Через тернии – к цифровой медицинской вселенной
Перевод приморского здравоохранения на цифровые рельсы – не имеющий аналогов в региональной практике сложнейший многоуровневый процесс. Одним их его ключевых и принципиально важных этапов стало внедрение централизованной медицинской информационной системы «БАРС. Здравоохранение-МИС» в подведомственные краевому минздраву медорганизации. Сказать, что это была тяжелая работа, требующая полной самоотдачи, огромного напряжения на грани человеческих сил и возможностей – значит ничего не сказать. Как невесело шутят сами программисты, это профессиональные компетенции уровня «Бог». И в глобальном смысле она еще не окончена: пока выстроен только базис с необходимой инфраструктурой в целях дальнейшей интеграции полезных сервисов в общую цифровую архитектуру региональной медицины и донастройки ее звеньев для безотказного функционирования в едином информационном поле. С чем пришлось столкнуться за три года внедрения системы, какую пользу она приносит и почему наш регион является уникальным российским субъектом и площадкой для эксперимента сразу с двумя МИС, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала руководитель ГАУЗ «Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» Мария Волкова.
Психологические трудности переходного периода
- Мария Викторовна, напомните, пожалуйста, для чего нужен был переход на единую информационную систему, какие цели преследовал?
- Цель, которую поставило правительство РФ, высокая и благородная - создать единое информационное пространство в сфере здравоохранения с возможностью оперативного обмена электронными медицинскими документами. Причем не только на уровне региона между лечебными учреждениями, но и Фондом социального страхования, бюро медико-социальной экспертизы, Росгвардией и органами ЗАГСа. Это также обмен между субъектами и федеральными организациями. В конечном счете мы должны повысить качество оказания медицинской помощи на всех этапах путем автоматизации и оптимизации данных процессов, их масштабной цифровой трансформации с использованием в МИС алгоритмов искусственного интеллекта, системы принятия решений и верификации диагнозов, включением в нее порядков маршрутизации пациентов и функций контроля исполнения клинических рекомендаций.
- С какими трудностями столкнулись на этом пути?
- С технической точки зрения это была крайне сложная, многоплановая, разноуровневая и в высшей степени трудоемкая работа, требующая мобилизации всех интеллектуальных людских ресурсов. Обо всех ее нюансах и разделах подробно говорить не имеет смысла, и я искренне благодарна родному коллективу, который впрягся в этот воз и продолжает его тащить в гору в качестве первопроходцев. Прежде всего мы столкнулись с инфраструктурными проблемами, и стоит сказать, что лечебные учреждения Приморья начинали внедрение централизованной медицинской информационной системы (ЦМИС) с разных стартовых позиций. Если, к примеру, многие владивостокские поликлиники занимаются вопросами автоматизации давно и достаточно успешно, то некоторые ЦРБ на отдаленных территориях Приморья с ними едва познакомились. Где-то были установлены свои локальные МИСы, где-то о них и не слышали. И первый серьезный барьер, который пришлось преодолевать с огромными усилиями -– пресловутый человеческий фактор.
Люди так устроены, что в штыки принимают все новое, им всегда легче не выходить за привычные устоявшиеся рамки. Немалая часть сотрудников прямо высказывала свое недовольство вплоть до отказа работать с новой ЦМИС «БАРС. Здравоохранение-МИС». Необходимо было что-то менять в сознании медработников и IT-специалистов ЛПУ, также мы видели разный уровень понимания у главных врачей, что они хотят от информационной системы. Кто-то довольствовался тем, что статистики забивали в МИС талоны и на выходе выдавали реестры. А кто-то погружался достаточно глубоко и осознавал, что автоматизация требуется на всех этапах оказания медицинской помощи. Но в любом случае это была внутренняя кухня, а тут появляется централизованная система, которая управляется извне кем-то другим. Поэтому психологический момент перехода был очень болезненным. Однако я уверена: пройдет время и все наладится, персонал привыкнет к новой централизованной МИС, благополучно адаптируется к продукту и начнет спокойно с ним работать. Так обычно в итоге и происходит к удовольствию всех заинтересованных сторон.
Альтернативная МИС: за и против
- Сколько на сегодняшний день медицинских организаций подключено к МИС «Барс»?
- К концу прошлого года мы в соответствии с планом подключили 50 лечебных учреждений, но нюанс в том, что МИС «Барс» - не единственная информационная система. По инициативе министра здравоохранения РФ Анастасии Худченко мы заключили договор с компанией «Сбер», которая является партнером разработчиков информационных систем и представляет на российском рынке вполне достойный и конкурентоспособный продукт – МИС «ТТМ: МИС SaaS». Площадкой для внедрения в 2021 году стали 20 медорганизаций края, в частности, Приморский краевой онкологический диспансер, ряд ЦРБ, психиатрическая служба, в 2022 году к ним присоединятся Приморская краевая клиническая больница №1 и больница восстановительного лечения. Учреждения в настоящий момент готовы к быстрому старту внедрения – информационная система выстроена, инфраструктура готова, но пока еще не запустили в полномасштабном формате в части электронной регистратуры, это вопрос ближайших двух недель.
