здоровья, своевременно проходить медицинские осмотры, заниматься профилактикой этих заболеваний. Это обязанность каждого гражданина! Повышение безопасности медицинской помощи не является ответственностью одних только медицинских работников – оно возможно лишь при активном участии пациентов, их родственников, общества в целом!

- А что важно для пациента в процессе оказания медицинской помощи?

- Играют роль инфраструктура медучреждения, комфорт, присутствие и вовлеченность родных и близких, эмоциональная поддержка, проявление сочувствия, информированность и другие важные факторы. Тем не менее доказано: коммуникативные навыки сотрудников медорганизаций важнее, чем условия пребывания, скажем, в стационаре. Поэтому всему медицинскому персоналу сегодня очень важно учиться эффективному общению.


Фото: fool.com




  Рейтинг: 5, Голосов: 9



Поделиться
4677
Личный кабинет