Онкоцентр третьего уровня - ЛПУ первого выбора
Новый порядок оказания медицинской помощи взрослому населению с онкологическими заболеваниями на территории Приморского края, основанный на утвержденном приказом Минздрава России №116н федеральном Порядке, вступил в силу с 10 января 2022 года. Этот объемный многостраничный и принципиально важный документ подготовлен при участии ведущих экспертов в области онкологии, радиологии, рентгенологии, инструментальной диагностики, организации здравоохранения и общественного здоровья, Росздравнадзора и ФОМС, которые вместе проделали колоссальную работу. Новые правила ввели единые требования к медицинским организациям, оказывающим помощь онкобольным, в том числе к их мощности, структуре, штатному нормативу и четко регламентируют этапы диагностики и лечения рака различных локализаций. В результате профильная помощь пациентам с ЗНО должна стать более качественной, доступной и максимально приближенной к месту жительства за счет грамотно выстроенной системы маршрутизации с момента подозрения на злокачественное новообразование до получения специализированной терапии.
О каких конкретно изменениях идет речь, что ждет врачей и пациентов, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал главный врач ГБУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» Михаил Волков.
Все дороги ведут в ПКОД
- Михаил Васильевич, какие медучреждения, согласно новому Порядку, имеют право оказывать специализированную помощь пациентам с онкопатологиями на территории Приморья и какие требования предъявляются к врачам-онкологам?
- Конечно, прежде всего это наш диспансер - онкологический центр третьего уровня. В новом Порядке прописаны четкие критерии, которым должно соответствовать медучреждение, оказывающее помощь пациентам с ЗНО. Это наличие как минимум трех специализированных отделений, в том числе противоопухолевого лечения и хирургического, а также не менее 70 коек онкологического профиля. Таким образом, в настоящее время запрещается проводить противораковую терапию на общих хирургических койках и врачами без соответствующего сертификата и уровня квалификации. Кроме ПКОД среди бюджетных учреждений здравоохранения данным требованиям отвечает лишь Владивостокская клиническая больница №2. Но назначать терапию там могут только на основании консилиумов, проведенных и утвержденных в нашем диспансере. Также важно, что с 1 марта вводится профессиональный стандарт врача-онколога, где однозначно указано - онкопатологии могут лечить специалисты с определенным уровнем подготовки. В частности, для доктора на амбулаторном приеме достаточно одного года ординатуры, а чтобы стать радиотерапевтом или онкологом-хирургом, требуется дополнительная двухгодичная подготовка.
- В каком объеме могут сегодня участвовать в оказании онкологической помощи частные медцентры?
- Очевидно, что ни одна частная клиника сегодня не соответствуют прописанным в порядке критериям - там нет ни специализированных отделений, ни профильных коек, ни возможности собирать консилиумы. А специалисты в большинстве случаев являются совместителями с основным местом работы в государственных ЛПУ. Коммерческие учреждения при наличии соответствующей лицензии имеют право консультировать по поводу онкологических заболеваний, брать биопсию, ставить первоначальный диагноз, но специализированная терапия в условиях круглосуточного стационара возможна только в онкодиспансере и ВКБ №2. К примеру, мы направляем пациента в «тысячекоечную» больницу с уже готовым проколом решения консилиума, расписанным планом лечения и комплектом необходимых исследований.
Авторитетное второе мнение
- Когда необходимо проводить такие врачебные консилиумы?
- С этого года они являются обязательным мероприятием перед началом терапии, должны проводиться во всех случаях впервые выявленного рака и когда требуется смена тактики лечения. Мы работаем строго по клиническим рекомендациям, которые полностью соответствуют международным протоколам и принципам доказательной медицины. Но всегда есть человеческий фактор, и иногда специалисты на местах не соблюдают, например, последовательность этапов лечения, в результате оно не приносит ожидаемого эффекта. Решение об изменении схемы терапии принимает исключительно врачебный консилиум, это всегда коллективное мнение, основанное на мировом практическом опыте. В любом случае обеспечение его работы и составление плана лечения возлагается на онкологический диспансер.
В состав мультидисциплинарной бригады входят помимо онкологов, специализирующихся на разных локализациях рака, урологи, хирурги, нейрохирурги. Все эти доктора в прошлом году были привлечены к работе и сегодня врачебный консилиум ПКОД представляет собой большой коллектив из восьми специалистов, где каждый оценивает со своей стороны состояние пациента и вносит свой вклад в составление плана лечения и назначение оптимальной тактики терапии. Как я уже говорил, даже если пациенту будет оказываться помощь в другом медучреждении, заключение нашего консилиума является обязательным условием - без этого документа ТФОМС страховой случай не оплатит.
- Нашлось ли место в новом Порядке телемедицинским консультациям?
- Да, документом определен ряд локализаций, которые требуют обязательного консультирования специалистов национальных медицинских исследовательских центров, головных институтов онкологии - им. Н.Н. Блохина, П.А. Герцена, Н.Н. Петрова. Мы в прошлом году открыли телемедицинский кабинет и наладили оперативную связь с центральными базами - отправляем запросы с прилагаемой документацией пациента в НМИЦы и каждый день получаем от них порядка трех удаленных консультаций. Таким образом, изменился подход к лечению - кроме собственных консилиумов мы в сложных случаях привлекаем коллег из федеральных клиник, и получаем авторитетное второе мнение. И если проблему невозможно решить в условиях нашего онкодиспансера, мы собираем пакет документов, предварительно получаем согласие и направляем пациентов на высокотехнологичное лечение в национальные медицинские центры.
ЦАОПам - ключевая лидирующая роль
- Какая роль отводится сегодня центрам амбулаторной онкологической помощи?
- Согласно новому Порядку ЦАОПам отводится ключевая лидирующая роль в системе первичной медико-санитарной помощи. До создания этих центров в районах злокачественными опухолями занимались в основном по совместительству, по остаточному принципу, в результате серьезно страдали доступность и качество лечения. Центры амбулаторной онкологической помощи уже доказали свою целесообразность и эффективность, данная модель стала жизнеспособной, поэтому сегодня ЦАОПы заслуженно заняли свое место в авангарде первичного звена, отвечающего за раннюю диагностику и современную терапию рака. Сегодня в этих специализированных структурах организован полноценный прием врачей-онкологов и проводится противоопухолевая терапия в условиях дневного стационара. Там применяются как таблетированные формы препаратов, так и инъекционные методики.
Порядки оказания онкологической помощи на местах разрабатывались с учетом специфики регионов - в Приморье создана сеть из 10 ЦАОПов (еще три - во Владивостоке), которой вполне достаточно для охвата всего населения края. Они полностью покрывают территорию таким образом, чтобы обеспечить доступность онкологической помощи для жителей даже отдаленных районов. Это возможность быстро и без очередей пройти необходимые обследования с забором разного вида биопсий, там же ставят предварительный диагноз, после чего пациента в течение трех дней направляют в наш диспансер с уже фиксированной датой приема и номером кабинета. У нас сосредоточены сложнейшие уникальные методы диагностики, благодаря которым мы ставим точный окончательный диагноз, собираем консилиум, составляем план лечения и направляем на терапию либо в профильное отделение ПКОД, либо в ЦАОП по месту прикрепления в зависимости от стадии и характера заболевания.
- Получается, первичным онкологическим кабинетам и отделениям места в новой системе не останется?