- В чем плюсы и минусы присутствия в системе регионального здравоохранения двух медицинских информационных систем?
- Как показал опыт последних лет, один разработчик, являющийся монополистом, не всегда соблюдает требования к качеству системы, при этом в условиях зависимости рычаги воздействия как правовые, так и финансовые, не действенные. И у нас было много вопросов к исполнителям по контракту, поэтому появление альтернативной и конкурентоспособной информационной системы дает возможность выбора и надеемся, что будет стимулировать конкурирующие компании ответственно и добросовестно подходить к выполнению взятых на себя обязательств. Исполнитель по контракту компания «БАРС Груп» часто затягивал сроки, игнорировал региональные задачи и запросы в пользу федеральных требований. Хотя и мы для них тоже регион непростой – у нас есть свои специфические сервисы и сложная инфраструктура. С другой стороны, когда в субъекте только одна централизованная МИС, к которой подключены все бюджетные ЛПУ, работать проще, все делается по единым алгоритмам и приводится к общему знаменателю.
Что касается контракта со Сбером, то мы закрыли его только в мае этого года, и пока говорить о каких-то результатах рано и некорректно – должно пройти время. Но с ними работать комфортно, а претензии и дополнительные пожелания пользователей к МИС будут всегда. В любом случае здоровая конкуренция идет на пользу и приносит свои плоды, основная идея была как раз в том, чтобы благодаря альтернативной МИС видеть и понимать разницу между информационными системами, объективно оценивать их возможности и стимулировать разработчиков.
На пути к светлому цифровому будущему
- Как вы в целом оцениваете проделанную работу, что из однозначно положительного в нормальном режиме работает уже сейчас, какие отзывы получаете от главврачей региональных учреждений здравоохранения?
- Мне трудно оценивать объективно, но на мой субъективный взгляд одно из главных достижений за прошедшие три года заключается в том, что в Приморье сформировалось настоящее профессиональное сообщество IT-специалистов медицинской отрасли. Раньше инженеры-программисты ЛПУ были автономными разрозненными единицами, сегодня являются дружным сплоченным организмом, они тесно контактируют между собой, выносят на обсуждение важные вопросы и решают их сообща. Это несомненный плюс. Мой коллектив также получил бесценный опыт -– до внедрения централизованной МИС мы сопровождали региональные сервисы и напрямую с лечебными учреждениями практически не работали, а три года назад пришлось начать это делать, причем очень тесно и в большом объеме. Первоначально ответственным за подключение был только один специалист, к сегодняшнему дню набрана целая команда профессионалов.
Из однозначно положительного в работе самой МИС -– оформление в электронном виде больничных листов, возможность для врача видеть результаты анализов и инструментальных исследований, как только они готовы, внедрения лабораторной информационной системы. Конечно, есть МО, которые используют потенциал МИС на полную мощность: ведут в ней истории болезни, запись, обмениваются данными и цифровыми снимками, и т.д. Среди очевидных лидеров сегодня Госпиталь для ветеранов войн, они фактически отказались от использования бумаги в учреждении.
- На какой стадии рабочего состояния находится сегодня внедренная МИС «Барс», какие планы на ближайшую перспективу?
- По большому счету сейчас мы уравняли позиции ЛПУ, выстроили в каждой медицинской организации необходимый базис с инфраструктурой, позволяющий проводить дальнейшую донастройку и отладку сервисов системы, наладили каналы связи, организовали автоматизированные рабочие места. Завершился только первый этап внедрения, и еще очень много чего предстоит сделать. Мы работаем в таких условиях, что изменения происходят постоянно и на всех уровнях, каждые полгода появляются новые задачи и требования, переключаться приходится на ходу в авральном режиме. До конца года перед нами поставлена задача, чтобы 10% краевых ЛПУ полностью перешли на электронный документооборот. Лечебные учреждения -– только одно из звеньев, есть еще региональный и федеральный уровень с колоссальным объемом работ. В частности, сейчас происходит замена интеграционной шины IntersSystems на платформу отечественного производства, запуск новой версии взаимодействия с федеральной электронной регистратурой, что позволит запустить новые сервисы для граждан, все это требует серьезных трудозатрат. Да, критики в адрес «Барса» звучит немало, но накал страстей существенно снизился. У меня по этому поводу сдержанный оптимизм. Как я уже говорила, необходимо время, чтобы система «отстоялась», а медработники к ней привыкли, исполнители по контракту реализовали все региональные пожелания, постепенно все сложится и наладится, тогда мы вместе обязательно придем к светлому цифровому будущему в здравоохранении.
Сегодня, 29 июля - День системного администратора (также известен как День сисадмина) — праздник, который отмечается в последнюю пятницу второго летнего месяца для выражения признательности людям этой профессии. Я хочу воспользоваться случаем и высказать слова благодарности и глубокого уважения всем сисадминам, работающим в медицине, за их труд, который сегодня как никогда востребован. Ценность этих специалистов для здравоохранения будет только расти. Желаю, чтобы они получали от своей деятельности достойную моральную и материальную награду. Отдельная теплая благодарность системным администраторам ПК МИАЦ за обеспечение работоспособности всех региональных сервисов.