На очередном витке цифровой трансформации
Для ГАУЗ «Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» 2021 год стал особым во многих отношениях. Прежде всего потому, что 5 октября исполнилось 50 лет со дня рождения этой уникальной структуры, которая заложила фундамент цифровой эпохи и сегодня является ее локомотивом и ответственным проводником отрасли в новую IT-реальность, без которой на данном этапе невозможно представить работу современного ЛПУ. Это колоссальный, многоуровневый и зачастую невидимый труд специалистов ПК МИАЦ, где обычные пользователи, т.е. пациенты, видят только верхушку айсберга в виде удобных сервисов на портале госуслуг, возможности за пару минут и кликов записаться к врачу, на вакцинацию, получить результаты обследований, и т.д. В свою очередь для лечебных учреждений цифровизация здравоохранения упростила и автоматизировала ключевые рабочие процессы, перевела основную часть документооборота в электронный формат, позволила проводить телемедицинские консультации с более опытными коллегами, обмениваться рентгеновскими снимками, использовать технологии видеоконференцсвязи и работать в единой МИС.
Импортозамещение шины и альтернативная МИС
Информатизация приморских ЛПУ идет полным ходом и в достаточно высоком темпе, все эти процессы продолжаются, обрастают новыми возможностями для медицинских работников и пациентов, адаптируются под текущие и перспективные задачи здравоохранения, расширяются и трансформируются в рамках реализации проекта по единому цифровому контуру.
- Это был очень тяжелый, но в то же время насыщенный и продуктивный год, - рассказала корр. портала VladMedicina.ru директор ГАУЗ «ПК МИАЦ» Мария Волкова. - Конечно, не все проходило так гладко, как того хотелось. Мы работали с колоссальной нагрузкой в условиях внушительного числа ограничительных актов, особенно в части проведения госзакупок автоматизированных рабочих мест для медицинских организаций. Речь идет о важном инфраструктурном обеспечении деятельности врача, которое создает основу для внедрения прикладных сервисов, обеспечивает работу в медицинской информационной системе, и, как следствие - переход на электронный медицинский документооборот. По причине постоянно меняющихся требований в сфере государственных закупок приходилось часто переделывать аукционную документацию на приобретение АРМ, что существенно замедлило реализацию намеченных проектов по цифровизации – а это основа и фундамент, на котором они строятся. Однако несмотря на все трудности, сделать удалось многое. В этом году получилось ввести вторую информационную систему, конкурентную альтернативу МИС «Барс». Как показала практика двух лет, один разработчик, являющийся монополистом, не всегда соблюдает требования к качеству системы при отсутствии у нас каких-либо рычагов воздействия.
На приморский рынок успешно зашла группа компаний «Хост», которая является партнером ведущих разработчиков информационных систем и представила вполне достойный и конкурентоспособный продукт – МИС «ТрастМед». Также есть аналог лабораторной информационной системе – ЛИС «Ариадна».
Сейчас закрыт первый этап контракта, проведены настройки на региональном уровне, обучены специалисты, альтернативная МИС уже заведена в ряд центральных районных больниц, краевой онкодиспансер и психиатрическую службу. С января следующего года начнется ее активная эксплуатация, и в мае после получения обратной связи от лечебных учреждений произойдет окончательная оценка новой системы, ее жизнеспособности, эффективности и комфорта для пользователей. И если все будет хорошо, МИС «ТрастМед» может занять лидирующие позиции, при этом у разработчика «Барса» есть возможность выиграть конкурентную борьбу и удержать первенство. Кстати, в следующем году штат сотрудников ПК МИАЦ расширится IT-специалистами, которые будут заниматься исключительно вопросами работы медицинских информационных систем. А еще в русле актуальных сегодня трендов импортозамещения используемую интеграционную шину IntersSystems в 2022 году заменят на платформу отечественного производства.
Расширенный функционал медицинских сервисов
Как подчеркивает заместитель директора ПК МИАЦ по информатизации Владимир Мазурчук, в этом году в полную силу заработала запись на вакцинацию от COVID-19, обеспечена работа по новому регламенту выписки свидетельств о рождении и смерти, в том числе перинатальной. В частности, претерпела изменения форма документа, добавились обязательные поля для заполнения и сквозная нумерация. Это стало очередным шагом к повсеместному переходу краевых лечебных учреждений на электронный документооборот, чтобы данные документы поступали в ЗАГС в цифровом формате и корректно отображались в личном кабинете родственника умершего на портале госуслуг. Постоянно совершенствуется, развивается и дополняется новым полезным функционалом и сервис записи на прием к врачу. К примеру, в нем появились такие актуальные подразделы, как запись на углубленную диспансеризацию и вызов доктора на дом.
