Наталья Карпенко: Поддержка остеопата нужна с рождения
Впервые об остеопатии в нашей стране узнали в 1989 году, когда Виола Фрайман прочитала лекцию в СССР. Выступление ведущего остеопата мира, автора фундаментальных работ по травмам и восстановлению детей с натальными повреждениями центральной нервной системы открыло дверь в новое измерение. А уже в 1991 году в научно-исследовательском детском ортопедическом институте имени Г.И. Турнера в Санкт-Петербурге Фрайман продемонстрировала свой «волшебный» метод на девочке, у которой отсутствовала одна из костей предплечья. Хирурги готовили ребенка к ряду операций. Но Виола во время своих сеансов просто накладывала руки на маленькую пациентку и, казалось, ничего больше не делала. Однако через полгода участники мастер-класса были поражены, узнав, что кость девочки начала «расти».
Российские врачи столкнулись с тем, что существует другая медицина, где основным диагностическим и лечебным инструментом являются руки доктора и его понимание, восприятие, видение, чувствование происходящего...
Страницы истории
А в это время в Приморье инициативная группа во главе с доктором Анатолием Беляевым уже учредила Дальневосточное отделение Ассоциации мануальной медицины. С даты ее рождения – 12 февраля 1991 года – берет официальное начало мануальная медицина на Дальнем Востоке. Ее развитие оказалось столь мощным, что вскоре появилась остеопатия – высший полет технологии. С 2005 году совместно со специалистами из Санкт-Петербурга во Владивостоке открывается Школа остеопата. А сегодня в каждой из пяти клиник Приморского института вертеброневрологии и мануальной медицины во Владивостоке и одной - в Находке сосредоточены уникальные техники, работают высококлассные специалисты. Несмотря на то, что врачи остеопаты и мануальные терапевты проводят диагностику и лечение руками, их воздействие по праву считают высокотехнологичной помощью.
О том, что же за таинство происходит во время приема у остеопата и как мануальные практики способны повлиять на развитие ребенка, заведующая детским отделением Приморского института вертеброневрологии и мануальной медицины Наталья Карпенко рассказала в интервью корр. портала VladMedicina.ru.
«Принявший первые роды в истории планеты был остеопатом»
- Наталья Александровна, когда смотришь на работу остеопата, кажется – ничего не происходит…
- … но когда врач, подержав в руках ребеночка с явной асимметрией тела, который не мог сосать, часто срыгивал, поперхивался, отдает маме малыша уже без этих отклонений, то отношение к тому, что делает остеопат, меняется.
- Что же происходит в этот момент? Некоторые называют его волшебством…
- Чудес здесь нет. Остеопатия – это очень логичная и умная специальность, которая строится на биомеханике, взаимодействии всех систем организма. Если узкие специалисты принимают детей с определенными проблемами органов: окулист – с заболеваниями глаз, лор – горла, терапевт или гастроэнтеролог – пищеварения, то мы используем целостный, холистический подход ко всему, что происходит в организме. Представьте себе марионетку: когда одна из ниточек повреждена, то кукла уже не будет красиво и органично двигаться. Задача остеопата как раз в том и состоит, чтобы найти эти «узелочки», порывы или растяжения, восстановив которые мы соединяем коммуникации для функционирования всего организма.
- В каком возрасте рекомендуете показать ребенка специалисту?
- Начнем с того, что малыш начинает свою жизнь не с рождения, а с первых минут появления клетки, которая начала делиться и развиваться в будущий эмбрион. Этот период наиболее значимый: многие будущие проблемы закладываться именно в это время. От того, как протекает беременность, и будет зависеть, что получит ребенок. Роды являются лишь стартом «космического корабля» на орбиту. Если все параметры соблюдены, то полет пойдет успешно. Но если были привнесены негативные коррективы, «корабль» может сойти с орбиты, и тогда мы увидим различные нарушения.
