Актуальные IT-решения в диагностике и лечении на расстоянии
Телемедицинские технологии все более прочно входят в клиническую практику лечебных учреждений Приморья и занимают там свою особую нишу. По сути, речь идет о помощи более опытных, компетентных и квалифицированных врачей владивостокских медицинских организаций третьего уровня коллегам из районных ЦРБ в постановке диагноза, назначении оптимальной тактики лечения и ведении больных в сложных неоднозначных случаях. Техническую возможность телемедицинского консультирования в региональном сегменте на высоком профессиональном уровне обеспечила команда инженеров-программистов ГАУЗ «Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» под руководством директора учреждения Марии Волковой.
Новые технические возможности
- Чтобы проект успешно стартанул и набрал требуемые ресурсные объемы, были созданы все технические и организационные предпосылки, - рассказал корр. портала VladMedicina.ru заместитель директора ПК МИАЦ по информатизации Владимир Мазурчук. - Была проделана большая подготовительная работу по обеспечению необходимой инфраструктуры, оснащению ЦРБ современными автоматизированными рабочими местами с мультимедийным оборудованием. В Приморье существовала серьезная потребность в подобных форматах оказания помощи, особенно со стороны детских фтизиатров.
В настоящее время техническая платформа и функционал позволяют вести полноценный электронный документооборот, обмениваться цифровыми снимками, а также голосовыми, текстовыми и видеосообщениями. Система упорядочивает данную процедуру, в ней по аналогии с сервисом записи выкладывается актуальное расписание врачей и сохраняются сделанные назначения и рекомендации.
Три формата телемедицинских консультаций
Как пояснил ведущий инженер-программист ПК МИАЦ Александр Лишманов, в системе телемедицинских консультаций предусмотрено три режима взаимодействия: «врач - врач», «врач - медицинский консилиум» и «врач - пациент», пока наиболее распространенный и широко применяемый вариант - первый.
- Мы провели опытную эксплуатацию системы ТМК в 10 учреждениях здравоохранения Приморья летом этого года, - поделился Александр Юрьевич. - В частности, краевой онкодиспансер использует для консультирования коллег только ее, причем регулярно, достаточно давно, успешно и в серьезных объемах. На практике это выглядит следующим образом: врач краевого медучреждения первого-второго уровня, которому требуется помощь специалистов медорганизации третьего уровня, делает запрос на телемедицинскую консультацию, исходя из наличия свободных электронных слотов, и он появляется в системе с назначением конкретного дня и времени для связи. По каждому обсуждению того или иного клинического случая ведется протокол, который подписывается, заносится в систему.
Востребованный сервис для пациентов
Цифровое взаимодействие между специалистами Владивостока и Приморья осуществляется по нескольким актуальным медицинским направлениям. Так, с середины года в формате «врач - врач» уже проведено 10 телемедицинских консультаций по акушерству и гинекологии, 293 - по онкологии, семь - по кардиологии, 18 - по инфекционным заболеваниям и три по фтизиатрии.
Кстати, совсем скоро выйдет новый приказ министерства краевого здравоохранения, который четко регламентирует, какое медучреждение третьего уровня и по какому лечебно-диагностическому профилю будет оказывать телемедицинскую консультативную помощь. Со следующего года их перечень расширится - планируется задействовать все приморские лечебные учреждения третьего уровня.
В настоящее время формат «врач - пациент» с возможностью предварительной записи обкатывается в тестовом режиме во Владивостокской поликлинике №6. Проверка, оценка и устранение замечаний продлятся до февраля 2023 года. Полноценно сервис данный заработает в следующем году.