- Также на базе многофункционального центра запущен единый контактный центр, правда, пока не для всех медорганизаций, - обращает внимание Владимир Евгеньевич. - Все потоки звонков будут замыкаться на него - это прежде всего задача коллег из МФЦ, а мы предоставляем инструментарий, чтобы ЛПУ могли с ним работать. Сейчас в МФЦ идет запуск сервиса голосового робота, который обзванивает жителей и напоминает о предстоящем посещении врача, и если пациент не подтверждает свой поход к специалисту, освобожденный слот может использовать другой человек. Также в этом году мы подключили все диагностическое оборудование по стандарту DICOM к центральному архиву медицинских исследований - проект по централизованному хранению и передаче цифровых снимков фактически выполнен. Сейчас он совершенствуется в части внедрения систем искусственного интеллекта. На сегодняшний день мы технически готовы к запуску службы «Единый рентгенолог».
Еще один важный момент - началась выписка в электронном виде льготных рецептов на лекарственные препараты, чтобы пациенты смогли их видеть на портале ЕГПУ. Дальнейшее масштабирование сервиса - вопрос организационной работы с лечебными учреждениями и аптечными сетями, которые оказывают услуги по отпуску льготных медикаментов. Заработали и такие полезные электронные сервисы, как направление граждан на медико-социальную экспертизу, получение результатов анализов и обследований. Все они уже отображаются в личном кабинете и в следующем году будут окончательно настроены и отлажены. В ближайшей перспективе будет в полноценном формате запущена и система телемедицинских консультаций. Вертикально интегрированные медицинские информационные системы позволяют наладить полноценное электронное взаимодействие с ведущими институтами страны для оказания более качественной и эффективной помощи приморским пациентам с онкологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями и по профилю «Акушерство и неонатология».
На передовой цифрового фронта
В этом году обеспечена техническая возможность для запуска всех этих сервисов, в следующем предстоит организационная работа по их внедрению, рабочей эксплуатации, обучению персонала. Когда приходится описывать объемы и масштабы стоящих перед ПК МИАЦ задач, становится понятно, что рядовому обывателю даже осмыслить их не получится. За каждым шагом стоит огромный непрерывный труд специалистов информационно-аналитического центра - количество сервисов и спускаемых сверху поручений растет, а текучку никто не отменял, есть пласт работы, который нигде не отражается. Полноценное функционирование действующих систем требует постоянной модернизации и усложнения инфраструктуры центра обработки данных, мониторинга их производительности, погружения во множество технических нюансов и тонкостей, проработки превентивных мер во избежание проблем или сбоев в будущем.
К некоторым аспектам цифровизации приморских ЛПУ, качеству сервисов и скорости отправки данных возникают обоснованные вопросы и у врачей, но главное - процесс запущен и его уже не остановить. Идти в ногу со временем и работать в русле актуальных информационных трендов - задача не из легких. Но бюджетные учреждения здравоохранения Приморья справляются с ней на более чем достойном уровне.
- В первую очередь я хотела бы от души поблагодарить руководство и коллективы всех наших медицинских организаций, - подчеркивает руководитель ПК МИАЦ. - Сегодня на них лежит обязанность внедрять эти новые сервисы в повседневную практику, когда нескончаемым потоком идут пациенты, которых необходимо лечить. Мы понимаем, какая это колоссальная нагрузка и ответственность, огромное вам спасибо за стойкость, выдержку и терпение. Я отдаю должное и IT-специалистам ЛПУ, которые, судя по нашим специализированным чатам, без сна и отдыха работают на передовой этого цифрового фронта, все они большие молодцы, настоящие профессионалы. Также выражаю искреннюю признательность министру приморского здравоохранения Анастасии Худченко, которая в условиях дикого цейтнота на протяжении всего года каждую (!) неделю по пятницам находила время для обсуждения с руководителями медорганизаций насущных вопросов внедрения электронных сервисов. Если голова заинтересована, то и весь организм подчинится - без Анастасии Геннадьевны этот огромный паровоз точно бы не поехал. И, конечно, самые теплые слова благодарности у меня в адрес родного коллектива, специалистов экстра-класса в своей области, многие из которых в условиях сумасшедшей нагрузки были вынуждены заниматься и непрофильной деятельностью, в частности, погружаться в процессы государственных закупок. Низкий поклон!
Дай бог всем вам крепкого здоровья, душевного спокойствия и отдыха, сил и вдохновения, берегите себя и своих близких, пусть в новом году исполнятся все намеченные планы, откроются новые возможности и перспективы!