Поэтому в нашем отделении параллельно развиваются два направления – остеопаты занимаются как с будущими мамами, так и с детьми. Конечно, ребенка лучше показать как можно раньше, чтобы при необходимости скорректировать «полет», который ребенок начал в жизни. Иногда остеопату требуется максимум интуиции и понимания, сопоставления всех факторов – как протекала беременность, роды, состояние ребенка. И зачастую нет других методов устранения нарушений, кроме ручных практик.
- И это в то время, когда все говорят о цифровых технологиях!
- Знаете, кто был первым остеопатом? Человек, принявший роды у женщины. Если раньше в медицине действительно практиковался более механистический подход, то сейчас пытаются вернуться к более естественному, мягкому воздействию – его эффективность проверенане десятилетиями, а веками и тысячелетиями. Согласитесь, человеческий род пребывает на этой планете значительно дольше, нежели современная диагностическая техника и фармакология.
- Наталья Александровна, вы входите в команду первооткрывателей остеопатии на Дальнем Востоке. Вместе с директором Приморского института вертеброневрологии и мануальной медицины, заслуженным врачом России, профессором Анатолием Беляевым вы стояли у истоков ДВ отделения Ассоциации мануальной медицины и Школы остеопата. Есть ли еще чему учиться?
- Столько, как сейчас, я не училась за все годы работы детским хирургом! Я прошла обучение у ведущих остеопатов Франции Израиля, Англии, Франции, Канады, США, Впрочем, учиться с огромным интересом продолжаю не только я! Высочайший профессионализм всех наших специалистовдостигается постоянным развитием, непрерывным обучением у самых квалифицированных специалистов мира, что дает возможность обладать наиболее современными подходами.
Ребенок пошел в школу
- Наталья Александровна, есть ли данные о том, сколько детей нуждается во внимании остеопатов?
- По статистике, во время родов около 8-10 процентов младенцев получают очевидные нарушения, которые требуют безотлагательного остеопатического лечения. У остальных 80% детей нарушения не видны и могут не проявляться в первые месяцы жизни. Но если спустя годы у ребенка появляются нарушения развития речи, проблемы с осанкой, походкой, он испытывает сложности в учебе, мало кто свяжет эти проблемы с тем, что предпосылки сложились еще до рождения, а некий фактор спровоцировал их развитие в дальнейшем. Тем не менее связь есть. Так что практически всем 80% детей нужна поддержка остеопата, желательно с первых дней жизни.
- Вы уже затронули школьную тему. Как влияет учеба на организм ребенка?
- Школьные годы для детей – это быстрый темп роста и большие нагрузки. К сожалению, значительное время ученики находятся в меньшей подвижности, чем свойственно для их возраста, и уже в начальной школе имеют нарушения осанки. Могут появиться проблемы с нарушением зрения: спазмы аккомодации, изменение кривизны глазного яблока – отсюда близорукость или дальнозоркость. Детям приходится много писать, и не всегда при хорошем освещении. Бывает, что работает только центральное зрение, а периферическое «дремлет», поэтому ученик часто делает ошибки. Или пишет текст грамотно, а на слух – не воспринимает. Его ругают, говорят, плохо учится. И никто не задумывается, что дело - в нарушении коммуникации полушарий, дающих картину восприятия информации. Поэтому школьникам необходима поддержка остеопата, который способен мягко отрегулировать разные ситуации.
- Отражаются ли эти «поломки» на психоэмоциональном состоянии ребенка?
- Конечно! Очень часто детям говорят, что они себя плохо ведут, неусидчивы, даже гиперактивны. С точки зрения остеопата, у ребенка есть причины для такого поведения. Возможно, это нарушение кровоснабжения мозга. Например, дети, которые перенесли гипоксию внутриутробно или во время рождения, отличаются повышенной ранимостью, обидчивостью, у них нарушена коммуникабельность. Считают, дело в характере. Нет! Это то, что пришлось испытать и с чем не смог справиться маленький человек самостоятельно. Поэтому такие дети имеют сложности с поведением.
- Дается пациенту «задание на дом» после визита к остеопату?
- Согласитесь: невозможно сделать ремонт в доме раз и навсегда - порядок приходится поддерживать. И то, что врач делает на приеме по восстановлению целостности организма, необходимо продолжать. Мы даем рекомендации по пищевому режиму и двигательной активности. Детишкам с нарушением походки, осанки, положением стоп обязательно рекомендуем гимнастику, которой они занимаются дома.
- Может ли ребенок получить поддержку других специалистов Института вертеброневрологии и мануальной медицины?
- Безусловно. Одна из особенностей нашего института - активное развитие мультидисциплинарного подхода. Для эффективного воздействия на все звенья патогенеза к базовым методам подключаются лечебная гимнастика, все виды массажа, нейростимуляция, ДЭНАС-терапия. Работа с детьми складывается из подхода разных специалистов – логопеда, дефектолога, психолога, реабилитолога. Каждый из них дает понимание - что необходимо для того, чтобы организм маленького пациента функционировал самостоятельно. Это тонкая и многогранная работа, я сравнила бы ее с тем, как из отдельных бусин собирается прекрасное ожерелье.
Мы имеем все возможности для диагностики, лечения и реабилитации маленьких пациентов.
Надо просто жить!
- Наталья Александровна, не жалеете, что 30 лет назад расстались с хирургией?
- А вы знаете, что мануальную терапию иногда называют бескровной хирургией? Только остеопат может многое изменить без всяких инструментов, лекарственных препаратов и сложных процедур. По сравнению с хирургией, это совершенно другой подход к здоровью, дающий врачу значительно больше инструментов.
В организме заложено все, чтобы он функционировал, как автономная космическая станция. Если на нее завезено топливо, вывезен мусор, бортовой компьютер работает штатно, и команда действует в согласии, то проблем не возникает. Задача остеопата – дать возможность организму включить все механизмы, которыми он не мог пользоваться по каким-то причинам.
- Практикуете ли семейный подход?
- Практически у каждого специалиста есть тот круг пациентов, которых он наблюдает семьями. Знание условий жизни семьи, особенности состояния здоровья, генетические факторы дают подсказки, как предупредить опасности и чем помочь в определенной ситуации.
- Могли бы вы поделиться наиболее сложным случаем из своей практики?
- Каждый случай индивидуальный, особенный. Вот один из них. 21 год назад позвонили из одного из роддомов Владивостока и попросили посмотреть ребенка. Чтобы охарактеризовать малыша двух дней от роду, скажу, что по 10-бальной шкале его состояние оценивалось на «двоечку»: слабое сердцебиение, редкое дыхание. Его боялись даже транспортировать, так хрупка была жизнь крохотного Марка. Но мы занимались день за днем, год за годом. И, надо сказать, для двух баллов при рождении он вполне прилично развивался. В четыре года стал заниматься шахматами. В школу пошел как все дети, учился нормально, только в младших классах не отличался спортивностью. Сейчас Марк оканчивает университет, прошел гигантский конкурс и получил приглашение стажироваться в крупнейшую нефтяную компанию. Это красивый, остроумный, критичный молодой человек. Воздействие остеопатии было настолько спасительным, что мама Марка решилась на рождение второго ребенка.
- Наталья Александровна, чем отличаются дети, которые прошли через руки остеопата?
- Знаете, впечатление такое, что они не преодолевают трудности. Они растут, развиваются, радуются. Просто живут!
Клиники Института вертеброневрологии и мануальной медицины ведут прием по адресам:
г. Владивосток, ул. Маковского, 53а, тел. 2-765-065
г. Владивосток, ул. Давыдова, 40, тел. 265-44-99
г. Владивосток, ул. Пологая, 60, тел. 240-29-20
г. Владивосток, ул. Станюковича, 3, тел. 2755568
г. Владивосток, ул. Амурская, 84, тел. 2-45-62-28
г. Находка, ул. Ленинградская, 23, тел. 8 (4236) 65-86-55, 8 924 129 98 84 (сот.)
Сайт: http://www.inmanmed.ru/